Методология Ч. Пирса

ПИРС Чарлз Сандерс (10 сентября 1839, Кембридж, США – 19 апреля 1914, Милфорд, США) – американский философ, логик, математик, естествоиспытатель, основоположник прагматизма. Родился в семье Бенжамина Пирса, известного американского математика. Окончил Гарвардский университет по специальности «химия» (1859).

Пирс никогда не заботился о понятности своих мыслей и связности изложения, он имел свободную манеру преподавания. Пирс ограничивался формулированием интуитивно очевидных для него самого голых тезисов, пренебрегая примерами и разъяснениями, так что предложенные им идеи нередко не воспринимались.

Пирс не был согласен с тем, что одно и то же утверждение может быть истинным для одного человека и ложным для другого. Он требовал независимой проверки теоретических утверждений, без связи с текущим задачам и нуждам. По Пирсу, истина есть конечный, а не любой промежуточный результат исследования.

Значение термина – это совокупность условий практической проверки всех высказываний, в которых этот термин является главным. Т.к. множество таких высказываний бесконечно, то значение может быть определено только частично, неполно, а наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным.

Теория значения, предложенная Пирсом, получила название «прагматистской».

Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма. Наибольшего влияния прагматизм как философское направление, базирующееся на идеях Пирса, достиг в начале 20 века, когда кроме самого Пирса и У. Джеймса к прагматизму примкнули также Дж. Дьюи и Дж. Г. Мид.

В основе прагматизма лежит максима прагматизма (или максима логики): «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».

Например, он отмечал, что когда ученый-экспериментатор говорит о каком-либо феномене или эффекте, он, как правило, имеет в виду не конкретное зафиксированное событие, а то, что обязательно произойдет, если в соответствующих условиях экспериментатор начнет действовать по определенному плану. Т.е. значение любого научного положения лежит в будущем, которое оно способно предсказывать.

Ядром концепции Пирса выступает фанероскопия (от древнегреческого слова — «явление», «видимость»). Феномены (явления) обладают тремя фундаментальными уровнями, выражаемыми в познавательных категориях: «первичность», «вторичность» и «третичность».

Первичность — это чистое присутствие, царство чувства и чистых форм.

Вторичность — это грубый и упрямый факт, сопротивление действительности, устойчивость и постоянство восприятий, индивидуальное существование в его отношениях, реакциях, взаимодействиях.

Первичность и вторичность порождает третичность — уровень подлинной реальности, универсалий, интерпретации в самом широком смысле слова.

Стержень методологии науки – принцип «фоллибилизма»: приближение к истине возможно только через непрерывное исправление ошибок, улучшение результатов, выдвижение все более совершенных гипотез.

Эволюция науки трактовалась Пирсом как процесс, проходящий две стадии: формирования общей структуры отношений между исследуемыми явлениями и кумуляции уточнений параметров и их численных значений, входящих в уравнения, описывающие эту структуру.

По Пирсу, суть познания, заключается в переходе от состояния сомнения к состоянию верования. Их практическое различие заключается в том, что именно верования руководят нашими устремлениями и формируют наши действия. Чувство уверенности есть более или менее верное свидетельство установления некоторой привычки, которая будет определять дальнейшие действия. Сомнение же есть неприятное, неудовлетворенное состояние, от которого человек всеми силами стремится избавиться и перейти в состояние верования (в смысле убежденности, уверенности в чем-либо, а не религиозной веры). Верование не сразу заставляет действовать, но ставит нас в такие условия, что мы будем действовать определенным образом, если к тому будет повод. Сомнение же сразу стимулирует действия, пока оно не будет преодолено. Переход от состояния сомнения к состоянию верования Пирс называл "исследованием", имея в виду не только научное исследование. Понятие об объекте представляет собой знание всех практических следствий из всевозможных действий с этим объектом. Истина — это верование, относительно которого в результате бесконечного исследования сообщество ученых пришло бы к согласию.

Научное исследование по Пирсу проходит три стадии:

Во-первых, стадию абдукции, выдвижения неожиданной гипотезы, являющейся главным творческим шагом ученого.

Во-вторых, стадию дедукции, заключающейся в выведении из гипотезы следствий и проверке формальной правильности (непротиворечивости, прежде всего) данной процедуры.

И, в-третьих, стадию индукции, когда на основе статистических данных проверяются следствия. При этом если гипотеза была верной, то в результате проверки она перестает казаться неожиданной.

Цель исследования - "твердое мнение". Это понятие для него важнее понятия истины. По Пирсу истина это характерная особенность утверждения, которая состоит в том, что вера в это утверждение привела бы нас к действиям, удовлетворяющим наши желания имеющиеся на тот момент. Сказать, что истина означает больше этого - значит сказать, что она не имеет никакого смысла вообще

Мышление он трактует как определенным образом структурированную последовательность ощущений, проходящих в сознании, в ней складываются системы отношений.

Мысли - лишь одна из таких систем, главная функция которой - производство верований.

Верование - есть то, о чем мы осведомлены, то, что успокаивает наше сомнение, то, что ведет к установлению некоторого правила действия - привычки. Значение наших мыслей и заключается в тех привычках к действию, которые они формируют. Цель же любого действия заключается в производстве ощущаемых результатов. Наша идея чего-либо - это идея его ощущаемых последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: