В самом конце 1999 г. произошли политические события, которые определили основное направление развития России в начале будущего века. В декабре состоялись выборы в Государственную Думу третьего созыва. Они заметно отличались от двух предыдущих. Если в 1993 и 1995 гг. между собой соперничали коммунисты и партии власти, т.е. левая и правая идеологии, то в 1999 г. такой альтернативы не было. Между собой боролись группировки российской элиты, а главным инструментом в этой борьбе стали политтехнологии. Велась настоящая информационная война с использованием всех средств по "дискредитации противника". Еще одним новшеством стало использование "административного ресурса" - государственного аппарата - для давления на избирателя. Эти выборы продемонстрировали возросшую роль в политике денег - среди депутатов оказались очень богатые люди, чьи доходы в сотни и тысячи раз превышали доходы их избирателей. Помимо традиционных политических партий и объединений (КПРФ, ЛДПР, "Яблоко"), в выборах одержали победу новые блоки - "Отечество - вся Россия" (ОВР), "Союз правых сил" (СПС) и проправительственный блок "Единство". Победа "Единства", созданного политического объединения и воспринятого избирателями как партия премьер-министра В.В. Путина, стала политической сенсацией. Большинство мест в Госдуме заняли представители КПРФ и "Единства", взявшие под контроль все ключевые комитеты. Спикером Госдумы вновь был избран Г.Н. Селезнев.
31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин неожиданно объявил о своей отставке с поста президента России и возложении президентских обязанностей, согласно Конституции РФ 1993 г., на главу правительства В.В.Путина. Президентские выборы были назначены на 26 марта 2000 г.
В течение предвыборной кампании В.В. Путин сумел основательно укрепить свой авторитет и влияние, превратившись из незаметного чиновника в самого популярного в стране политика. Благоприятный исход недавних думских выборов, первоначальный успех военной операции в Чечне осенью-зимой 1999-2000 гг. увеличили шансы на избрание его президентом. В.В.Путин особенно нравился тем, кто связывал возможность возрождения великой России не с демократией, а с просвещенным авторитаризмом. Импонировал он и своими экономическими взглядами, "равноудаленными" от гайдаровского радикального либерализма и зюгановского национал-коммунизма. Будущий президент твердо высказался в пользу рыночной экономики и в то же время утверждал, что рынок совместим с государственным регулированием.
На президентских выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин победил в первом же туре, набрав более 52% голосов. Он пришел к власти на волне требований "порядка и твердой руки". Но в то же время выступал как лидер-модернизатор, способный консолидировать общество и возродить великую Россию. В мае было сформировано новое правительство, которое возглавил М.М. Касьянов. Ключевые посты в правительстве заняли сторонники либеральной экономики: вице-премьером и министром финансов стал А. Кудрин, министром экономического развития и торговли - Г. Греф, его заместителем - А. Улкжаев, ближайший соратник Е. Гайдара.
Весной 2000 г. обозначились основные направления внутренней политики нового российского руководства. Главными из них стали:
1) реорганизация государственной власти с целью укрепления центра;
2) установление новых отношений с крупным бизнесом;
3) обеспечение гражданского согласия;
4) либерально-рыночные преобразования в экономической и социальной сферах как основа модернизации стран;
5) решение чеченской проблемы.
Главным условием для проведения всех преобразований в стране руководство считало крепкую государственную власть, поэтому первые же действия нового президента были направлены на консолидацию власти вокруг Кремля. В.В.Путин начал борьбу с самовластием местных элит, которое ослабило единство страны. Безбрежный "либерализм" в эпоху Ельцина позволил губернаторам сосредоточить в своих руках судебную и политическую власть в регионах, а в послеавгустовский период они попытались распространить ее и на экономическую сферу, подчинив себе могущественных местных олигархов - глав крупнейших предприятий. Красноярский конфликт между А.Лебедем и А. Быковым стал самой зрелищной иллюстрацией этого процесса. Заразившись серьезной "болезнью" анархии и вседозволенности, многие губернаторы явно выходили за рамки своих властных полномочий.
Для ослабления постсоветского "феодализма" губернаторов В.В. Путин начал реформы, направленные на укрепление "вертикали власти" и повышение роли федерального центра. В 2000 г. страна была разделена на семь федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), которые возглавили полномочные представители президента. Их обязанностью стала координация действий различных органов власти на подведомственной территории. Свою работу в округах полномочные представители начали с восстановления единого правового пространства - заставили местные власти привести все принятые в регионах нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством. В конце 2000 г., когда работа закончилась, выяснилось, что юридических поправок потребовали 2,5 тыс. региональных законов. Введение "полпредов" президента в Совет безопасности РФ поставило их выше губернаторов, так же, как и большинства министров и законодателей.
Был реорганизован Совет Федерации - верхняя палата Федерального собрания. Изменился порядок его комплектования - вместо губернаторов (или президентов) и глав местных законодательных органов власти в нем начали заседать их представители. Таким образом, Совет Федерации явно потерял в политическом весе, а региональные лидеры лишились стратегически важной политической функции, которую они имели как члены верхней палаты парламента, - возможность непосредственного давления на некоторые элементы федеральной исполнительной власти и на нижнюю палату парламента - Государственную Думу.
В какой-то мере компенсировать эту "потерю" губернаторам должен был созданный в 2000 г. Государственный совет, членами которого они стали. Однако Госсовет, будучи совещательным органом, не обладает реальными властными полномочиями, а только дает рекомендации для разработки новых законов. Поэтому новое "губернаторское образование" несравнимо менее влиятельно, чем Совет Федерации.
Изменились отношения между высшими исполнительными органами власти и Государственной Думой. С началом работы новой Думы обнаружилось, что фракцию "Единство" стали поддерживать ОВР, ЛДПР, а также "Регионы России" и "Народный депутат" - объединения депутатов, победивших в одномандатных округах. Они составили думское большинство, и, таким образом, Дума третьего созыва оказалась пропрезидентской. Характерная для 1990-х гг. борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти ушла в прошлое, а позиция В.В. Путина, получившего поддержку и в законодательной власти, еще больше укрепилась.
Реформируя государственный механизм, новая власть так выстроила "властную вертикаль", что президент оказался над всеми группами политической элиты и получил возможность с наименьшими препятствиями проводить все свои преобразования.
Активизировалась деятельность по совершенствованию и других звеньев государственного аппарата. Было провозглашено начало реформы судебной системы, представляющей третью ветвь государственной власти.
Сформировавшаяся в России судебная система состоит из трех структур: Конституционного Суда РФ и не связанных с ним конституционных судов республик в составе Федерации; Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов; Верховного Суда и системы общих судов. В ходе реформирования судебно-правовой системы появились новые институты, как, например, мировые суды и суды присяжных. Реформа оказалась трудной для реализации, идет слишком медленно, а судебная власть пока остается довольно слабой, порой беспомощной.
Новый импульс получила военная реформа. В январе 2001 г. был принят "План строительства Вооруженных Сил РФ", в котором предусмотрен рост их финансирования, запланировано оснащение войск передовой техникой и вооружением. К 2010 г. намечено перейти к комплектованию российской армии преимущественно на контрактной основе.
Важное место в современной политической жизни заняло урегулирование отношений Кремля с крупным бизнесом. При этом указывалось, что участие бизнеса в политике не запрещается, но никто не может иметь политических льгот, все должны быть "равноудалены" от государственных органов. Олигархи - уцелевшие после кризиса 1998 г. и новые - начали вытесняться из коридоров федеральной власти. Сначала предпринимались выпады против таких "империй" как "Лукойл" и "Интеррос". А с лета 2000 г. главными объектами преследования стали В. Русинский и Б.Березовский, которые, в свою очередь, обрушились через подконтрольные им СМИ на президента с обвинениями в попытке узурпации власти. В конце концов, олигархи проиграли и, выехав за границу, поставили себя в положение политэмигрантов. Принадлежавшие им СМИ государство взяло под свой контроль.
Удар власти по Б. Березовскому и В. Гусинскому подорвал политические позиции остальных крупнейших бизнесменов, сделал их более лояльными к Кремлю. Но "поход бизнеса во власть" не закончился, а только переместился на региональный уровень. Победив на выборах местных политиков, одни бизнесмены стали губернаторами (Р. Абрамович - Чукотки, А. Хлопонин - сначала Таймыра, а с 2002 г. - Красноярского края, Б. Золотарев - Эвенкии) и президентами (В. Штыров - Якутии, X. Совмен - Адыгеи) субъектов Федерации, другие - членами региональных законодательных органов. Начало их деятельности в новом качестве показывает, что, сменив людей "ельцинского призыва", они смогли лучше вписаться в выстраиваемую президентом властную вертикаль, чем многие местные политики "со стажем".
Последним "отголоском" конфликта Кремля с олигархами стало "Дело ЮКОСа" - крупнейшей нефтяной компании России. Осенью 2003 г. был арестован и взят под стражу ее глава М. Ходорковский, последовало обвинение в недоплате компанией налогов государству, начались многомесячные проверки ее деятельности. Дело ЮКОСа сразу же вышло за рамки экономических споров, приобрело политический оттенок и получило громкий международный резонанс.
Новый президент России начал уделять большое внимание преодолению разобщенности различных категорий жителей страны и достижению национального согласия. Предпосылки для этого имелись. Широкая поддержка операции федеральных сил в Дагестане и Чечне свидетельствовала о единодушном стремлении россиян к наведению порядка и стабильности в России. Борьба против чеченских террористов, которую возглавил В.В. Путин, сплотила большинство населения и обеспечила ему стабильную поддержку в обществе. С осени 2004 г. убеждение в необходимости сплочения общества и противопоставления единства терроризму стало превращаться в национальную идею
Новое руководство обосновало важность создания общенациональной системы ориентиров, которые должны были ликвидировать возникший за годы реформ идеологический вакуум. В основу этой системы был положен патриотизм и идея возрождения России как великой державы, а также достижение национального консенсуса. В декабре 2000 г. Госдума приняла предложенный президентом закон о государственной символике России. Ими стали герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг. Были также законодательно утверждены флаги Вооруженных сил и Военно-Морского флота - соответственно красное знамя советской эпохи и белый, пересеченный голубыми полосами (Андреевский) флаг. Государственным гимном России снова стал созданный в годы Великой Отечественной войны гимн СССР с музыкой А.А. Александрова и обновленным текстом С.В. Михалкова. Такое сочетание символики было призвано объединить разные политические и социальные силы, продемонстрировать преемственность старой и новой России.
Большое внимание стало уделяться укреплению института президентства, который начал рассматриваться не только как высший государственный пост, но и как символ объединения общества. Президент В.В. Путин быстро превратился в общенационального лидера. Он стал часто выступать в СМИ с разъяснением проводимых мероприятий, вместе с правительством пытался установить контакты с разными организациями и структурами.
По инициативе сверху стали выстраиваться в лояльные по отношению к Кремлю корпорации различных социальных групп. Помимо Госсовета для региональных лидеров, были созданы "Медиасоюз" для журналистов, ОПОРА - для мелкого бизнеса. Начал активно поддерживать президента РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), объединяющий крупнейших бизнесменов. Прошедший в конце 2001 г. Гражданский форум стал попыткой объединить в подконтрольную корпорацию некоммерческие общественные союзы. На нем присутствовали делегаты, представлявшие сотни общественных неполитических организацией. Форум принял решения, способствующие координации деятельности общественных объединений и государственных учреждений при разработке социально значимых программ.
По той же логике начала отстраиваться партийная система после принятия в 2001 г. Закона о политических партиях. Идея партийного строительства состоит в том, чтобы обеспечить создание в стране взамен многочисленных мелких образований, называемых себя партиями, крупных политических организаций, способных выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объединений. Чтобы быть зарегистрированными Минюстом и принимать участие в выборах, партии, по закону, должны насчитывать 10 тыс. членов и более и иметь отделения не менее чем в половине субъектов РФ.
В результате первой волны перемен в России была создана "вертикаль власти", которая явилась "инструментом" для второй волны преобразований. Она последовала с весны 2001 г., когда начались структурные реформы - процесс институциональных преобразований в экономике, правовой и социальной сферах. Начались налоговая, бюджетная, пенсионная, жилищно-коммунальная и другие реформы. Их первые результаты были очень неоднозначными. Реформы не дали быстрой положительной отдачи, растянулись на годы и, как правило, очень неоднозначно воспринимались в обществе.
Признаки третьей волны перемен обозначились во внешнеполитической деятельности. Были сделаны попытки укрепить международные позиции России. В 2000 г. появились три базовых документа, в которых отражено видение руководства места и роли страны в мире, ее долгосрочных стратегических интересов и путей их реализации. В Концепции национальной безопасности были проанализированы внешние угрозы интересам государства. На ее основе были приняты Военная доктрина, конкретизирующая Концепцию в плане укрепления обороноспособности страны, и Концепция внешней политики, конкретизировавшая основные направления внешнеполитической деятельности. Положив в основу идею разновекторной политики, Россия развивает связи со многими государствами на всех континентах. Были сделаны попытки укрепить пошатнувшиеся после августовского кризиса 1998 г. отношения с Западом. Продолжились интенсивные контакты с европейскими странами и США. Параллельно с двусторонними связями развивалось многостороннее сотрудничество в рамках "большой восьмерки", ОБСЕ, НАТО, ЕС, МВФ и др. Сделав выбор в пользу стратегического партнерства с западными странами, В.В. Путин повторил традиционный для всех российских модернизаторов шаг. Однако он был сделан в сложных условиях раскола общества и политической элиты. Значительная часть российского правящего класса не готова рассматривать сотрудничество с Западом как отвечающее российским национальным интересам, что, безусловно, очень затрудняет модернизационный процесс в стране.
Годы первого срока президентства В.В. Путина были отмечены активной ротацией российской политической элиты. Началась массированная "питеризация" федеральной власти - приход в госаппарат людей из северной столицы. Процесс обновления элиты перерос в бюрократический кризис, вызванный столкновением интересов чиновников, сделавших карьеру при Ельцине, и новых во власти людей. В 2001 г. стали терять свои позиции "государственные олигархи" - те, которые при Ельцине получили экономические структуры общенационального значения и, как правило, заняли высокие государственные посты. В отставку были отправлены главы "Газпрома" (Р. Вяхирев), Минатома (О. Адамов), МПС (Н. Аксененко). Естественно, что эти перемены вызывали недовольство олигархов. В ответ Кремль "задействовал ресурс" "силовых" ведомств, которые в последние годы стали такими влиятельными, как никогда прежде в новейшей истории России. На политической сцене появилась "третья сила" - спецслужбы, которые стали отслеживать ситуацию и в политике, и в бизнесе. Важнейшее место в политической жизни страны продолжала занимать чеченская проблема. В ходе активных военных действий зимой 1999-2000 года федеральные войска установили контроль над ключевыми населенными пунктами Чечни, а в марте войсковую часть операции по уничтожению бандформирований правительство объявило завершенной. Однако военные действия не закончились, так как выступления боевиков, как и в первую чеченскую войну, перешли в стадию партизанской войны. Более того, Чечня превратилась в базу международного терроризма, поскольку в военных действиях на стороне боевиков стали принимать участие иностранные наемники, сумевшие занять в бандформирования часть командных постов. Против федеральных сил боевики вели активную террористическую деятельность, жертвами которой становились даже крупные подразделения российской армии, например, Псковская дивизия ВДВ, понесшая большие потери в марте 2000 г. Ответные действия войск МО и МВД в Чечне дополнялись операциями ФСБ, в результате которых были захвачены некоторые полевые командиры, в том числе С. Радуев, впоследствии приговоренный российским судом к пожизненному заключению за терроризм.
Кроме ведения боевых действий против бандформирований, федеральные власти начали восстанавливать экономику Чечни, а также налаживать контакты с теми чеченскими лидерами, которые выступали против вооруженной борьбы и не были причастны к терроризму. Летом 2000 г. главой администрации Чеченской республики был назначен муфтий А. Кадыров, авторитетный лидер мусульман и участник первой чеченской войны. В республике началось создание гражданских органов власти, появились суды, прокуратура. Населению стали выплачиваться зарплаты, пенсии, пособия. В январе 2001 г. в российском правительстве появилась должность федерального министра по делам Чечни, было создано правительство Чеченской республики и принята федеральная программа восстановления ее экономики и социальной сферы, на реализацию которой выделили около 500 млн. долл.
Инициативы российского руководства по постепенному переносу центра тяжести борьбы с бандформированиями и наведению порядка в чеченских структурах власти не привели к заметным подвижкам в решении проблемы. Реализовать эти планы было трудно, так как отряды боевиков воевали и против федеральных сил, и против новой чеченской администрации. Они активно пытались сорвать начатый осенью 2002 г. процесс подготовки к референдуму по Конституции Чечни и последующим выборам новых органов власти. Взрыв Дома правительства Чечни 28 декабря 2002 г., принесший многочисленные жертвы, стал свидетельством жесткого противостояния политике федерального центра. В марте 2003 г. Конституция была одобрена на референдуме, и на ее основе был избран президентом республики А. Кадыров. Но легитимизация власти не изменила обстановку. А. Кадыров был убит 9 мая 2004 г. в Грозном. Кампания по выборам нового президента летом того же года и сами выборы проходили в напряженной обстановке противостояния противоборствующих сил.
Многолетний конфликт в Чечне сопровождается постоянными террористическими актами со стороны боевиков в разных частях страны, которые удается предотвратить лишь частично. Самыми крупными из них были захват в заложники зрителей и актеров мюзикла "Норд-Ост" в Москве 23 октября 2002.г. и захват взрослых и детей в школе г. Беслана (Северная Осетия) 1 сентября 2004 г. Власть продемонстрировала решимость не идти на уступки бандитам. В результате освобождения заложников в обоих случаях почти все террористы были уничтожены, но при этом погибли несколько сотен невинных людей. В целом же во время терактов в России в 2000-2004 гг. были убиты более 900 чел.
Превратившаяся в национальную трагедию война в Чечне очень осложнила положение России на международной арене, в первую очередь ее отношения с европейскими государствами и США. Обвинения России в нарушении прав человека в Чечне стали постоянно действующим фактором в международных отношениях.
Программы В.В. Путина, являющиеся симбиозом государственности и либерализма, вызвали поддержку, как правых, так и левых сил. Каждый вкладывал в них свои надежды, и это обеспечило стране политическую стабильность в течение последних лет. Но новый курс не всеми оценивался однозначно. Среди его критиков оказались "яблочники", которые поддержали экономические программы, но начали бороться с попытками концентрации власти в одних руках и с "удушением" СМИ. Коммунисты же поддержали курс на "возвышение государственной власти", но не приняли экономические инициативы.
Главной опорой В.В. Путина стал политический центр, к которому все больше стала склоняться основная часть Госдумы и к которому кремлевская власть старалась привлечь как можно больше различных общественных сил.
"Проверкой на прочность" политического курса новой власти стали выборы в Госдуму в декабре 2003 г. Их исход, в отличие от трех предыдущих выборов, был предрешен заранее. Пропрезидентский блок "Единая Россия", опиравшийся на огромные административные и медийные ресурсы действующей власти, завоевал большинство голосов. В Думу прошли также КПРФ, получившая меньше мест, чем на предыдущих выборах, блок "Родина" и ЛДПР. Неожиданным для всех стал провал "Яблока" и СПС, не набравших по 5% голосов избирателей. Причиной этого стали не только просчеты в организации предвыборной кампании и низкий рейтинг лидеров правых в народе. Главное, что избиратели разочаровались в либеральной идеологии, выразителями которой являлись эти партии и на основе которой очень неудачно проводятся реформы в России. В СПС и "Яблоке" начался глубокий кризис, проявившийся в расколе этих партий, конфликтах среди лидеров, прекращении деятельности многих региональных отделений. Поражение правых на выборах имело еще одно важное следствие. С самого начала реформ либералы "подпитывали" российскую власть, сотрудничали с ней или были, как в 3-й Думе, конструктивной оппозицией, а теперь они отошли от нее.
С началом работы новой Думы фракция "Единая Россия" еще больше выросла за счет перешедших в нее некоторых членов других фракций и независимых депутатов. Она стала контролировать абсолютное большинство думских комитетов, а председателем Госдумы стал лидер "единоросов" Б. Грызлов. Господство "Единой России" в российском парламенте, резкое ослабление левой думской оппозиции и исчезновение правой радикально изменили политическую обстановку. Дума превратилась в орган, полностью подконтрольный президенту и его администрации. Впервые в постсоветской России произошла консолидация власти.
Последовавшая за думской предвыборная президентская кампания зимой 2003-2004 года превратилась в "кампанию по избранию в президенты В.В. Путина", поскольку альтернативы ему не было. Незадолго до выборов президент сделал неординарный шаг. Он отправил в отставку правительство М. Касьянова и назначил новое во главе с М.Фрадковым, предъявив таким способом россиянам программу своих будущих действий после избрания на новый срок. Структура правительства изменилась, министерства были укрупнены путем объединения нескольких родственных в одно. При этом прежние министерства стали структурными подразделениями новых и получили название Федеральных агентств.
В марте 2004 года В.В. Путин был избран президентом на новый срок, что позволило ему продолжить начатые реформы. Самым крупным и значимым событием современной политической жизни стало обнародование в сентябре 2004 г. проекта дальнейшего реформирования "вертикали власти". С целью достижения лучшего согласия во властных структурах и повышения ответственности облеченных властью людей предлагается, во-первых, впредь проводить выборы в Государственную Думу только по партийным спискам и отказаться от выборов по одномандатным округам. Во-вторых, отказаться от выборов глав исполнительной власти субъектов Федерации (губернаторов). По проекту, их кандидатуры должны предлагаться Кремлем и утверждаться местными законодательными органами соответствующих территорий. Эти инициативы народ воспринял равнодушно. Немногочисленные оппоненты президента оценили их как нарушение демократических принципов. А представители власти всех уровней их приветствовали и выдвинули встречное предложение назначать глав исполнительной власти городов.
Таким образом, путем сужения автономии ряда политических институтов и элиты на современном этапе создана моноцентрическая система власти. Парламент стал еще менее влиятельным органом. В его обеих палатах сложилось пропрезидентское большинство, что гарантирует прохождение законопроектов, подготовленных правительством и администрацией президента. Четче начала действовать вертикаль федеральной и местной исполнительной власти. Оппозиция ослабла настолько, что не может препятствовать президентским инициативам. Государственная машина стала легко управляемой из Кремля.
Современный этап государственно-политического и общественного развития России далек от стабильности и характеризуется противоречивыми процессами, радикально меняющими российское общество. Наметившаяся в последние годы тенденция к усилению государственного контроля в социально-экономической, общественной и духовной сферах отчетливо свидетельствует о возрастании роли государства в жизни современной России. В.В. Путин использует свое положение "первого лица" для того, чтобы модернизировать экономическую систему и сблизить страну с Западом. Но это - "реформа сверху", которая низвела до уровня статистов не только широкие массы населения, но и большую часть политической элиты, что делает ее непрочной. Президент сохранил свою высокую популярность среди населения страны, уставшего от криминала, воровства чиновников, бесхозяйственности. На него делают ставку правые и правоцентристские политики, бизнесмены. Но в то же время все чаще стали появляться критические оценки его деятельности, которые высказывают российские граждане, недовольные низким КПД преобразований.