Тема 1. Социальный педагог как исследователь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра общей и социальной педагогики

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Практикум по курсу

Для студентов специальности 031300 - «Социальная педагогика»

Пермь 2005

УДК 37. 015.3

ББК Ю 984.0

М 41

Р е ц е н з е н т:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей и социальной педагогики

Пермского государственного педагогического университета Т. М. Кузнецова

Составитель: ст. преподаватель кафедры

общей и социальной педагогики Е.О. Федотова

М 41 Методология и методы психолого-педагогического исследования: практикум по курсу. Для студентов специальности 050711- «Социальная педагогика»/ сост. Е.О. Федотова; Перм. гос. пед. ун-т.- Пермь, 2005.- 28 с.

Практикум содержит вопросы и задания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Методология и методы психолого-педагогического исследования» по каждой теме, отраженной в программе. Также представлен список литературы, послужившей основой для составления издания.

Адресовано студентам специальности «Социальная педагогика» очной и заочной форм обучения.

УДК 37. 015.3

ББК Ю 984.0

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Федотова Е.О., составление, 2005

© Пермский государственный

педагогический университет, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка................................................................................................4

Вопросы и задания по темам курса...........................................................................5

Тема 1. Социальный педагог как исследователь........................................................5

Тема 2. Методология психолого-педагогического исследования..............................6

Тема 3. Методы исследования, их классификация...................................................12

Тема 4. Логика психолого-педагогического исследования......................................14

Тема 5. Эмпирические методы исследования...........................................................15

Тема 6. Теоретические методы исследования...........................................................19

Тема 7. Математические методы

в психолого-педагогическом исследовании...............................................................21

Тема 8. Оформление результатов исследования.......................................................23

Список литературы......................................................................................................26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемое издание предназначено для студентов — будущих социальных педагогов, изучающих дисциплину «Методология и методы психолого-педагогического исследования», которая ориентирует будущих специалистов на формирование необходимых исследовательских умений, педагогическое творчество, на понимание методологических принципов и методов психолого-педагогического исследования в области социально-педагогической практики, на осознанное овладение методологической культурой как важным компонентом профессиональной деятельности.

«Вопросы и задания по курсу «Методология и методы психолого-педагогического исследования» подготовлены в соответствии с содержанием соответствующей программы (2003, 2004). Структура издания отражает структуру курса. В рамках каждой темы студентам предлагаются вопросы репродуктивного и творческого характера; задания, требующие от будущих специалистов наличия определенных исследовательских умений.

Вопросы и задания данного издания могут быть использованы как в процессе проведения семинарских и практических занятий, так и для самостоятельной работы студентов. В каждой теме имеется задание, выделенное жирным шрифтом, которое выполняется в ходе аудиторных занятий как образец. Этому способствует предлагаемый список литературы, послужившей основой для составления сборника и ориентирующей студентов на выполнение заданий.

Выполнение предлагаемых заданий призвано помочь студентам в подготовке и проведении учебно-исследовательских работ, предусмотренных ГОС ВПО (2000): курсовых и выпускной квалификационной работ.

Тема 1. Социальный педагог как исследователь

1.Объясните, почему разработка социальным педагогом модели собственной деятельности есть проявление исследовательского подхода. Приведите пример такой модели.

2. Укажите, с выполнения какой функции начинается практическая социально-педагогическая деятельность; раскройте ее сущность. Сделайте вывод, что объединяет реализацию данной функции и проведение научного исследования.

3. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения по следующему вопросу: при участии социального педагога в разработке и реализации социально-педагогического проекта необходимо наличие у него исследовательских умений и качеств личности педагога-исследователя.

4. Соотнесите между собой понятия: профессиональная культура, методологическая культура, методологическая культура социального педагога.

5. Обоснуйте утверждение, что в современных условиях владение специалистом (в том числе и социальным педагогом) методологической культурой является важным условием профессионального становления и роста.

6. Укажите, в чем состоит сходство и отличите методологической культуры социального педагога - исследователя и социального педагога - практика.

7.Выразите свое мнение по вопросу: возможны ли формирование и рост методологической культуры будущего социального педагога в процессе профессиональной подготовки; в случае положительного ответа укажите пути формирования и повышения методологической культуры будущего специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: