МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра общей и социальной педагогики
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Практикум по курсу
Для студентов специальности 031300 - «Социальная педагогика»
Пермь 2005
УДК 37. 015.3
ББК Ю 984.0
М 41
Р е ц е н з е н т:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общей и социальной педагогики
Пермского государственного педагогического университета Т. М. Кузнецова
Составитель: ст. преподаватель кафедры
общей и социальной педагогики Е.О. Федотова
М 41 Методология и методы психолого-педагогического исследования: практикум по курсу. Для студентов специальности 050711- «Социальная педагогика»/ сост. Е.О. Федотова; Перм. гос. пед. ун-т.- Пермь, 2005.- 28 с.
Практикум содержит вопросы и задания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Методология и методы психолого-педагогического исследования» по каждой теме, отраженной в программе. Также представлен список литературы, послужившей основой для составления издания.
|
|
Адресовано студентам специальности «Социальная педагогика» очной и заочной форм обучения.
УДК 37. 015.3
ББК Ю 984.0
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Федотова Е.О., составление, 2005
© Пермский государственный
педагогический университет, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка................................................................................................4
Вопросы и задания по темам курса...........................................................................5
Тема 1. Социальный педагог как исследователь........................................................5
Тема 2. Методология психолого-педагогического исследования..............................6
Тема 3. Методы исследования, их классификация...................................................12
Тема 4. Логика психолого-педагогического исследования......................................14
Тема 5. Эмпирические методы исследования...........................................................15
Тема 6. Теоретические методы исследования...........................................................19
Тема 7. Математические методы
в психолого-педагогическом исследовании...............................................................21
Тема 8. Оформление результатов исследования.......................................................23
Список литературы......................................................................................................26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемое издание предназначено для студентов — будущих социальных педагогов, изучающих дисциплину «Методология и методы психолого-педагогического исследования», которая ориентирует будущих специалистов на формирование необходимых исследовательских умений, педагогическое творчество, на понимание методологических принципов и методов психолого-педагогического исследования в области социально-педагогической практики, на осознанное овладение методологической культурой как важным компонентом профессиональной деятельности.
|
|
«Вопросы и задания по курсу «Методология и методы психолого-педагогического исследования» подготовлены в соответствии с содержанием соответствующей программы (2003, 2004). Структура издания отражает структуру курса. В рамках каждой темы студентам предлагаются вопросы репродуктивного и творческого характера; задания, требующие от будущих специалистов наличия определенных исследовательских умений.
Вопросы и задания данного издания могут быть использованы как в процессе проведения семинарских и практических занятий, так и для самостоятельной работы студентов. В каждой теме имеется задание, выделенное жирным шрифтом, которое выполняется в ходе аудиторных занятий как образец. Этому способствует предлагаемый список литературы, послужившей основой для составления сборника и ориентирующей студентов на выполнение заданий.
Выполнение предлагаемых заданий призвано помочь студентам в подготовке и проведении учебно-исследовательских работ, предусмотренных ГОС ВПО (2000): курсовых и выпускной квалификационной работ.
Тема 1. Социальный педагог как исследователь
1.Объясните, почему разработка социальным педагогом модели собственной деятельности есть проявление исследовательского подхода. Приведите пример такой модели.
2. Укажите, с выполнения какой функции начинается практическая социально-педагогическая деятельность; раскройте ее сущность. Сделайте вывод, что объединяет реализацию данной функции и проведение научного исследования.
3. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения по следующему вопросу: при участии социального педагога в разработке и реализации социально-педагогического проекта необходимо наличие у него исследовательских умений и качеств личности педагога-исследователя.
4. Соотнесите между собой понятия: профессиональная культура, методологическая культура, методологическая культура социального педагога.
5. Обоснуйте утверждение, что в современных условиях владение специалистом (в том числе и социальным педагогом) методологической культурой является важным условием профессионального становления и роста.
6. Укажите, в чем состоит сходство и отличите методологической культуры социального педагога - исследователя и социального педагога - практика.
7.Выразите свое мнение по вопросу: возможны ли формирование и рост методологической культуры будущего социального педагога в процессе профессиональной подготовки; в случае положительного ответа укажите пути формирования и повышения методологической культуры будущего специалиста.