Методика «Образ жизни» О.И. Моткова
Образ жизни личности - система стихийно или целенаправленно сложившихся интересов и видов деятельности, линий жизни.
Линия жизни - достаточно устойчивый активный интерес и соответствующий ему регулярно совершаемый вид деятельности.
Под гармоничным образом жизни понимается осознанно строящаяся самим человеком или совместно с опытным учителем система адаптивно необходимых интересов и видов жизненного функционирования, позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешнее реализовывать свое жизненное предназначение. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию. Гармония - это динамичное состояние человека. Оно требует от него ежедневных усилий для своего достижения и эффективного поддержания.
Назначение. С помощью данной методики изучается степень гармоничности образа жизни респондента. Все 12 представленных в методике адаптивно необходимых линий жизни, видов деятельности (занятий) равноценны по значимости. Они разбиты на полярные пары. Каждый член такой пары (например, преимущественно умственные и преимущественно физические занятия) является позитивной характеристикой, объективно необходимой для поддержания оптимального функционирования человека.
|
|
Определяются три основных показателя:
- выраженность силы интересов к адаптивно необходимым занятиям и уровень их гармоничности;
- выраженность осуществления адаптивно необходимых занятий - через среднее условное время, затрачиваемое в течение недели на эти занятия - и уровень их гармоничности;
- уровень гармоничности образа жизни - совокупный показатель, учитывающий характер соотношения уровней гармоничности занятий и интересов. Преимущество при его определении отдается показателю уровня гармоничности занятий, указывающему на степень реального совершения необходимых видов жизнедеятельности в образе жизни отвечающего.
Кроме того, интересно проанализировать наиболее яркие противоречия между силой интереса к какому-либо занятию и временем, которое на него затрачивается. Если между ними раница в 2 и более баллов, то это указывает на наличие резкого противоречия. Чем больше таких противоречий, тем больше дисгармонизирован образ жизни испытуемого. Соответственно рекомендации респонденту строятся и с учетом этих ярких противоречий.
Инструкция. Вам предлагается оценить силу своих интересов к определенным видам занятий (по 5-балльной шкале А) и время, которое у Вас реально уходит в течение обычной семидневной недели на совершение этих занятий (по 5-балльной шкале Б). Всего нужно ответить на 12 пунктов.
|
|
Свой ответ выбирайте по Шкалам возможных ответов А и Б:
Шкала А - оценка степени интереса к определенному виду занятий:
1 – нет интереса; 2 – слабый интерес; 3 – средний интерес; 4 – сильный интерес; 5 – очень сильный интерес
Шкала Б- оценка затрат времени на соответствующий вид занятий:
1 – не трачу время; 2 – мало времени; 3 – среднее время;
4 – много времени; 5 – очень много времени
Виды интересов и занятий:
1. Умственные интересы и занятия - преимущественная работа головой, обучение наукам, решение задач, чтение, фантазирование, размышление, планирование.
2. Интересы и занятия, связанные преимущественно с физическими нагрузками - работа руками, спорт, зарядка, оздоровительный бег, ходьба, танцы, прогулки, походы, хатха-йога и т.п.
3. Ситуативные - учебные, рабочие, бытовые - интересы и дела - кратковременные и конкретно направленные занятия на работе, учение в школе, бытовые и семейные заботы, гигиенические процедуры, покупки, и т.п.
4. Интерес и обращение к вечным темам жизни - смысл жизни, цели человечества, законы природы, добро-истина-красота, любовь как общее явление, Бог, единство человека и Космоса, Природа, и т.п.
5. Интересы и занятия, связанные с естественной, природной средой - общение с природой в лесу, в поле, на воде, в горах; прогулки пешие, лыжные и др. на природе, выращивание растений и животных, работа в огороде.
6. Интересы и дела, связанные с жизнью в городской среде - учебные, рабочие, бытовые, культурные, развлекательные и др.
7. Творческие интересы и занятия - создание новых игр, способов решения задач, способов работы, образов, сюжетов, моделей и конструкций, новых теорий, литературных произведений; открытие новых фактов, закономерностей, и т.п.
8. Нетворческие, рутинные интересы и занятия - деятельность, в которой не возникает ничего нового; привычные желания, привычные действия, способы работы, привычные отношения и мысли.
9. Интересы и занятия, осуществляемые в группе людей - общение с людьми, коллективные дела (семья, друзья, учебная или рабочая группа, группа по интересам, и др.).
10. Интересы и занятия, осуществляемые в одиночку - любая индивидуально совершаемая деятельность.
11. Интерес к общению и общение с противоположным полом - деловое, дружеское (для взрослых - и интимное) общение.
12. Интерес к общению и общение с лицами своего пола - деловое, дружеское и хобби-общение.
Бланк ответов
ФИО____________________________________ Возраст _______ Пол__
Дата ____________________
Место работы (учебы) __________________________________________
№ пункта | Шкала А (балл) Сила интереса | Шкала Б (балл) Время на его осуществление |
Х среднее | ||
Показатель | И | З |
Уровень гармоничности | Ги | Гз |
Обработка результатов исследования
1. Определяем выраженность интересов к адаптивно необходимым занятиям - И -подсчитываем среднее арифметическое ответов по шкале А (сумму баллов по А делим на 12). По таблице уровней гармоничности характеристик образа жизни (таблица 1) определяем уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям Ги.
2. Определяем выраженность осуществления адаптивно необходимых занятий – З -подсчитываем среднее арифметическое балльных ответов по шкале Б (сумму баллов по Б делим на 12, т.е. на общее число пунктов). По той же таблице 1 уровней гармоничности определяем уровень гармоничности осуществления необходимых видов занятий Гз.
3. Наконец, определяем уровень гармоничности образа жизни - ГОЖ - путем соотнесения уже полученных уровней гармоничности интересов и занятий Ги и Гз по специальной Шкале определения уровня Гож (таблица 2).
|
|
4. Выделяем по отдельным пунктам наиболее яркие противоречия между силой интереса (А) и его осуществлением (Б). Противоречия в 2 и более баллов говорят о внутренней дисгармонии и требуют оперативных решений по гармонизации образа жизни с целью их смягчения или устранения.
Примерные уровни гармоничности характеристик образа жизни
(по балльным показателям)
Уровень | Гармоничность силы интересов (Хср = 3,25 балла) | % | Гармоничность времени занятий и образа жизни (Хср = 3,00 балла) | % |
Высокий | 3,61 – 5,00 | 65,1 - 100,0 | 3,51 - 4,50 | 62,6 - 87,5 |
Псевдовысокий | -- | -- | 4,51 - 5,00 | 87,6 - 100,0 |
Средний | 2,91 - 3,60 | 47,6 - 65,0 | 2,81 - 3,50 | 45,1 - 62,5 |
Низкий | 1,00 - 2.90 | 0,00 - 47,5 | 1,00 - 2,80 | 0,00 - 45,0 |
Примечание: Как видно из таблицы, требования к уровням гармоничности занятий несколько ниже (Хср = 3,00), чем к уровням гармоничности интересов (Хср = 3,25), что соответствует средним данным большинства обследованных нами групп.
Шкала перевода в проценты любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе:
Балл | % | Балл | % |
1,0 | 0,0 | 3,0 | 50,0 |
1,1 | 2,5 | 3,1 | 52,5 |
1,2 | 5,0 | 3,2 | 55,0 |
1,3 | 7,5 | 3,3 | 57,5 |
1,4 | 10,0 | 3,4 | 60,0 |
1,5 | 12,5 | 3,5 | 62,5 |
1,6 | 15,0 | 3,6 | 65,0 |
1,7 | 17,5 | 3,7 | 67,5 |
1,8 | 20,0 | 3,8 | 70,0 |
1,9 | 22,5 | 3,9 | 72,5 |
2,0 | 25,0 | 4,0 | 75,0 |
2,1 | 27,5 | 4,1 | 77,5 |
2,2 | 30,0 | 4,2 | 80,0 |
2,3 | 32,5 | 4,3 | 82,5 |
2,4 | 35,0 | 4,4 | 85,0 |
2,5 | 37,5 | 4,5 | 87,5 |
2,6 | 40,0 | 4,6 | 90,0 |
2,7 | 42,5 | 4,7 | 92,5 |
2,8 | 45,0 | 4,8 | 95,0 |
2,9 | 47,5 | 4,9 | 97,5 |
5,0 | 100,0 |
Шкала определения уровня гармоничности образа жизни ГОЖ
№ | Уровень Ги (по шкале А) | Уровень Гз (по шкале Б) | Уровень ГОЖ |
В | В | В | |
С | В | В | |
В | ПВ | ПВ | |
С | ПВ | ПВ | |
В | С | С | |
С | С | С | |
Н | В | С | |
Н | ПВ | С | |
Н | С | С | |
В | Н | Н | |
С | Н | Н | |
Н | Н | Н |
Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности И, З, ОЖ
Таким образом, уровень гармоничности образа жизни выражается только собственно уровнем, а не числом.
|
|
Опросник «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни»
С. Дерябо, В. Ясвина
Назначение. Тест «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте, как устно, так и письменно. Предпочтительно: письменный индивидуальный вариант в неформальной обстановке. Вначале целесообразно выяснить значимость (доминантность) отношения испытуемых к здоровью, причем без объявления «истинной» цели тестирования, поскольку иначе результаты окажутся завышенными.
Инструкция. Из двух предлагаемых высказываний (А и Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и, выберите то, которое кажется более подходящим для вас.
Если вам полностью подходит вариант А, вы зачеркиваете квадратик с буквой «А», нарисованный между двумя высказываниями.
1… | А | Б | 2… |
Если вы скорее склоняетесь к варианту А, но не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «А».
1… | А | Б | 2… |
Если вы скорее склоняетесь к варианту Б, но тоже не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «Б».
1… | А | Б | 2… |
И, наконец, если вам полностью подходит вариант Б, вы зачеркиваете квадратик с буквой «Б».
1… | А | Б | 2… |
Если вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для вас, все-таки постарайтесь сделать свой выбор. В этом тесте, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов: ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть.
Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.
1. А. Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро. | А | Б | Б. Я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим. |
2. А. Когда я от нечего делать пролистываю какой-нибудь журнал, различные статьи о здоровье я просто пропускаю. | А | Б | Б. Я их просматриваю более внимательно в первую очередь. |
3. А. Если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь. | А | Б | Б. Я предпочту оставаться дома и заниматься своими делами. |
4. А. Я решительно вмешиваюсь, если кто-то из моих близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью. | А | Б | Б. Пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться. |
5. А. Я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д. | А | Б | Б. Мне это сразу же бросается в глаза. |
6. А. Я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья. | А | Б | Б. Я не трачу на это свои деньги. |
7. А. Если позволяет время, я стараюсь пройти куда мне нужно пешком. | А | Б | Б. Я все равно лучше спокойно подъеду на автобусе, троллейбусе и т.д. |
8. А. Когда я выбираю подарок кому-то из членов своей семьи, мне не приходит в голову купить что-либо из предметов личной гигиены. | А | Б | Б. Я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими. |
9. А. Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всем организме. | А | Б | Б. Я прежде всего просто утоляю жажду. |
10. А. Когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно. | А | Б | Б. Я с удовольствием включаюсь в беседу. |
11. А. Я стараюсь уклоняться от различных обязательных профилактических обследований. | А | Б | Б. Они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего организма. |
12. А. Мне удалось заинтересовать своих знакомых книгами и статьями о здоровом образе жизни. | А | Б | Б. Я не предпринимал таких попыток. |
13. А. По-моему, те, кто на ходит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице, — это не совсем нормальные люди. | А | Б | Б. Я даже завидую им, ведь забота о своем здоровье — это радостное и увлекательное занятие. |
14. А. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать свое здоровье на должном уровне. | А | Б | Б. Такие люди для меня не более интересны, чем другие. |
15. А. Я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь. | А | Б | Б. Я в целом придерживаюсь правил здорового питания. |
16. А. Я никогда не писал по собственной инициативе заметок о здоровье в журналы, газеты, стенгазеты и т.п. | А | Б | Б. В своей жизни я уже делал нечто подобное. |
17.А.Порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нем что-то разладилось. | А | Б | Б. Любая боль в организме — это всего лишь определенная реакция нервной системы. |
18. А. Когда в гостях по предложению хозяев квартиры я просматриваю их библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья. | А | Б | Б. У меня вызывает интерес другая литература. |
19. А. Когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их «оздоровительный эффект», подчеркиваемый в рекламе. | А | Б | Б. Для меня это очень важно, потому что я во всем стараюсь учитывать, как это повлияет на мое здоровье. |
20. А. Мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия. | А | Б | Б. У меня недостаточно для этого собственного опыта. |
21. А. У меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.п. | А | Б | Б. Я полностью разделяю чувства таких людей. |
22. А. Я никогда специально не разыскивал литературу, в которой описываются редкие методики оздоровления организма. | А | Б | Б. Мне приходилось это делать. |
23. А. Я ежедневно подолгу занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела. | А | Б | Б. Я уделяю время на свое здоровье только в случае необходимости. |
24. А. Я никогда не принимал участие в работе различных движений, борющихся за здоровую окружающую среду. | А | Б | Б. Я состоял в таких движениях. |
Обработка результатов исследования
Выделяют следующие шкалы данной методики:
Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает в себя вопросы, диагностирующие, насколько человек чувствителен к различным жизненным (витальным) проявлениям своего организма, насколько восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и т.д.
Познавательная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько он готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни, вторая - насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме.
Практическая шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются или организовываются другими людьми, вторая - насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.
Шкала поступков. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с существующим у него отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни, вторая - насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья - на других людей, на общество в целом.
Результаты опросника «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни» в соответствии процентилями присваиваются стены от 1 до 9. Значение стенов от 1 до 3 - низкий уровень, от 4 до 6 - средний, от 7 до 9 - высокий.
Перевод сырых баллов в стены
Стены | Процентиль | Эмоцио-нальная шкала | Познава-тельная шкала | Практи-ческая шкала | Шкала поступков | Интен-сивность |
5 и менее | 0-2 | 13 и менее | ||||
0-1 | 3-4 | 1-2 | 14-18 | |||
7-8 | 2-3 | 5-6 | 19-23 | |||
4-5 | 4-5 | 24-28 | ||||
10-11 | 8-9 | 29-34 | ||||
7-8 | 10-11 | 7-8 | 35-39 | |||
13-14 | 9-10 | 12-13 | 40-44 | |||
15-16 | 45-49 | |||||
17-18 | 12-18 | 15-18 | 11-18 | 50 и более |
Шкала оценки качества жизни в адаптации Н.Е. Водопьяновой
Назначение. Переживание психологического комфорта (благополучия) — важный показатель динамики здоровья. В зарубежной психологии при определении психологического (душевного) благополучия широко используется понятие «качество жизни», представляющее собой субъективное переживание удовлетворенности персональной жизнью. Оно соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и с ее психологическим здоровьем.
Опросник для оценки качества жизни был разработан в Институте медицины стресса (США) в 1993 г., чтобы помочь пациентам сбалансировать стрессовое воздействие и силу выбора своей линии поведения, способствующего его преодолению (Eliot, 1993).
Адаптированный вариант опросника Водопьяновой Н.Е. содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих категориях индивидуальной жизни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людьми, поддержка (внутренняя и внешняя — социальная), оптимистичность, напряженность (физический ипсихологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение).
Опросник предназначен для оценки степени общей удовлетворенности качеством индивидуальной жизни и выявления сферы жизнедеятельности, вызывающей наибольший дискомфорт или неудовлетворенность.
Инструкция. Пожалуйста, оцените степень удовлетворенности вашей жизнью по каждому пункту. Оценка не может быть правильной или неправильной, — она только ваша. Шкала поможет вам определить видимые и скрытые жизненные стрессы. В каждом пункте зачеркните число баллов, которое наиболее точно отражает ваше состояние. Постарайтесь отвечать быстро, так как наиболее интересной является ваша первая реакция (оценка). Результаты оценок могут лечь в основу планирования ваших ближайших и перспективных жизненных целей, а также способствовать выбору средств и стратегий их достижения. Благодарим вас за участие в научном исследовании.
Шкала оценки качества жизни
ФИО_________________
Возраст_______________ ____Пол_________________
Профессия_____________
1. Работа (карьера)
Полностью не соответствует интересам и ожиданиям | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Полностью соответствует интересам и ожиданиям |
2. Личные устремления и достижения
Не достигли многих целей, часто чувствуете себя неудачником | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Достигли многих целей, обычно чувствует себя удачливым человеком |
3. Здоровье
Часто болею | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Обычно здоров |
4. Изменяющиеся обстоятельства
Часто вызывают сильное переживание одиночества | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Никогда не чувствую себя одиноко |
5. Отношения с детьми (своими или чужими)
Не вызывают радости | 1 2345678910 | Всегда радуют |
6. Отношения на работе (с коллегами, начальством и др.)
Вызывают сильный дискомфорт (напряжение и неудовлетворенность) | 1 2345678910 | Обычно гармоничное (приятные) |
7. Отношения с друзьями
Нет искренних дружеских отношений. Без теплоты и взаимопонимания | 1 2345678910 | Близкие и теплые, чувствую их поддержку |
8. Духовная или религиозная поддержка
Несущественная [нет] | 1 2345678910 | Сильная и существенная |
9. Хорошее настроение, как правило, зависит
От внешней ситуации (отношений с другими людьми) | От внутреннего самообладания (оптимизм, чувство юмора, жизнерадостность) |
10. Умение организовать свое время
Всегда не хватает, постоянное напряжение из-за дефицита времени | Время — мой союзник, умею хорошо организовать свое время |
11. Окружающая среда
Неприятна и опасна | Безопасна и комфортна |
12. Физическое состояние
Усталость, постоянное напряжение | 1 2345678910 | Отличное, дееспособное |
13. Финансовое состояние
Неудовлетворительное, плохо управляемое | Хорошее, стабильное |
14. Количество и драматизм жизненных кризисов за последние два года
Чрезмерное | Не было кризисов |
15. Деловая (профессиональная) карьера
Бесперспективна | 123456789 10 | Хорошие перспективы |
16. Физическая активность
Очень низкая и нерегулярная | Высокая и регулярная |
17. Сон
Часто плохой | 1 2345678910 | Отличный и полноценный |
18. Физическая форма
Моя проблема (неудовлетворенность) | Нет проблем |
19. Самоконтроль и самообладание
Неудовлетворительные | Всегда держусь на уровне |
20. Принятие решений
Всегда трудно принимаю ответственные решения | Легко принимаю решения |
21. Обязательность
Делаю только то, что могу, никогда не перенапрягаюсь | Беру на себя слишком много своих и чужих обязательств, часто беру на себя то, что должны делать другие |
22. Чувство вины и стыда
Очень часто | Никогда |
23. При изменении ситуации или планов
Всегда нервничаю | Легко приспосабливаюсь к любой новой ситуации |
24. Гнев
Я часто сержусь на себя или на других | 1 2345678910 | Многие вещи я воспринимаю с легкостью и без раздражения |
25. Самоуважение
Я часто недоволен (недовольна) собой | 1 2 3 4 5 6 7 8 910 | В целом я доволен (довольна] собой |
26. Жизненные ценности и принципы
Не всегда ясны, часто изменчивы | 1 2345678910 | Всегда ясны и стабильны |
27. Моральная и эмоциональная поддержка близких людей
Минимальная (отсутствует) | 1 2345678910 | Сильная и существенная |
28. Чувство эмоциональной «приподнятости» и жизнерадостности
Очень часто | Никогда |
29. Интимно-сексуальная жизнь
Неудовлетворительная | 1 2345678910 | Гармоничная и регулярная |
30. Понимание и уважение в деловой (профессиональной) среде
Очень низкое | Высокое |
31. Страх и тревога
Присутствуют ежедневно | 1 2345678910 | Отсутствуют |
32. Профессиональная (деловая) поддержка
Отсутствует | Высокая |
33. Обида или гнев на других
Отсутствует | Очень часто |
34. Настроение
Почти всегда мрачное | Всегда жизнерадостное |
35. В трудных жизненных ситуациях
Никогда не теряю надежду на благополучное разрешение ситуации | Всегда испытываю растерянность или чувство «безисходности» |
36. Внутренние (личные) ресурсы
Чувствую истощенность внутренних резервов | Чувствую в себе огромные силы и ресурсы |
Ключ
1. Работа 1, 6, 13,15.
2. Личные достижения 2, 25, 26, 30.
3. Здоровье 3,16,17 18.
4. Общение с близкими людьми (друзья, родственники) 4, 5,7, 29.
5. Поддержка (внутренняя и внешняя] 8, 27, 32, 36.
6. Оптимистичность 9, -28, 34, -35.
7. Напряженность 10, 11,12,14.
8. Самоконтроль 19, 20, -21, 23.
9. Негативные эмоции 22, 24, 31, -33.
Обратные вопросы обозначены знаком «-».
Обработка результатов
В соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов для каждой категории жизнедеятельности (9 субшкал, каждая содержит по 4 вопроса). Минимальная сумма для каждой субшкалы равна 4 баллам, максимальная — 40. Оценки по субшкалам соответствуют понятию удовлетворенности в различных областях жизнедеятельности. Чем меньше величина баллов, тем сильнее психическая напряженность и ниже Удовлетворенность качеством жизни в данной области. Также подсчитывается общий индекс качества жизни (ИКЖ), равный среднему значению баллов, набранных по всем девяти субшкалам.
Оценка уровня удовлетворенности КЖ производится по общему ИКЖ в соответствии с данными, представленными в таблицах, а также определяются сферы наименьшей удовлетворенности по отдельным субшкалам качества жизни. Полученная информация используется в последующей консультативно-профилактической и психокоррекционной работе с лицами, переживающими психологический стресс и выгорание.
Уровни качества жизни
Показатели | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Работа (карьера) | 4-22 | 23-31 | 30 и > |
Личные достижения и устремления | 4-25 | 26-32 | 31 и > |
Здоровье | 4-25 | 26-33 | 32 и > |
Общение с друзьями (близкими) | 4-26 | 27-32 | 33и> |
Поддержка | 4-22 | 23-31 | 30 и > |
Оптимистичность | 4-21 | 22-26 | 27 п > |
Напряженность | 4-22 | 23-29 | 30 и > |
Самоконтроль | 4-23 | 24-28 | 29 и > |
Негативные эмоции | 4-21 | 22-27 | 28 и > |
Оценка уровня удовлетворенности по общему
индексу качества жизни (ИЮК)
Индекс качества жизни (ИКЖ), баллы | |||
очень низкий (депрессивный) | низкий | средний | высокий |
4-10 | 11-20 | 21-29 | 30-40 |
Очень низкий уровень ИЖК характерен для депрессивных людей. Низкий уровень ИКЖ часто встречается у лиц, переживающие синдром выгорания. Для людей, имеющих высокий ИКЖ, характерны выраженная оптимистичность и активность жизненной позиции