Лабораторная 15. Диагностика факторов здорового/нездорового образа жизни

Методика «Образ жизни» О.И. Моткова

Образ жизни личности - система стихийно или целенаправленно сложившихся интересов и видов деятельности, линий жизни.

Линия жизни - достаточно устойчивый активный интерес и соответствующий ему регулярно совершаемый вид деятельности.

Под гармоничным образом жизни понимается осознанно строящаяся самим человеком или совместно с опытным учителем система адаптивно необходимых интересов и видов жизненного функционирования, позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешнее реализовывать свое жизненное предназначение. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию. Гармония - это динамичное состояние человека. Оно требует от него ежедневных усилий для своего достижения и эффективного поддержания.

Назначение. С помощью данной методики изучается степень гармоничности образа жизни респондента. Все 12 представленных в методике адаптивно необходимых линий жизни, видов деятельности (занятий) равноценны по значимости. Они разбиты на полярные пары. Каждый член такой пары (например, преимущественно умственные и преимущественно физические занятия) является позитивной характеристикой, объективно необходимой для поддержания оптимального функционирования человека.

Определяются три основных показателя:

- выраженность силы интересов к адаптивно необходимым занятиям и уровень их гармоничности;

- выраженность осуществления адаптивно необходимых занятий - через среднее условное время, затрачиваемое в течение недели на эти занятия - и уровень их гармоничности;

- уровень гармоничности образа жизни - совокупный показатель, учитывающий характер соотношения уровней гармоничности занятий и интересов. Преимущество при его определении отдается показателю уровня гармоничности занятий, указывающему на степень реального совершения необходимых видов жизнедеятельности в образе жизни отвечающего.

Кроме того, интересно проанализировать наиболее яркие противоречия между силой интереса к какому-либо занятию и временем, которое на него затрачивается. Если между ними раница в 2 и более баллов, то это указывает на наличие резкого противоречия. Чем больше таких противоречий, тем больше дисгармонизирован образ жизни испытуемого. Соответственно рекомендации респонденту строятся и с учетом этих ярких противоречий.

Инструкция. Вам предлагается оценить силу своих интересов к определенным видам занятий (по 5-балльной шкале А) и время, которое у Вас реально уходит в течение обычной семидневной недели на совершение этих занятий (по 5-балльной шкале Б). Всего нужно ответить на 12 пунктов.

Свой ответ выбирайте по Шкалам возможных ответов А и Б:

Шкала А - оценка степени интереса к определенному виду занятий:

1 – нет интереса; 2 – слабый интерес; 3 – средний интерес; 4 – сильный интерес; 5 – очень сильный интерес

Шкала Б- оценка затрат времени на соответствующий вид занятий:

1 – не трачу время; 2 – мало времени; 3 – среднее время;

4 – много времени; 5 – очень много времени

Виды интересов и занятий:

1. Умственные интересы и занятия - преимущественная работа головой, обучение наукам, решение задач, чтение, фантазирование, размышление, планирование.

2. Интересы и занятия, связанные преимущественно с физическими нагрузками - работа руками, спорт, зарядка, оздоровительный бег, ходьба, танцы, прогулки, походы, хатха-йога и т.п.

3. Ситуативные - учебные, рабочие, бытовые - интересы и дела - кратковременные и конкретно направленные занятия на работе, учение в школе, бытовые и семейные заботы, гигиенические процедуры, покупки, и т.п.

4. Интерес и обращение к вечным темам жизни - смысл жизни, цели человечества, законы природы, добро-истина-красота, любовь как общее явление, Бог, единство человека и Космоса, Природа, и т.п.

5. Интересы и занятия, связанные с естественной, природной средой - общение с природой в лесу, в поле, на воде, в горах; прогулки пешие, лыжные и др. на природе, выращивание растений и животных, работа в огороде.

6. Интересы и дела, связанные с жизнью в городской среде - учебные, рабочие, бытовые, культурные, развлекательные и др.

7. Творческие интересы и занятия - создание новых игр, способов решения задач, способов работы, образов, сюжетов, моделей и конструкций, новых теорий, литературных произведений; открытие новых фактов, закономерностей, и т.п.

8. Нетворческие, рутинные интересы и занятия - деятельность, в которой не возникает ничего нового; привычные желания, привычные действия, способы работы, привычные отношения и мысли.

9. Интересы и занятия, осуществляемые в группе людей - общение с людьми, коллективные дела (семья, друзья, учебная или рабочая группа, группа по интересам, и др.).

10. Интересы и занятия, осуществляемые в одиночку - любая индивидуально совершаемая деятельность.

11. Интерес к общению и общение с противоположным полом - деловое, дружеское (для взрослых - и интимное) общение.

12. Интерес к общению и общение с лицами своего пола - деловое, дружеское и хобби-общение.

Бланк ответов

ФИО____________________________________ Возраст _______ Пол__

Дата ____________________

Место работы (учебы) __________________________________________

№ пункта Шкала А (балл) Сила интереса Шкала Б (балл) Время на его осуществление
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Х среднее    
Показатель И З
Уровень гармоничности Ги Гз

Обработка результатов исследования

1. Определяем выраженность интересов к адаптивно необходимым занятиям - И -подсчитываем среднее арифметическое ответов по шкале А (сумму баллов по А делим на 12). По таблице уровней гармоничности характеристик образа жизни (таблица 1) определяем уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям Ги.

2. Определяем выраженность осуществления адаптивно необходимых занятий – З -подсчитываем среднее арифметическое балльных ответов по шкале Б (сумму баллов по Б делим на 12, т.е. на общее число пунктов). По той же таблице 1 уровней гармоничности определяем уровень гармоничности осуществления необходимых видов занятий Гз.

3. Наконец, определяем уровень гармоничности образа жизни - ГОЖ - путем соотнесения уже полученных уровней гармоничности интересов и занятий Ги и Гз по специальной Шкале определения уровня Гож (таблица 2).

4. Выделяем по отдельным пунктам наиболее яркие противоречия между силой интереса (А) и его осуществлением (Б). Противоречия в 2 и более баллов говорят о внутренней дисгармонии и требуют оперативных решений по гармонизации образа жизни с целью их смягчения или устранения.

Примерные уровни гармоничности характеристик образа жизни

(по балльным показателям)

  Уровень Гармоничность силы интересов (Хср = 3,25 балла) % Гармоничность времени занятий и образа жизни (Хср = 3,00 балла) %
Высокий 3,61 – 5,00 65,1 - 100,0 3,51 - 4,50 62,6 - 87,5
Псевдовысокий -- -- 4,51 - 5,00 87,6 - 100,0
Средний 2,91 - 3,60 47,6 - 65,0 2,81 - 3,50 45,1 - 62,5
Низкий 1,00 - 2.90 0,00 - 47,5 1,00 - 2,80 0,00 - 45,0

Примечание: Как видно из таблицы, требования к уровням гармоничности занятий несколько ниже (Хср = 3,00), чем к уровням гармоничности интересов (Хср = 3,25), что соответствует средним данным большинства обследованных нами групп.

Шкала перевода в проценты любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе:

Балл % Балл %
1,0 0,0 3,0 50,0
1,1 2,5 3,1 52,5
1,2 5,0 3,2 55,0
1,3 7,5 3,3 57,5
1,4 10,0 3,4 60,0
1,5 12,5 3,5 62,5
1,6 15,0 3,6 65,0
1,7 17,5 3,7 67,5
1,8 20,0 3,8 70,0
1,9 22,5 3,9 72,5
2,0 25,0 4,0 75,0
2,1 27,5 4,1 77,5
2,2 30,0 4,2 80,0
2,3 32,5 4,3 82,5
2,4 35,0 4,4 85,0
2,5 37,5 4,5 87,5
2,6 40,0 4,6 90,0
2,7 42,5 4,7 92,5
2,8 45,0 4,8 95,0
2,9 47,5 4,9 97,5
    5,0 100,0

Шкала определения уровня гармоничности образа жизни ГОЖ

Уровень Ги (по шкале А) Уровень Гз (по шкале Б) Уровень ГОЖ
  В В В
  С В В
  В ПВ ПВ
  С ПВ ПВ
  В С С
  С С С
  Н В С
  Н ПВ С
  Н С С
  В Н Н
  С Н Н
  Н Н Н

Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности И, З, ОЖ

Таким образом, уровень гармоничности образа жизни выражается только собственно уровнем, а не числом.

Опросник «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни»

С. Дерябо, В. Ясвина

Назначение. Тест «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте, как устно, так и письменно. Предпочтительно: письменный индивидуальный вариант в неформальной обстановке. Вначале целесообразно выяснить значимость (доминантность) отношения испытуемых к здоровью, причем без объявления «истинной» цели тестирования, поскольку иначе результаты окажутся завышенными.

Инструкция. Из двух предлагаемых высказываний (А и Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и, выберите то, которое кажется более подходящим для вас.

Если вам полностью подходит вариант А, вы зачеркиваете квадратик с буквой «А», нарисованный между двумя высказываниями.

1… А Б 2…


Если вы скорее склоняетесь к варианту А, но не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «А».

1… А Б 2…

Если вы скорее склоняетесь к варианту Б, но тоже не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «Б».

1… А Б 2…

И, наконец, если вам полностью подходит вариант Б, вы зачеркиваете квадратик с буквой «Б».

1… А   Б 2…

Если вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для вас, все-таки постарайтесь сделать свой выбор. В этом тесте, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов: ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть.

Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.


1. А. Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро. А Б Б. Я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим.
2. А. Когда я от нечего делать пролистываю какой-нибудь журнал, различные статьи о здоровье я просто пропускаю. А Б Б. Я их просматриваю более внимательно в первую очередь.
3. А. Если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь. А Б Б. Я предпочту оставаться дома и заниматься своими делами.
4. А. Я решительно вмешиваюсь, если кто-то из моих близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью. А Б Б. Пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться.
5. А. Я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д. А Б Б. Мне это сразу же бросается в глаза.
6. А. Я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья. А Б Б. Я не трачу на это свои деньги.
7. А. Если позволяет время, я стараюсь пройти куда мне нужно пешком. А Б Б. Я все равно лучше спокойно подъеду на автобусе, троллейбусе и т.д.
8. А. Когда я выбираю подарок кому-то из членов своей семьи, мне не приходит в голову купить что-либо из предметов личной гигиены. А Б Б. Я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими.
9. А. Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всем организме. А Б Б. Я прежде всего просто утоляю жажду.
10. А. Когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно. А Б Б. Я с удовольствием включаюсь в беседу.
11. А. Я стараюсь уклоняться от различных обязательных профилактических обследований. А Б Б. Они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего организма.

12. А. Мне удалось заинтересовать своих знакомых книгами и статьями о здоровом образе жизни. А Б Б. Я не предпринимал таких попыток.
13. А. По-моему, те, кто на ходит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице, — это не совсем нормальные люди. А Б Б. Я даже завидую им, ведь забота о своем здоровье — это радостное и увлекательное занятие.
14. А. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать свое здоровье на должном уровне. А Б Б. Такие люди для меня не более интересны, чем другие.
15. А. Я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь. А Б Б. Я в целом придерживаюсь правил здорового питания.
16. А. Я никогда не писал по собственной инициативе заметок о здоровье в журналы, газеты, стенгазеты и т.п. А Б Б. В своей жизни я уже делал нечто подобное.
17.А.Порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нем что-то разладилось. А Б Б. Любая боль в организме — это всего лишь определенная реакция нервной системы.
18. А. Когда в гостях по предложению хозяев квартиры я просматриваю их библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья. А Б Б. У меня вызывает интерес другая литература.
19. А. Когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их «оздоровительный эффект», подчеркиваемый в рекламе. А Б Б. Для меня это очень важно, потому что я во всем стараюсь учитывать, как это повлияет на мое здоровье.
20. А. Мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия. А Б Б. У меня недостаточно для этого собственного опыта.
21. А. У меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.п. А Б Б. Я полностью разделяю чувства таких людей.
22. А. Я никогда специально не разыскивал литературу, в которой описываются редкие методики оздоровления организма. А Б Б. Мне приходилось это делать.
23. А. Я ежедневно подолгу занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела. А Б Б. Я уделяю время на свое здоровье только в случае необходимости.
24. А. Я никогда не принимал участие в работе различных движений, борющихся за здоровую окружающую среду. А Б Б. Я состоял в таких движениях.

Обработка результатов исследования

Выделяют следующие шкалы данной методики:

Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает в себя вопросы, диагностирующие, насколько человек чувствителен к различным жизненным (витальным) проявлениям своего организма, насколько восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и т.д.

Познавательная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько он готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни, вторая - насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме.

Практическая шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются или организовываются другими людьми, вторая - насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.

Шкала поступков. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с существующим у него отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни, вторая - насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья - на других людей, на общество в целом.

Результаты опросника «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни» в соответствии процентилями присваиваются стены от 1 до 9. Значение стенов от 1 до 3 - низкий уровень, от 4 до 6 - средний, от 7 до 9 - высокий.

Перевод сырых баллов в стены

Стены Процентиль Эмоцио-нальная шкала Познава-тельная шкала Практи-ческая шкала Шкала поступков Интен-сивность
    5 и менее 0-2 13 и менее
      0-1 3-4 1-2 14-18
    7-8 2-3 5-6   19-23
      4-5   4-5 24-28
    10-11   8-9   29-34
      7-8 10-11 7-8 35-39
    13-14 9-10 12-13   40-44
    15-16       45-49
    17-18 12-18 15-18 11-18 50 и более

Шкала оценки качества жизни в адаптации Н.Е. Водопьяновой

Назначение. Переживание психологического комфорта (благополучия) — важный показатель динамики здоровья. В зарубежной психологии при определении пси­хологического (душевного) благополучия широко используется по­нятие «качество жизни», представляющее собой субъективное пере­живание удовлетворенности персональной жизнью. Оно соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и с ее психологи­ческим здоровьем.

Опросник для оценки качества жизни был разработан в Институте медицины стресса (США) в 1993 г., чтобы помочь пациентам сбалансировать стрессовое воздействие и силу выбора своей линии поведения, способствующего его преодолению (Eliot, 1993).

Адаптированный вариант опросника Водопьяновой Н.Е. содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих категориях индивидуальной жиз­ни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людь­ми, поддержка (внутренняя и внешняя — социальная), оптимистичность, напряженность (физический ипсихологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение).

Опросник предназначен для оценки степени общей удовлетворенности качест­вом индивидуальной жизни и выявления сферы жизнедеятельности, вызывающей наибольший дискомфорт или неудовлетворенность.

Инструкция. Пожалуйста, оцените степень удовлетворенности вашей жизнью по каждому пункту. Оценка не может быть правильной или неправильной, — она только ваша. Шкала поможет вам определить видимые и скрытые жиз­ненные стрессы. В каждом пункте зачеркните число баллов, которое наиболее точно отражает ваше состояние. Постарайтесь отвечать быстро, так как наиболее интересной является ваша первая реакция (оценка). Результаты ­ оценок могут лечь в основу планирования ваших ближайших и перспективных жизненных целей, а также способствовать выбору средств и стратегий их достижения. Благодарим вас за участие в научном иссле­довании.

Шкала оценки качества жизни

ФИО_________________

Возраст_______________ ____Пол_________________

Профессия_____________

1. Работа (карьера)

Полностью не соответ­ствует интересам и ожиданиям 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Полностью соответству­ет интересам и ожида­ниям

2. Личные устремления и достижения

Не достигли многих це­лей, часто чувствуете себя неудачником 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Достигли многих целей, обычно чувствует себя удачливым человеком

3. Здоровье

Часто болею 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обычно здоров

4. Изменяющиеся обстоятельства

Часто вызывают силь­ное переживание одино­чества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Никогда не чувствую себя одиноко

5. Отношения с детьми (своими или чужими)

Не вызывают радости 1 2345678910 Всегда радуют

6. Отношения на работе (с коллегами, начальством и др.)

Вызывают сильный дис­комфорт (напряжение и неудовлетворенность) 1 2345678910 Обычно гармоничное (приятные)

7. Отношения с друзьями

Нет искренних друже­ских отношений. Без теплоты и взаимопони­мания 1 2345678910 Близкие и теплые, чув­ствую их поддержку

8. Духовная или религиозная поддержка

Несущественная [нет] 1 2345678910 Сильная и существенная

9. Хорошее настроение, как правило, зависит

От внешней ситуации (отношений с другими людьми)   От внутреннего само­обладания (оптимизм, чувство юмора, жизне­радостность)

10. Умение организовать свое время

Всегда не хватает, посто­янное напряжение из-за дефицита времени   Время — мой союзник, умею хорошо организо­вать свое время

11. Окружающая среда

Неприятна и опасна   Безопасна и комфортна

12. Физическое состояние

Усталость, постоянное напряжение 1 2345678910 Отличное, дееспособное

13. Финансовое состояние

Неудовлетворительное, плохо управляемое   Хорошее, стабильное

14. Количество и драматизм жизненных кризисов за последние два года

Чрезмерное   Не было кризисов

15. Деловая (профессиональная) карьера

Бесперспективна 123456789 10 Хорошие перспективы

16. Физическая активность

  Очень низкая и нерегу­лярная   Высокая и регулярная

17. Сон

Часто плохой 1 2345678910 Отличный и полноценный

18. Физическая форма

Моя проблема (неудов­летворенность)   Нет проблем

19. Самоконтроль и самообладание

Неудовлетворительные   Всегда держусь на уровне

20. Принятие решений

Всегда трудно прини­маю ответственные ре­шения   Легко принимаю реше­ния

21. Обязательность

Делаю только то, что могу, никогда не пере­напрягаюсь   Беру на себя слишком много своих и чужих обязательств, часто бе­ру на себя то, что долж­ны делать другие

22. Чувство вины и стыда

Очень часто   Никогда

23. При изменении ситуации или планов

Всегда нервничаю   Легко приспосаблива­юсь к любой новой си­туации

24. Гнев

Я часто сержусь на себя или на других 1 2345678910 Многие вещи я воспри­нимаю с легкостью и без раздражения

25. Самоуважение

Я часто недоволен (не­довольна) собой 1 2 3 4 5 6 7 8 910 В целом я доволен (до­вольна] собой

26. Жизненные ценности и принципы

Не всегда ясны, часто изменчивы 1 2345678910 Всегда ясны и стабильны

27. Моральная и эмоциональная поддержка близких людей

Минимальная (отсутст­вует) 1 2345678910 Сильная и существен­ная

28. Чувство эмоциональной «приподнятости» и жизнерадостности

Очень часто   Никогда

29. Интимно-сексуальная жизнь

Неудовлетворительная 1 2345678910 Гармоничная и регуляр­ная

30. Понимание и уважение в деловой (профессиональной) среде

Очень низкое   Высокое

31. Страх и тревога

Присутствуют ежедневно 1 2345678910 Отсутствуют

32. Профессиональная (деловая) поддержка

Отсутствует   Высокая

33. Обида или гнев на других

Отсутствует   Очень часто

34. Настроение

Почти всегда мрачное   Всегда жизнерадостное

35. В трудных жизненных ситуациях

Никогда не теряю надеж­ду на благополучное раз­решение ситуации   Всегда испытываю растерянность или чувство «безисходности»

36. Внутренние (личные) ресурсы

Чувствую истощен­ность внутренних ре­зервов   Чувствую в себе огромные силы и ресурсы

Ключ

1. Работа 1, 6, 13,15.

2. Личные достижения 2, 25, 26, 30.

3. Здоровье 3,16,17 18.

4. Общение с близкими людьми (друзья, родственники) 4, 5,7, 29.

5. Поддержка (внутренняя и внешняя] 8, 27, 32, 36.

6. Оптимистичность 9, -28, 34, -35.

7. Напряженность 10, 11,12,14.

8. Самоконтроль 19, 20, -21, 23.

9. Негативные эмоции 22, 24, 31, -33.

Обратные вопросы обозначены знаком «-».

Обработка результатов

В соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов для каждой катего­рии жизнедеятельности (9 субшкал, каждая содержит по 4 вопроса). Минимальная сумма для каждой субшкалы равна 4 баллам, макси­мальная — 40. Оценки по субшкалам соответствуют понятию удов­летворенности в различных областях жизнедеятельности. Чем мень­ше величина баллов, тем сильнее психическая напряженность и ниже Удовлетворенность качеством жизни в данной области. Также под­считывается общий индекс качества жизни (ИКЖ), равный средне­му значению баллов, набранных по всем девяти субшкалам.

Оценка уровня удовлетворенности КЖ производится по общему ИКЖ в соответствии с данными, представленными в таблицах, а также определяются сферы наименьшей удовлетворенности по отдельным субшкалам качества жизни. Полученная информация используется в последующей консультативно-профилактической и психокоррекционной работе с лицами, переживающими психологический стресс и выгорание.

Уровни качества жизни

Показатели Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Работа (карьера) 4-22 23-31 30 и >
Личные достижения и устремления 4-25 26-32 31 и >
Здоровье 4-25 26-33 32 и >
Общение с друзьями (близкими) 4-26 27-32 33и>
Поддержка 4-22 23-31 30 и >
Оптимистичность 4-21 22-26 27 п >
Напряженность 4-22 23-29 30 и >
Самоконтроль 4-23 24-28 29 и >
Негативные эмоции 4-21 22-27 28 и >

Оценка уровня удовлетворенности по общему

индексу качества жизни (ИЮК)

Индекс качества жизни (ИКЖ), баллы
очень низкий (депрессивный) низкий средний высокий
4-10 11-20 21-29 30-40

Очень низкий уровень ИЖК характерен для депрессивных людей. Низкий уровень ИКЖ часто встречается у лиц, переживающие синдром выгорания. Для людей, имеющих высокий ИКЖ, характерны выраженная оптимистичность и активность жизненной позиции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: