Методика оценки качества жизни «SF-36 Health status survey»

Количественно оцениваются следующие показатели:

1) General Health (GH) – общее состояние здоровья - оценка испытуемым своего состояния здоровья в настоящий момент.

2) Physical Functioning (PF) – физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.).

3) Role-Physical (RP) - влияние физического состояния на ролевое функционирование (работу, выполнение будничной деятельности).

4) Role-Emotional (RE) - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая увеличение затрат времени, уменьшение объема выполненной работы, снижение качества ее выполнения и т.п.).

5) Social Functioning (SF) - социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение).

6) Bodily Pain (BP) - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.

7) Vitality (VT) - жизнеспособность (подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным).

8) Mental Health (MH) - самооценка психического здоровья, характеризует настроение (наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций).

Инструкция. Этот опросник содержит вопросы, касающиеся Ваших взглядов на свое здоровье. Предоставленная информация поможет следить за тем, как Вы себя чувствуете и насколько хорошо справляетесь со своими обычными нагрузками.

Ответьте на каждый вопрос, помечая выбранный Вами ответ так, как это указано. Если Вы не уверены в том, как ответить на вопрос, пожалуйста, выберите такой ответ, который точнее всего отражает Ваше мнение.

1. В целом Вы оценили бы состояние Вашего здоровья как:

(обведите одну цифру)
Отличное  
Очень хорошее  
Хорошее  
Посредственное  
Плохое  

2. Как бы Вы в целом оценили свое здоровье сейчас по сравнению с тем, что было год назад?

(обведите одну цифру)
Значительно лучше, чем год назад  
Несколько лучше, чем год назад  
Примерно такое же, как год назад  
Несколько хуже, чем год назад  
Гораздо хуже, чем год назад  

3. Следующие вопросы касаются физических нагрузок, с которыми Вы, возможно, сталкиваетесь в течение своего обычного дня.

Ограничивает ли Вас состояние Вашего здоровья в настоящее время в выполнении перечисленных ниже физических нагрузок? Если да, то в какой степени?

(обведите одну цифру в каждой строке)
  Да, значительно ограничивает Да, немного ограничивает Нет, совсем не ограничивает
а. Тяжелые физические нагрузки, такие как бег, поднятие тяжестей, занятие силовыми видами спорта      
б. Умеренные Физические нагрузки, такие как передвинуть стол, поработать с пылесосом, собирать грибы или ягоды      
в. Поднять или нести сумку с продуктами      
г. Подняться пешком по лестнице на несколько пролетов      
д. Подняться пешком по лестнице на один пролет      
е. Наклониться, встать на колени, присесть на корточки      
ж. Пройти расстояние более одного километра      
з. Пройти расстояние в несколько кварталов      
и. Пройти расстояние в один квартал      
к. Самостоятельно вымыться, одеться      

4. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше физическое состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего

(обведите одну цифру в каждой строке)
  ДА НЕТ
а. Пришлось сократить количество времени затрачиваемого на работу или другие дела    
б. Выполнили меньше, чем хотели    
в. Вы были ограничены в выполнении какого-либо определенного вида работы или другой деятельности    
г. Были трудности при выполнении своей работы или других дел (например, они потребовали дополнительных усилий)    

5. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоциональное состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего

(обведите одну цифру в каждой строке)
  ДА НЕТ
а. Пришлось сократить количество времени, затрачиваемого на работу или другие дела    
б. Выполнили меньше, чем хотели    
в. Выполняли свою работу или другие дела не так аккуратно, как обычно    

6. Насколько Ваше физическое или эмоциональное состояние в течение последних 4 недель мешало Вам проводить время с семьей, друзьями, соседями или в коллективе?

(обведите одну цифру)
Совсем не мешало  
Немного  
Умеренно  
Сильно  
Очень сильно  

7. Насколько сильную физическую боль Вы испытывали за последние 4 недели?

(обведите одну цифру)
Совсем не испытывал(а)  
Очень слабую  
Слабую  
Умеренную  
Сильную  
Очень сильную  

8. В какой степени боль в течение последних 4 недель мешала Вам заниматься Вашей нормальной работой (включая работу вне дома и по дому)?

(обведите одну цифру)
Совсем не мешала  
Немного  
Умеренно  
Сильно  
Очень сильно  

9. Следующие вопросы касаются того, как Вы себя чувствовали и каким было Ваше настроение в течение последних 4 недель, Пожалуйста, на каждый вопрос дайте один ответ, который наиболее соответствует Вашим ощущениям.

Как часто в течение последних 4 недель...

(обведите одну цифру в каждой строке)
  Все время Большую часть времени Часто Иногда Редко Ни разу
а. Вы чувствовали себя бодрым (ой)?            
б. Вы сильно нервничали?            
в. Вы чувствовали себя таким (ой) подавленным (ой), что ничто не могло Вас взбодрить?            
г. Вы чувствовали себя спокойным (ой) и умиротворенным (ой)?            
д. Вы чувствовали себя полным(ой) сил и энергии?            
е. Вы чувствовали себя упавшим(ей) духом и печальным(ой)?            
ж. Вы чувствовали себя измученным(ой)?            
з. Вы чувствовали себя счастливым(ой)?            
и. Вы чувствовали себя уставшим(ей)?            

10. Как часто за последние 4 недели Ваше физическое или эмоциональное состояние мешало Вам активно общаться с людьми (навещать друзей, родственников и т.п.)?

(обведите одну цифру)
Все время  
Большую часть времени  
Иногда  
Редко  
Ни разу  

11. Насколько верно или неверно представляется по отношению к Вам каждое из ниже перечисленных утверждений?

(обведите одну цифру в каждой строке)
  Определенно верно В основном верно Не знаю В основном неверно Определенно неверно
а Мне кажется, что я более склонен к болезням, чем другие          
б Мое здоровье не хуже, чем у большинства моих знакомых          
в. Я ожидаю, что мое здоровье ухудшится          
г. У меня отличное здоровье          

Обработка результатов исследования

36 пунктов опросника сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье, все шкалы формируют два показателя: душевное и физическое благополучие.

Количественно оцениваются следующие показатели:

1. Физическое функционирование (Physical Functioning - PF), отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность пациента значительно ограничивается состоянием его здоровья.

2. Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием(Role-Physical Functioning - RP) – влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием пациента.

3. Интенсивность боли (Bodily pain - BP) и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность пациента.

4. Общее состояние здоровья (General Health - GH) - оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем ниже бала по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.

5. Жизненная активность (Vitality - VT) подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении пациента, снижении жизненной активности.

6. Социальное функционирование (Social Functioning - SF), определяется степенью, вкоторой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.

7. Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE) предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.

8. Психическое здоровье (Mental Health - MH), характеризует настроение наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии.

Физический компонент здоровья (Physical health – PH)

Составляющие шкалы:

- Физическое функционирование

- Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием

- Интенсивность боли

- Общее состояние здоровья

Психологический компонент здоровья (Mental Health – MH)

Составляющие шкалы:

- Психическое здоровье

- Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием

- Социальное функционирование

- Жизненная активность

Все значения суммируются по каждому показателю.

В пунктах 1, 6, 8, 9а, 9д, 9г, 9з, 10, 11б, 11г – значения берутся с обратным знаком

Формула вычисления значений:

[(реальное значение показателя) – (минимально возможное значение показателя)]:

(возможный диапазон значений) * 100.

Шкалы Вопросы Минимальное и максимальное значения Возможный диапозон значений
Физическое функционирование (PF) 3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к 10 - 30  
Ролевое (физическое) функционирование (RP) 4а, 4б, 4в, 4г 4 - 8  
Боль (BP) 7, 8 2 - 11  
Общее здоровье (GH) 1, 11а, 11б, 11в, 11г 5 - 25  
Жизнеспособность (VT) 9а, 9д, 9ж, 9и 4 - 24  
Социальное функционирование (SF) 6, 10 2 - 10  
Эмоциональное функционирование (RE) 5а, 5б, 5в 3 - 6  
Психологическое здоровье (МН) 9б, 9в, 9г, 9е, 9з 5 - 30  

Рис. 1. Графическая интерпретация показателей методики

Психодиагностическая методика «Анализ занятости» (Разработчик: Лаборатория azps.ru, 2008 г.)

Назначение. Данная методика предназначена для исследования мотивационной сферы личности, ее устремлений и интересов. Также она прекрасно подходит для исследования особенностей самоменеджмента человека. Данная методика является осовремененным вариантом методики "Распределение времени", опубликованной С. Я. Рубинштейн в 1979 г.
Обследуемому предлагают таблицу, в первом столбце которой находится список различных видов занятий: "Сон", "Транспорт" и т.д. Во второй столбец заносится количество часов, отводимых под отдельный вид занятий на протяжении недели. Далее обследуемому предоставляется возможность "располагать временем по собственному желанию". Обследуемый должен отметить, сколько времени потратит на те же самые дела в том случае, если будет им свободно распоряжаться. Эти числа он размещает в третьем столбце.

Желательно не ограничивать обследуемого во времени выполнения задания: некоторые испытуемые могут испытывать проблемы с подсчётом часов. Методику можно использовать как в групповой работе так и индивидуально.

Инструкция. Перед вами таблица с тремя столбцами. В первом столбце приведены различные виды занятий: "сон", "работа" и т.д. Представьте, пожалуйста, сколько часов в неделю в среднем Вы отводите на каждый из этих видов занятий. Это число часов проставьте во втором столбце. Помните, что в неделе 168 часов. Старайтесь, чтобы сумма чисел составляла 168 или несколько меньше (возможно, Вы занимаетесь некоторой деятельностью, не подпадающей под указанные виды занятий). Можете в процессе подгонки чисел исправлять уже написанные числа. После того, как Вы закончите заполнять второй столбец, представьте, что Вам дали полную свободу управлять распределением своего времени. Как бы Вы тогда распределили его между данными видами занятий? Эти числа занесите в третий столбец. Так же старайтесь, чтобы сумма не превышала 168.

Вид занятий Кол-во часов в неделю (реально) Кол-во часов в неделю (в идеале)
1. Сон, полный отдых (отсутствие всякой деятельности)    
2. Работа    
3. Транспорт    
4. Обучение    
5. Живое общение с близкими и друзьями, разговоры по телефону    
6. Общение в Интернете (чаты, форумы и т.д.)    
7. Чтение газет, журналов, учебной и специальной литературы, посещение различных сайтов в Интернете в познавательных целях    
8. Чтение художественной литературы, посещение различных сайтов в Интернете в развлекательных целях    
9. Покупки и поиски нужных предметов в магазинах    
10. Самообслуживание, работа по дому, хозяйству (приготовление пищи, уборка и т.п.)    
11. Еда (кроме её приготовления)    
12. Забота о детях и других родственниках, о домашних животных    
13. Посещение театров, кино выставок и т.д.    
14. Просмотр телепередач, фильмов    
15. Прогулки    
16. Физкультура, фитнес, спорт    
17. Забота о внешности    
18. Игры (в том числе компьютерные и видеоигры)    
19. Хобби    

Обработка результатов исследования

Обработка результатов проводится как качественно так и количественно.
Для качественного анализа желательно построить наглядный график. Качественный анализ предполагает рассмотрение структуры занятости обследуемого, сравнение реального и идеального графиков. В зависимости от цели проведения обследования анализ структуры занятости может давать разную полезную информацию. Например, если обследуемый жалуется на ощущение хронического стресса, то первым делом следует обратить внимание на достаточность времени для отдыха. Если у обследуемого проблемы в сфере межличностного общения с близкими, то необходимо посмотреть, а много ли времени обследуемый уделяет заботе о ближних.

Количественный анализ предполагает вычисление «Индекса напряженности» (ИН) как в целом по всем девятнадцати видам занятий, так и по отдельным блокам. ИН подсчитывается согласно следующей формуле:

ИН = (СО/Р) х 100%,

где СО - сумма отклонений, а Р - сумма часов в столбце «Реально».

Для подсчёта суммы отклонений надо найти сначала разницу между «реальным» и «идеальным» для каждого вида занятий (если получаем разницу отрицательную, то знак «минус» опускаем). После этого складываем полученные разницы и получаем СО.

Обратите внимание, что можно подсчитывать ИН для отдельного блока занятий. В этом случае в подсчете участвуют только строки таблицы, соответствующие данному блоку.

Сумма Р также исчисляется как сумма "реальных" часов в данном блоке (а не 168).

Блоки видов занятости исследователь может определять самостоятельно, исходя из задач обследования.

Например, это могут быть следующие блоки:

· Блок отдыха и неактивной деятельности: 1) сон, 3) транспорт, 11) еда, 15) прогулки, 17) внешность.

· Блок активной деятельности: 2) работа, 9) магазины, 10) самообслуживание, 16) спорт.

· Коммуникативный блок: 5) живое общение, 6) общение в Интернете, 12) забота.

· Когнитивный блок: 4) обучение, 7) познавательное чтение, 8) развлекательное чтение, 14) просмотр телепередач

· Блок увлечений: 13) посещение театров и пр., 18) игры, 19) хобби.

Один и тот же вид занятий, очевидно, может фигурировать в разных блоках. Обратите внимание, что в данном случае индекс напряженности ИН лучше не включать в процедуры сложного статистического анализа (например, нахождения корреляций).
Данная методика имеет определённый психотерапевтический потенциал. Вид графиков сам по себе может обследуемого натолкнуть на принятие важных жизненных решений. Если производился анализ по блокам, то желательно сделать и второй график, по этим данным.

При анализе ИН можно опираться на следующую градацию: норма (85-100%), умеренная напряженность (70-84%), высокая напряженность (69% и ниже).

Рекомендуемая литература

1. Гуидаров И. А., Полесский В. А. Принципы индивидуальной оценки и коррекции количества здоровья и качества жизни // Сборник на­учно-методических материалов для службы формирования здо­рового образа жизни. М., 1991. С. 28-59.

2. Куликов Л. В. Осознание здоровья как ценности. Здоровье и субъек­тивное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-во СПбГУ, 2000. С. 240-284; 405-442.

3. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-во СПбГУ, 2000. С 405-442.

4. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестнн СПбГУ. 1999. Сер. 6. № 2.

5. Березовская Р. А., Никифоров Г. С. Отношение к здоровью // Психо­логия здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.

6. Журавлева И. В., Шилова Л. С, Антонова А. И. и др. Отношение чело­века к здоровью и продолжительность жизни. М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: