Образовательные технологии

При освоении данной дисциплины используются интерактивные образовательные технологии (не менее 20% аудиторных занятий). Это позволит студентам развивать навыки нравственной оценки своих по­ступков и поступков окружающих с точки зрения норм и ценностей мо­рали, знаний предмета, истории и различных разделов этики, овладеть навыками поведения в коллективе в соответствии с нормами этики и этикета.

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Лекции Электронная презентация эти­ческих концепций и профессио­нальных кодексов. Коллектив­ная мыследеятельность 5, 3, 2, 2, 1 (интерактивные техно­логии для соответству­ющих форм обучения)
  Практические занятия Проведение мозговых атак и дискуссий по определенным проблемам с обращением к фи­лософско-этическим и правовым текстам 7, 5, 3, 3, 1 (интерактивные техно­логии для соответству­ющих форм обучения)
Итого     12, 8, 5, 5, 2

Важную роль призваны сыграть: технология обучения как иссле­дования, технология коллективной мыследеятельности, разбор кон­кретных ситуаций, адаптированный case-study, иные информационные технологии. В течение всего периода обучения (до зачета) студентам предлагаются:

— организация и проведение дискуссий (во время практических занятий) по определенным проблемам с обращением к философско- этическим и правовым текстам;

— подготовка эссе, докладов с презентациями;

— мультимедийные презентации по отдельным темам курса;

— подготовка тезисов выступления с использованием философ­ско-этических и правовых текстов;

— подготовка рефератов, эссе, выступлений на семинаре в фор­ме полемики с тем или иным мыслителем.

5.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1.Темы рефератов, эссе (для текущего контроля и контроля самостоятельной работы)

1. Этика и метаэтика.

2. Негативная этика: «за» и «против».

3. Классификация этических учений: различные подходы.

4. Нормативные этики древности (талион, золотое правило нрав­ственности, заповедь любви) и современность.

5. Этика Сократа, ее парадоксы и значение.

6. Добродетель как «золотая середина» в этике Аристотеля.

7. Эвдемонистическая этика Эпикура как «лекарство для души».

8. Фатализм и принцип природосообразности в этике стоиков.

9. Гуманистическая этика Возрождения.

10. Контуры «правильной жизни» в «Опытах» М. Монтеня.

11. Свобода и необходимость в учении Б. Спинозы.

12. Принцип «разумного эгоизма» и его обоснование мыслителя­ми эпохи Просвещения.

13. Категорический императив и ригоризм И. Канта.

14. Г.-В.-Ф. Гегель: проблема соотношения морали и нравствен­ности.

15. Этика «туизма» Л. Фейербаха.

16. К. Маркс о социально-исторической природе морали: нрав­ственно-философская экспертиза.

17. От идеи сострадания А. Шопенгауэра к сверхчеловеку Ф. Ниц­ше: прогресс или регресс?

18. Утилитаристские ориентации в этике ХХ в.

19. Этические аспекты философии экзистенциализма.

20. Нравственные доктрины современной православной и католи­ческой церкви: сравнительный анализ.

21. Гуманистическая этика Э. Фромма.

22. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

23. Гуманистическая этика П. А. Кропоткина.

24. Этика ненасилия Л. Н. Толстого.

25. Проблема соотношения нравственности и права в философ­ском учении В. С. Соловьева.

26. Натуралистическая концепция происхождения нравственности.

27. Понятие морали: различные подходы.

28. Представления о нравственном прогрессе в истории филосо­фии и культуры.

29. Проблема взаимосвязи основных категорий этики.

30. Нравственная аксиология и проблема приоритетных ценно­стей в современной России.

31. Проблема соотношения свободы и нравственности.

32. Юридическая деонтология: история и современность.

33. Роль нравственно-философской экспертизы в современном обществе.

34. Корпоративное этическое регулирование: история и совре­менность.

35. Кодексы профессиональной этики: история и современность.

36. Права человека в международном и внутригосударственном праве.

37. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека.

38. Презумпция невиновности в России — миф или реальность?

39. Этические аспекты решения вопроса о недопустимости дока­зательств.

40. Этика предварительного следствия.

41. Этические особенности подготовки и проведения следствен­ного эксперимента.

42. Нравственный аспект принудительного освидетельствования потерпевших.

43. Понятие о нравственных началах следствия.

44. Основа содержания судебного решения (приговора) — закон или мораль?

45. Моральные особенности выступлений защитника.

46. Этические основы использования отдельных видов доказа­тельств.

47. Этика судебной защиты по уголовным делам.

48. Нравственные аспекты пользования юристом предоставлен­ными ему властными полномочиями.

49. Цель и средства в уголовном судопроизводстве.

50. Профессиональная этика участников уголовного судопроиз­водства.

51. Личная жизнь: пределы вмешательств.

52. Морально-психологические особенности личности юриста.

53. Власть и мораль в деятельности юриста: проблема их взаимо­отношений.

54. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средства­ми массовой информации.

55. Нравственное содержание Кодекса судейской этики.

56. Нравственные аспекты деятельности прокурорского работника.

57. Нравственное содержание Кодекса профессиональной этики адвоката.

58. Этикет в профессиональной деятельности юриста.

5.2. Контрольные вопросы

для промежуточной аттестации

1. Предмет и функции этики.

2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

3. Природа и исторические формы нравственности (коллекти­вистская, сословная, индивидуалистическая).

4. Нравственность как реальность: поведение, нравы, отношения.

5. Структура морали. Свойства и функции морали.

6. Эвдемонизм, ригоризм, гедонизм и утилитаризм в истории этики.

7. Характерные черты и основные идеи античной этики.

8. Сократ и его последователи (киники,киренаики).

9. Ригоризм этики Платона и концепция идеального государства.

10. «Никомахова этика» Аристотеля.

11. Эллинистическая этика (Эпикур, стоики и др.).

12. Характерные черты этических воззрений Средневековья.

13. Христианская этика: история и современность.

14. Нравственные представления в исламе.

15. Основные направления этических исканий в эпоху Возрожде­ния и Нового времени.

16. Этика личности Б. Спинозы.

17. Этика «разумного эгоизма» философов-просветителей.

18. Этика долга и категорический императив И. Канта.

19. Г.-В.-Ф. Гегель о свободе и нравственности и праве.

20. Мораль «рабов» и «господ» Ф. Ницше.

21. Гуманистическая сущность критики капитализма в марксист­ской этике.

22. Представления о свободе и подлинности бытия в экзистенциа­лизме.

23. Право как минимум нравственности (по В. С. Соловьеву).

24. Принцип «непротивления злу насилием» Л. Н.Толстого.

25. Этика взаимопомощи и гуманизм П. А. Кропоткина.

26. А. Ф. Кони о роли нравственности в праве.

27. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

28. Нравственная культура личности и проблема воспитания до­стойного гражданина.

29. Основные тенденции эволюции морали и права в современ­ном мире.

30. Этика права и нравственные основания современной право­вой теории.

31. Основные этические проблемы правовой деятельности (эвта­назии, смертной казни, клонирования и др.).

32. Идеалы и нравственные ценности.

33. Мораль как фундамент правовой культуры.

34. Природа и содержание добра и зла.

35. Проблема ненасилия и право.

36. Соотношение целей и средств в профессиональной деятель­ности юриста.

37. Свобода и нравственность.

38. Свобода как этическая и правовая проблема.

39. Свобода и ответственность: нравственное содержание и поли­тико-правовое измерение.

40. Нравственные основы социального (профессионального) взаимо­действия.

41. Долг и совесть. Этика ригоризма в сфере правовой деятель­ности и отношений.

42. Нравственность и право: проблема соотношения.

43. Проблема нравственных и правовых конфликтов: пути их раз­решения.

44. Понятия справедливости, честности, достоинства. Справед­ливость и законность.

45. Профессиональная этика и ее взаимосвязь с общей теорией морали. Виды профессиональной этики.

46. Этика науки.

47. Профессиональная этика юриста. Специфические черты и структура.

48. Основные особенности и виды юридической этики.

49. Нравственные основы законодательства о правосудии и право­охранительной деятельности.

50. Нравственные аспекты пользования юристом предоставлен­ными ему властными полномочиями.

51. Нравственные требования к деятельности судьи.

52. Нравственное содержание презумпции невиновности.

53. Этика производства следственных действий.

54. Нравственная сущность Кодекса этики прокурорского работ­ника.

55. Этические аспекты деятельности адвоката.

56. Нравственные основы деятельности нотариуса и нравствен­ные основы деятельности юриста фирмы.

57. Этикет и этика — соотношение понятий и практическое приме­нение.

5.3. Образцы тестов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: