Возникновение и сущность прикладной этики

Особенность современной этики заключается в том, что она в ХХ веке «оживает, превращается из мертвой науки в плоть и кровь живой жизни».

Возникновение и сущность прикладной этики. В начале ХХ века был поставлен вопрос о необходимости переосмысления задач этики, нахождения новых путей и методов, по сравнению с традиционной этикой. Дж. Э. Мур был первым, кто выступил с критикой всех традиционных направлений этики. Он подробно проанализировал недостатки и ошибки метафизической этики И. Канта, натуралистической этики, в самых различных ее разновидностях, утилитаристской, эмотивистской этики, и показал, что ни одно из существовавших в этике направлений не в состоянии решить ни один из ее основополагающих вопросов – что такое добро, идеал, правильное поведение, счастье. С этого – критического настроя – началось развитие западной этики в ХХ в. И этот негативно-критический настрой оказался весьма конструктивным. Началось развитие прикладной этики. Можно выделить следующие периоды:

Первый период. Дж. Мур положил начало целому особому периоду в существовании этики, получившему общее название метаэтики. В русле метаэтики были подвергнуты строго логическому анализу все основополагающие этические понятия: добро, идеал, долг, правильное и неправильное и др. Результаты анализа в целом ряде случаев были весьма неутешительными для этики. В последующем критика уже метаэтики завершилась почти единодушной решимостью обратиться от сухой логики к жизненным фактам моральной, социальной и психологической эмпирики.

Второй период. Следующий после метаэтики – второй период в развитии западной этики – ознаменовался именно таким поиском прорыва к реальной жизни – к социологии и психологии морали. Этот второй – назовем его дескриптивным – период просуществовал не слишком долго, всего два-три десятилетия. Исследование эмпирических фактов из области социологии и психологии морали – убедительно показали, что и здесь этика еще не обретает своего главного предмета: конкретного человека, на протяжении всей своей жизни сталкивающегося с реальными моральными проблемами. Ведь и социология, и психология морали все-таки имеют дело все с тем же усредненным, а значит абстрактным индивидом, объектом моральных норм и их транслятором. Именно здесь человек уже становится главным предметом изучения, а науку начинают интересовать все детали, все конкретные подробности его поведения с моральной точки зрения, т.е. конкретные ситуации, где на карту ставятся не только деньги и благополучие людей, но часто и сама жизнь.

Третий период – новейший, текущий – в развитии западной этики представляет собой период прикладной этики. «На наших глазах этика в течение текущего столетия прошла путь от сугубо теоретического, абстрактно-логического, методологического анализа в виде метаэтики – до, может быть, высшего своего достижения – до решения самых насущных, острых, больных, прямо и непосредственно касающихся живого человека проблем – до биоэтики и прикладной этики в целом. Такова одна из весьма правдоподобных гипотез относительно причин возникновения прикладной этики: тупик метаэтики был благополучно преодолен за счет возникновения сначала дескриптивной, а затем и прикладной этики. Как пишет Л.В. Коновалова: «Сам термин “прикладная” наука возник внутри естествознания, внутри фундаментальной науки. Из нее он был вскоре перенесен в гуманитарные науки, в том числе, в философию и этику. Важно подчеркнуть лишь, что для такого разграничения теоретической и прикладной разновидностей одной и той же науки необходимо только одно условие: чтобы теоретическая ее часть достаточно хорошо развилась и как бы достаточно далеко ушла от практики. В этике это сделала метаэтика, которая провозгласила себя принципиально отличной от нормативной этики, а значит, от этики, обращенной к практике, к жизни».

Если заглянуть в классические учебники по этики, то практически все авторы единодушно пролеживают две тенденции развития традиционной этики: теоретичность – ориентация на выработку строго научной теории – и «практичность» – подчеркивание особого характера этического знания – его направленности на практику, необходимости его приложения к решению реальных, жизненных задач. Самое интересное, то, что именно И. Кант, говоря современным языком, может считаться и первым «прикладником». Даже виды прикладной этики И. Кант наметил именно те, которые, через 200 лет стали основными видами современной прикладной этики: антропологические, педагогические, политические и др. проблемы. Именно Канту удалось предвидеть и те проблемы, которые, казалось бы, уже полностью зависят от ситуации конца ХХ в. В его трудах содержатся высказывания об эвтаназии, о моральном статусе эмбриона и др.

Появление и стремительное развитие прикладной этики в последней четверти ХХ столетия явилось почти для всех полной неожиданностью. Л.В. Коновалова утверждала, что «прикладная этика – это особый вид этики не потому, что она накладывается на новый проблемный материал, а потому, что она дает новое понимание проблем морали, представляет собой новый вид этики, новый подход к проблемам самой этики. Она предъявила новые требования к развитию этики, по-новому формулирует ее предмет, ставит перед этикой новые задачи. Она представляет собой новый вид этики потому, что дает новое понимание этики. Из отдельной части внутри структуры этики она превращается в почти самостоятельную этическую науку. Она развивается во многом параллельно этике, но как бы постепенно и замещает ее, более преобладая в объеме и уровне.

Основной причиной возникновения прикладной этики стала – гуманизация всей жизни человека и общества, понимание ценностей индивидуально-личностного характера, а каждая из трех версий в отдельности и совокупность всех их вместе взятых выразили лишь те конкретные условия и формы, в которые вылился этот процесс в области этики в конце двадцатого столетия ее существования.

Так, Э. Фромм в работе «Человек для самого себя» полагает, что именно гуманистическая этика помогает преодолеть человеку крайности: с одной стороны религию с ее догмами веры, а с другой стороны релятивизм, который не видит ничего устойчивого в нравственных представлениях человека. Гуманистическая этика считает, что ценностные суждения могут быть выработаны на основе разума. Разумно познавая себя, человек может быть «самим собой» и «для самого себя» В данной этике «добро – раскрытие человеческих сущностных сил, а добродетель – ответственность по отношению к собственному существованию. Злом же является всякая помеха развитию человеческих способностей, а пороком – безответственность по отношению к себе. Эта этика рассматривается им как «прикладная наука искусства жить».

Прикладная этика возникла (и отдельные ее области и разновидности будут возникать) там и тогда, где возникала или будет возникать угроза жизни и существованию человека и человечества, опасность ущемления его неотъемлемых прав и интересов – будь то сфера биологического эксперимента, медицинского обслуживания или экологического выживания, там, где предпринимались попытки в очередной раз «обойтись без этики», поставить на первое место какие-то соображения минутной выгоды, экономической необходимости или чьих-то интересов, отодвинуть этические соображения на второй план, там, где возникала новая опасность для жизни и страх смерти.

. Одной из самых популярных работ по этике последних десятилетий на Западе стала не теоретическая, и не учебная работа, а книга «Моральные проблемы» под редакцией Дж. Рейчелса – антология статей по прикладной этике, которая заменила собой и теоретические работы, и учебные пособия, неоднократно переиздавалась и является самым широко распространенным текстом для введения в курс этики. Следующей волной общественного интереса к прикладной этике стала, конечно, биоэтика. Новые достижения в медицине и биологических науках вызвали новые этические проблемы, со многими из которых человечество не сталкивалось никогда ранее за всю свою предшествующую историю – в частности, клонирование, искусственное оплодотворение или суррогатное материнство. Во всех видах прикладной этики, речь идет не о профессиональной этике той или иной профессии, а именно о другой, как бы оборотной стороне деятельности той или иной профессии, о ее общественном резонансе, о последствиях данной профессиональной деятельности, которые необходимо контролировать (и ограничивать) извне.

Предметом прикладной нормативной этики должны быть особые разновидности моральных проблем – те, которые носят исторически сложившееся название «моральных дилемм».

Дилеммами называются такие проблемы, которые не имеют простого и однозначного решения, в которых содержатся противоречия, не поддаются формальному анализу. Моральные дилеммы подразделяются на два вида. Первый, когда человек обязан делать два противоположных поступка, поскольку оба они — правильные. Второй, когда человек одновременно и должен, и не должен совершать один и тот же поступок (например, намеренное прекращение жизнеобеспечивающего лечения в случае постоянной и необратимой комы). Внутренние проблемы существуют именно в самой морали, точнее, в том, как она применяется к жизни, к практике дают возможность ее изучать как сферу дилемм. Именно поэтому мораль – сфера дилемм, и решать их повседневно, на протяжении всей жизни – удел и призвание человека. Из решения моральных дилемм, из размышлений над ними, из рассуждения в процессе их анализа, собственно, и выросла этика.

А современная прикладная этика выросла из необходимости решать моральные дилеммы современности, происхождение которых весьма разнообразно – от ситуации смертельной болезни до загрязнения окружающей среды. Следовательно, прикладная этика представляет собой решение современных моральных дилемм. Современная действительность породила множество моральных дилемм, они реально существуют, и прикладная этика показывает, каковы возможности их решения. Моральных дилемм существуют тысячи, поэтому все перечислить и назвать, а тем более проанализировать – невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: