Критерии выбора. Идеальный прототип

Для определения того, влияют ли на формирование негативного образа и каким образом, электоральные ожидания и идеальный прототип, был произведен соответствующий анализ. Какие же требования выявляются у жителей на рациональном и неосознаваемом уровнях, и каковы же в конечном итоге причины, по которым они отдают свои голоса? Тот факт, что при отмечаемом улучшении экономической ситуации оценка деятельности мэра продолжает ухудшаться, и напротив улучшается восприятие главы республики, еще раз демонстрирует, что определяющими в отношении и, в конечном счете, в поведении являются эмоциональные (неосознаваемые), а не рациональные оценки. Граждане считают, что склонны поддерживать политика «за хорошие дела», тогда как бессознательно отдают предпочтение «привлекательности» и «масштабу личности», что выявляется через проективные методы. И, как было сказано, разрыв между своими собственными декларируемыми и реальными предпочтениями жителями не осознается. В ответах на прямые вопросы они традиционно настаивают на том, что внешность, привлекательность (в особенности физическая) политика не существенна, важна его деятельность, профессионализм, результаты. И это находит подтверждение в количественном опросе: 79 % считают, что для политика наиболее важно знание проблем города, 77 % — деловая хватка, энергичность, 54 % — опыт хозяйственной деятельности, 53 % — ум и образование, и только 5 % — привлекательность.

Такое расхождение между неосознаваемыми и рациональными ожиданиями говорит о противоречии между социально-приемлемыми стереотипными мотивациями и действительными потребностями граждан. Для жителей данного региона большой ценностью оказывается имиджевая сторона власти, им важно, как их оценивают со стороны: «наш лидер, наша власть — это лицо нашего города, по нему судят о нас»; лидер должен быть таким, чтобы можно было с ним себя и свой город идентифицировать (при этом, само собой, конечно, он должен решать задачи, то есть выполнять свои непосредственные обязанности). Такая мотивация, в частности, возможно, связана с высоким образовательным уровнем жителей, косвенным показателем чего может являться легкость ассоциаций, которую продемонстрировали респонденты этого города по сравнению с другими российскими регионами. Кроме того, важным фактором оказывается специфика их патриотического самосознания, и горожане считают существенным донести это до других с помощью достойного образа власти («наш город — это интеллигентный, образованный, европейский центр, мы достойны лучшего»). Можно предположить своеобразное раздвоение в сознании идеального прототипа для «внешнего употребления» и «внутреннего», — тогда и требования в отношении деловых характеристик обретают свое место.

Представительный, «презентабельный» образ руководителя города проистекает и из образа предыдущего деятеля, занимавшего этот пост, и сформировавшего определенный эстетический стереотип (своего рода «первая любовь», которая диктует поиск аналогичного типажа). Наконец, связь образа власти с эстетическими потребностями на бессознательном уровне закрепилась в связи с имиджевыми преобразованиями в городе, произведенными предшественником: при ответах на вопрос «назовите первое, что приходит вам в голову в связи с образом главы вашего города» жителями называются архитектурные объекты, строительство новых кварталов, внешняя европеизация города (можно заметить, что и образ мэра российской столицы мог способствовать закреплению подобного стереотипа). Привлекательность в образе политика служит еще и экраном для проекции положительных эмоций, и спасает жителей интеллигентного города от «медиа-терроризма»: «мы же вынуждены на него смотреть изо дня в день, это же вытерпеть невозможно!». Подобный контрастный фон ожиданий еще более подчеркивает весь негативизм образа действующего политика и его неприемлемость, приводя граждан к радикальному решению «кто угодно, только не он».

Парадоксы в обработке информации.
Эвристическая обработка информации109

Сформированные в восприятии респондентов готовые схемы, ригидная установка фильтруют позитивную информацию и препятствуют образованию причинно-следственных связей. Как уже было сказано выше, положительная корреляция между восприятием позитивных изменений в жизни города и положительными оценками деятельности мэра отсутствует, равно как и между негативными изменениями в республике и восприятием главы республики. Суждение о лидерах и желание их поддерживать проистекают из иррационального отношения, которое воздействует и на специфическую схему организации поступающей информации. Негативная установка активизирует механизмы приписывания, способствует канализации любой негативной информации и благоприятствует деструкции каузальных связей.

Какие же объяснения парадоксам в собственных высказываниях находят сами респонденты? Большинство положительных изменений в городе жители объясняют чем угодно, только не реальной причиной, тогда как все «плохое» приписано неизменно «козлу отпущения», в том числе и те явления, которые никаким образом не могут относиться к сфере его компетенции (распространенная шутка, отражающая почти реальное положение вещей: виноват в том, что зимой холодно, летом жарко). По словам горожан, воспроизводящих информационные клише, кроме него ответственность за все беды несет, разве что «вся система», которая «никуда не годится».

Что касается положительных фактов, при выстраивании предположений «в связи с чем жизнь улучшается», присоединения следствия к причине горожанами также не происходит, формирование гипотез возникает из уже имеющейся установки и направлено на ее согласование и укрепление. Положительные изменения в жизни приписываются, в первую очередь, самим себе («люди сами стараются улучшить свою жизнь»), во-вторых, некой безличной фаталистической силе, «естественному ходу вещей» («все само собой постепенно изменяется, в том числе и в лучшую сторону»), в-третьих используются опять же готовые схемы, почерпнутые из средств массовой информации («в стране сейчас ситуация стабилизации и экономического роста»), наконец, главный носитель положительного образа в регионе (глава республики) также имеет отношение к улучшению жизни, даже если ситуация никак не относится к его компетенции. Надо заметить, что в массовом сознании жителей данного региона отсутствуют четкие представления (как и во многих других регионах) о функциях того или иного уровня власти, и наблюдается тенденция приписывания ответственности в зависимости от удаленности лидера: чем «ближе», тем более виноват. Способствует подкреплению сложившейся схемы и «логика наглядности»: нерешенные проблемы повседневного существования, проигнорировать которые проблематично, объясняются бездеятельностью «антигероя», решенные (те же самые проблемы) — эффективностью «героя».

Одним из примеров искажения информации на стадии переработки является и восприятие личностных особенностей политика, также по принципу «виноват во всем» («всегда в своих дорогих костюмах — постыдился бы без конца демонстрировать свои преимущества — деньги ведь у жителей украл», и одновременно — «пришел на детский концерт в свитере — совсем уважение к людям потерял). Новые негативные сведения воздействуют на усиление отрицательного отношения к наиболее уязвимым сторонам политика, независимо от того, связаны ли эти факты с данными чертами. «Кривое зеркало» восприятия до неузнаваемости искажает личностные качества, переворачивая все буквально верх ногами. Так, высокая энергетика превращается в «пронырливость», «корысть», «агрессивность». Настаивание на своей точке зрения в принципиальном вопросе воспринимается гражданами как упрямство, недальновидность, карьеризм. Напротив, гибкость и способность идти на компромиссы в решении некоторых проблем, открытость разному опыту — как беспринципность, несамостоятельность, отсутствие своей позиции и т. п. Первое и второе в сочетании с необаятельной внешностью и грубоватыми манерами «спортсмена-военного» провоцируют усиление ложных корреляций — приписывания тупости, недалекости, необразованности. Посылаемые окружающим разнородные сигналы провоцируют конфликты когнитивного несоответствия, неизменно разрешающиеся через негативные приписывания. Сознание стремится во всем снимать противоречие и достигать отрицательной конгруэнтности образа политика: «он не может, не хочет, не делает».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: