Игра на чувстве презрения

Как правило, контрпропаганда, черпающая свои технологии из теории и практики информационных войн и советской пропаганды, строится на формировании образа врага, мифологизации и демонизация злого гения. Ведущей мишенью воздействия становится страх, сильное чувство, возвышающее того, кто его вызывает, заставляющее сплотиться в борьбе против него. Другой достаточно распространенной является стратегия осмеяния, в основе которой — формирование ироничного отношения к политической фигуре.

В рассмотренном случае разворачивается дискредитация, «повседневизация» образа («мало того, что он такой же как мы, — он намного хуже»), рисуется образ «никудышного человека», «урода в семье», от которого нужно поскорее избавиться, потому что вся семья несет на себе печать этого уродства. Основное спровоцированное чувство — это презрение к нему, стыд, что выбрали себе «такого», желание уйти от собственного позора. Соответственно основное воздействие строится на активизации защитного механизма коллективной самооценки, инициированные негативные эмоции увязываются с жертвой контрпропаганды, и эта спайка программирует сознание на избавление от нее, как от больного зуба.

Продолжительная направленная работа по формированию негативного восприятия политика, ведущее место в которой принадлежит средствам массовой информации, в итоге не только препятствует дальнейшему развитию политической карьеры данного деятеля, но способствует фиксации негативного отношения граждан к российской политической сфере в целом, облегчая дискредитацию в их глазах действующих в ней фигур.

Пищева Т.Н.

Образы политиков: особенности коммуникаций
и барьеры восприятия

Радикальные преобразования общества и необходимость учета общественного мнения при принятии любых решений обусловливают повышенный интерес к проблеме оценки личности политических деятелей их избирателями. В связи с этим чрезвычайно важен анализ процессов восприятия политиков различными группами населения. Знание отношения людей к конкретному политику позволяет определить ожидания, связанные с его деятельностью, а также границы, за которыми поступки и решения лидеров могут вызвать неприятие проводимого ими курса и резкую смену настроений в обществе.

Перед исследователями встает вопрос: на основании каких данных избиратели делают свой выбор, какие качества политика имеют для них принципиальное значение, а какие просто не замечаются, каковы механизмы этого сложного процесса, влияющие на конечный результат — голосование «за» или «против» кандидата?

Г.Г. Дилигенский считает, что характерной чертой современного политического лидерства является «дистанционность».111 Ее особенность в том, что лидер и последователи, как правило, не имеют прямых контактов между собой. Их отношения опосредуются средствами массовой информации, организациями, людьми, обслуживающими государственную политическую машину и т. д. Для того чтобы разобраться в огромном количестве факторов и влияний необходимо вычленить те компоненты и механизмы, которые непосредственно воздействуют на сам процесс коммуникации.

В дальнейшем под политическими коммуникациями мы будем понимать систему взаимоотношений политика и избирателей, включающую в себя кроме этих двух компонент и целый ряд факторов, оказывающих на этот процесс воздействие. В упрощенном виде система политических коммуникаций выглядит следующим образом.

Первый компонент системы политических коммуникаций — это окружающая среда, которая включает объекты или события социальной действительности, окружения. Ее особенность в том, что она не только оказывает сильное влияние на весь процесс политических коммуникаций в целом, но и на каждый его элемент в отдельности, создавая, таким образом, двойные, иногда очень противоречивые, связи с субъектами и отдельными элементами процесса.

С одной стороны, окружающая среда определяет коммуникационный процесс, на нее ориентируются все его участники и она является той предметной областью, из которой выбираются информационные поводы для коммуникации. С другой стороны, с помощью коммуникации различные факты, политические события и вообще социальная реальность может интерпретироваться как в выгодном для политика свете, так и не очень, навязывая широкой публике нужное понимание и вытекающие из этого действия.112

Гибель подводной лодки «Курск» вызвала огромный резонанс в общественном мнении как внутри страны, так и вне ее, что поставило российское правительство в жесткие условия принятия решения. Несмотря на то, что дальнейшие события вызывают очень противоречивые слухи и комментарии, нельзя не согласиться с тем, что предпринятые под давлением общественного мнения Правительством и лично Президентом действия стали сами формировать событийную канву и оказывать влияние на общественное сознание.

Вторым компонентом и собственно «действующим лицом» политических коммуникаций является сам политик. Он появляется как источник сообщения, а часто и как информационный повод для ситуации коммуникации. Политик заинтересован в том, чтобы его сообщение достигло аудитории, для этого он готов демонстрировать эксцентричные формы поведения или провоцировать создание кризисных ситуаций. В такой ситуации сама информация, которую политик передает, служит лишь поводом для его появления в информационном поле. Таким образом, в сообщении, передаваемом политиком необходимо разделять два уровня: собственно информацию об объектах и событиях социальной реальности и информацию об источнике сообщения (т. е. политическом лидере).

Первая часть сообщения несет в себе субъективный взгляд политика на ситуацию, факты или проблему, а вот вторая — содержит информацию о передающем сообщение политическом лидере: его политическую и идеологическую позицию, нравственные и морально-этические принципы, статусно-ролевые и личностные характеристики, т. е. тот комплекс свойств, качеств и характеристик, которые составляют в совокупности имидж политического лидера. Через отдельные его элементы аудитории передается информация об особенностях личности политика, его мотивах и потребностях, моральных и этических принципах, профессионализме. Имиджевая составляющая сообщения включает в себя как внешние проявления (такие как одежда и прическа политика, его голос), так и содержательную наполненность выступления, пространственную и временную его организацию.

Третьим компонентом политических коммуникаций являются каналы передачи информации или коммуникаторы. Среди других возможных способов передачи сообщения от политика аудитории (митинги, демонстрации, личные встречи) в современном коммуникационном поле доминирующее положение занимают средства массовой информации и особенно телевидение. Именно от СМИ зависит отбор и объем информации из той, что предлагает сам политик. Одной из особенностей современных политических коммуникаций является то, что информация к каналам-коммуникаторам может поступать как от источника сообщения, так и непосредственно из окружающей среды. Кроме того, средства массовой коммуникации в ряде ситуаций являются и проводником обратной связи от аудитории к политику, публикуя рейтинги, результаты опросов, устраивая прямые эфиры или комментируя высказывания или поведение политика.

Четвертой компонентой политических коммуникаций является аудитория. Полученная информация о политике проходит процесс декодирования, расшифровки, где каждый имиджевый символ соотносится с системой понятий, знаний, стереотипов, культурных и исторических фильтров. Результатом этого является некая картинка или публичный образ, который формируется у избирателя и определяет его отношение к данному политику, а также желание или нежелание его поддерживать.

Исследования, проводимые на кафедре политической психологии МГУ на протяжении последних 10 лет113 показывают, что граждане имеют специальные психологические инструменты, которые им позволяют с достаточной степенью вероятности определить особенности личности политика.114

Избиратели на основе получаемой информации четко строят собственный психологический профиль политика. Он, как правило, не формулируется и не имеет жесткой структуры. Однако при ответах респонденты в большинстве случаев без особых затруднений могут охарактеризовать политика с точки зрения его основных качеств. Безусловно, этот отраженный профиль может полностью и не совпадать с психологическим профилем реального политика. Это связано с тем, что, передача информации о личности политика опосредуется имиджевыми структурами, в которых соединяются и особенности личности политика (они часто оказываются тем фактором, который оказывает решающее влияние на весь процесс взаимодействия политического лидера с окружающим миром), и работа профессиональных консультантов, имиджмейкеров, пиарщиков, которые в большинстве случаев сознательно и часто искусственно формируют и контролируют характеристики политического лидера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: