Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Причины возникновения конфликтов между детьми в игровой деятельности




При выявлении причин возникновения конфликтов мы исходили из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-органи­зационной основой. Сюда относится ряд организационных за­дач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, опреде­ление состава ее участников, распределение ролей и др. Мы предположили, что конфликты между детьми будут возникать именно при решении подобных коммуникативно-организаци­онных задач.

Были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:

1. «Разрушение игры» — сюда входили такие действия де­тей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, — на­пример разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

3. «По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, мало­привлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за облада­ния игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» — это спо­ры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Количественные данные о видах конфликтов приведены в табл. 4.1. Как показывают эти данные, у детей 1-2 года жизни наибольшее количество конфликтов возникает из-за облада­ния игрушками — 75 %, а также из-за разрушения игры — 25 %. У детей следующей возрастной группы (2-3 года) это соотно­шение сохраняется примерно на том же уровне. Но здесь уже появляются и конфликты «из-за распределения ролей» — 6 %. В данном случае, конечно, название достаточно условно, по­скольку ролевые игры возникают у детей несколько позднее. Поэтому здесь речь идет, скорее, о так называемой «роли в действии».

Таблица 4.1 Причины возникновения конфликтов между детьми в игре, %

Причины конфликтов Возраст детей, г.
1-2 2-3 3-4 4-5 5-6
«Разрушение игры»
«По поводу выбора общей темы игры»
«По поводу состава участников игры»
«Из-за ролей»
«Из-за игрушек»
«По поводу сюжета игры»
«По поводу правиль­ности игровых дейст­вий»

В 3-4 года причины конфликтов уже более разнообразны: больше всего конфликтов по-прежнему из-за игрушек — 38 %; на том же уровне остается количество конфликтов из-за раз­рушения игры; в то же время резко возрастает число конфлик­тов из-за ролей — до 23 %, т. е. почти в четыре раза, что как раз и отражает процесс становления сюжетно-ролевой игры в этом возрасте; здесь же отмечаются и новые виды конфликтов, такие, как конфликты при выборе общей темы игры — 2 %, при определении игрового сюжета — 3%, а также конфликты по поводу правильности игровых действий — 10 %.




В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) наибольшее чи­сло конфликтов составляют конфликты из-за ролей — 32 %. Затем идут конфликты по поводу правильности игровых дей­ствий — 26%, число которых возрастает более чем в два раза по сравнению с предыдущим возрастом. Одновременно более чем в два раза уменьшается количество конфликтов из-за иг­рушек — до 17%. Здесь же появляются конфликты по поводу состава участников игры — 10 % и увеличивается число кон­фликтов по поводу сюжета — до 8 %. Наконец, очень резко, по­чти в четыре раза, сокращается число конфликтов из-за разру­шения игры — до 6 %.

Примерно то же соотношение сохраняется у старших до­школьников (5-6 лет), за исключением того, что больше всего конфликтов здесь отмечено по поводу правильности игровых действии (26 %). Чуть меньше здесь конфликтов из-за ро­лей — 24 %, затем идут конфликты из-за игрушек, число кото­рых даже несколько повышается по сравнению с предыдущим возрастом — до 21 %. Это объясняется, по-видимому, измене--нием смысла подобных конфликтов: если раньше спор возни­кал из-за игрушки как таковой, то теперь игрушка чаще вы­ступает уже как атрибут определенной роли. Число остальных конфликтов остается в этом возрасте примерно на том же уровне.



Если рассмотреть отдельные виды конфликтов, в частно­сти наиболее часто встречающиеся, то их возрастная динами­ка будет выглядеть следующим образом (см. рис. 4.1). На рис. 4.1 видно, как с возрастом резко уменьшается количество кон­фликтов из-за игрушек. Так же существенно снижается число конфликтов из-за разрушения игры. Переломным здесь явля­ется возраст 4-5 лет. Одновременно этот возраст является пиковым для конфликтов по поводу распределения ролей, число которых здесь достигает своего максимума, а затем на­чинает снижаться. Наконец, конфликты по поводу правильно­сти игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем числе конфликтов.

В целом можно отметить два особых возрастных периода: во-первых, это возраст 3-4 лет, когда дети начинают активно обсуждать такие вопросы, как распределение ролей, правиль­ность игровых действий, выбор общей темы игры, что свиде­тельствует, по нашему мнению, об интенсивном развитии игры как совместной деятельности; и во-вторых, это средний дошкольный возраст (4-5 лет), где, в добавление к предыду­щим, начинает специально обсуждаться и вопрос о том, - кто с кем будет играть, т. е. определяется состав участников игры. Это, в свою очередь, отражает дальнейшее развитие совмест­ной игры в направлении формирования определенных, доста­точно устойчивых взаимоотношений между детьми внутри дошкольной группы.

Необходимо также отметить и следующее обстоятельство: в свое время Д. Б. Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игру­шек, у детей среднего дошкольного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры (Эльконин, 1978). Как показали полученные нами данные, до 75 % кон­фликтов у младших детей возникает из-за игрушек, в среднем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов состав­ляют конфликты по поводу распределения ролей, а конфлик­ты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.

Вместе с тем полученные данные показывают и то, что кон­фликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у стар­ших дошкольников. Они сосуществуют вместе с новыми вида­ми конфликтов: по поводу выбора общей темы игры, опреде­ления состава участников, уточнения игрового сюжета. Более того, в возрасте 5-6 лет наблюдается определенный регресс, т. е. новое повторное увеличение числа таких конфликтов, как конфликты из-за разрушения игры и из-за игрушек. Возмож­но, это связано с недостаточным уровнем развития игры, ос­лаблением внимания к ней в современной практике работы детских садов, что отмечается в соответствующей литературе («Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста», 1975).





Дата добавления: 2015-05-18; просмотров: 3690; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 9887 - | 7647 - или читать все...

Читайте также:

 

3.85.143.239 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.