double arrow

Функции конфликта

Понятие конфликта

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) представляет собой противостояние людей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позициями, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоящей стороны (групповые конфликты).

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Возникла и развивается данная отрасль знания на стыке ряда научных дисциплин: социальной психологии, педагогики, социологии, политологии, экономики, менеджмента, философии, медицины.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.

Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 1999).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Поскольку конфликт представляет собой предельный случай обострения противоречий, широко распространено мнение об отрицательной роли конфликтов в нашей жизни, что приводит к стремлению людей избегать вступать в них, а руководители либо стремятся подавлять все конфликты без разбора, либо предпочитают вообще не вмешиваться в них.

Но стоит иметь в виду, что конфликты часто играют положительную роль, поскольку противоречие – движущая сила всякого развития.

Функции конфликта

Если говорить о функциях конфликтов, то стоит отметить, они могут быть как деструктивными, так и конструктивными. Как правило, конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

К конструктивным функциям конфликтов можно отнести:

• устранение полностью или частично противоречия, возникающего в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т. п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности;

• позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т. д., выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

• позволяет ослабить психическую напряженность - реакцию участников на конфликт. Конфликтное взаимодействие снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

• служит источником развития личности, межличностных отношений - расширяет сферу и способы взаимодействия человека с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций;

• может улучшить качество индивидуальной деятельности;

• при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

• средство самоутверждения личности, формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими. Может быть определен как конфликт становления, самоутверждения, социализации.

Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму заключаются в следующем:

• выступает средством активизации социальной жизни группы или общества, поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития;

• высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы, может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. С помощью конфликта руководитель или группа могут регулировать поведение отдельных лиц;

• зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализирует гуманистические ценности;

• может способствовать созданию новых, более благоприятных, условий, к которым легче адаптируются члены коллектива;

• способен выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей - группа приобретает качественно новое состояние;

• способствует поиску продуктивных решений проблем в коллективах, ориентированных на предметно-познавательную деятельность;

• оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, устанавливается более доброжелательная обстановка, что происходит почти в каждом втором конфликте.

Деструктивное влияние конфликта:

• выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

• стресс, резкий рост вероятности заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

• истощение личностных ресурсов - материальных, духовных и жизненных сил в результате конфликтного взаимодействия;

• деструкция системы межличностных отношений, сложившихся между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь и враждебность к другой стороне нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи;

• формирование негативного образа другого - «образа врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему;

• негативное отражение на эффективности деятельности оппонентов - меньше внимания уделяется качеству работы, после конфликта оппоненты также не всегда могут работать продуктивно;

• закрепление в социальном опыте насильственных способ решения проблем - победа с помощью насилия может стать обычной практикой в подобных ситуациях социального взаимодействия;

• отрицательное влияние на развитие личности - может способствовать формированию у человека неверия в справедливость; убежденность, что сильный всегда прав, мнения о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся.

Негативное воздействие конфликта на группу (организацию):

• разрушение традиций общения, взаимосвязей в коллективе, организации;

• отрицательное влияние на взаимоотношения в коллективе и его социально-психологический климат;

• ослабление ценностно-ориентационного единства группы, снижение групповой сплоченности;

• «деиндивидуализация» взаимного восприятия сторон конфликта, восприятие друг друга по принципу «Мы - Они»;

• ухудшение качества совместной деятельности коллектива происходит, когда конфликт медленно затухает; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт оказался длительным и др.

• формирование установки на приемлемость насильственных действий - успех применения насилия в отстаивании интересов группы формирует ее убежденность в необходимости его использования.

• возможность возникновения деструктивного лидерства в коллективе того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.

Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Его разрешение приводит к улучшению отношений между людьми и к развитию группы, к повышению эффективности деятельности. Конструктивный конфликт возникает тогда, когда человек конечной целью ставит задачу преодолеть разногласия, улучшить ситуацию, сделать ее приемлемой для обеих сторон, что выведет взаимоотношения на новый уровень.

Деструктивный конфликт возникает в случаях:

- когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом;

- когда один из оппонентов прибегает к осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: