Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности»:
− Актуальность и необходимость изучения проблем психологии и физиологии профессиональной деятельности в период формирования в России постиндустриального общества и социально ориентированной экономики.
− Объект и предмет изучения «Психофизиологии профессиональной деятельности». Специфика социально-экономического подхода к изучению труда и его биологическая сторона. Психофизиологическая природа профессиональной деятельности.
− Предмет и методы физиологии и психологии профессиональной деятельности. Научно обоснованные подходы к определению нервно-психических и физических усилий, нервно-эмоционального напряжения.
− Особенности физиологических и психологических процессов профессиональной деятельности и закономерности их протекания в общественно полезной деятельности человека; мероприятия, повышающие работоспособность человека, способствующие психофизическому и духовному развитию его в процессе профессиональной деятельности.
|
|
Тема 2. Принципы и методы психофизиологических исследований профессиональной деятельности
− Сущность методологических принципов физиологии и психологии. Принцип нервизма. Принцип единства организма и внешней среды. Принцип уравновешивания. Эволюционный принцип. В рамках данной темы рассматриваются и некоторые другие методологические принципы.
− Методы психофизиологических исследований. Сущность метода вегетативных реакций. Регистрация электрической активности мышц - электромиограмма (ЭМГ) - как метод идентификации с высокой степенью точности различных эмоциональных состояний.
− Метод регистрации электрической активности мозга - электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Выделение ритмов мозга: альфа-ритм регистрируется преимущественно в затылочной и теменной областях, бета-ритм локализуется в прецентральной и фронтальной коре, гамма-колебания наблюдаются в прецентральной, фронтальной, височной, теменной и специфических зонах коры.
− Метод магнитоэнцефалографии. Магнитное поле сердца человека. Открытие Б.Джозефсона и создание СКВИДов - сверхпроводниковых квантомеханических интерференционных датчиков. Разработка квантовых магнитомеров с оптической накачкой (МОН). Преимущества магнитоэнцефалограмм (МЭГ) по сравнению с ЭЭГ.
− Метод измерения локального мозгового кровотока (ЛМК). Преимущества и недостатки ЛМК.
− Томографические методы исследования мозга. Структурная и функциональная томография. Позитивно-эмиссионая томография. Метод магнитно-резонансной томографии.
|
|
Тема 3. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности
− Сущность и задачи психофизиологического анализа содержания профессиональной деятельности. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности как метод выявления:.
а) требований, предъявляемых к психологическим и физиологическим характеристикам работника при выполнении трудовых функций, факторов, вызывающих повышенную напряженность тех или иных функций организма;
б) причин возникновения ошибок при выполнении трудовых функций. Анализ содержания профессиональной деятельности как метод решения практических проблем. Определение наиболее эффективных методов и путей улучшения и оздоровления условий труда рабочих и служащих; организация труда; построение рационального режима труда и отдыха; регламентация труда; профессиональный отбор и профессиональная ориентация; дифференциация заработной платы и других форм материального стимулирования за работу в неблагоприятных условиях, а также за труд высокой эффективности; общий подъем культуры производства и решение важнейшей задачи превращения труда в жизненную потребность человека; изучение взаимоотношений людей в процессе их трудовой деятельности в связи с формированием положительного отношения к труду.
Тема 4. Психофизиологические основы построения профессии
− Понятие профессии, ее элементы. Признаки профессии. Понятие специальности и профессионализации труда. Понятие и содержание индивидуальной профессии. Этапы профессионального развития. Цикл профессиональной жизни человека. Связь индивидуальной профессии, профессионального развития и должностного роста. Понятие «должность». Взаимосвязь профессионального и жизненного опыта. Содержание должностной карьеры.
− Сущность и задачи психофизиологических основ построения профессии. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и способностей для повышения эффективности использования возможностей и способностей персонала.
− Основы профессиографии. Профессиография как психофизиологический анализ, описание и характеристика профессионально важных признаков различных профессий. Использование результатов профессиографии конкретной профессии для объективной оценки профессионально важных качеств и психодиагностики. Применение психодиагностики для установления принадлежности конкретной личности к тому или иному комплексу индивидуально-типологических свойств нервной системы человека.
− Социология профессий. Содержание социализации как процесса становления личности человека. Взаимосвязь социально-психологических, технологических, организационных и профессиональных отношений. Неформальное социальное общение, формирование самооценки. Общественный опыт и индивидуальный опыт. Профессиональная карьера. Профессионально-должностное развитие.
− Профессиональные обязанности. Трудовые функции. Анализ выполняемой работы. Критерии измерения результатов выполняемой индивидом работы. Когнитивные способности. Принцип профессионализма и компетентности. Технология управления компетентностью. Виды ограничений на профессии.
Тема 5. Теория профессионализации персонала, деятельная природа профессионализации
− Сущность и содержание профессионализации персонала. Необходимость соединения всех элементов производственного процесса, в том числе техники и людей в единый трудовой процесс, обеспечивающий наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, сохранение здоровья человека, постоянный профессиональный рост.
|
|
− Процесс профессионализации труда. Содержание процесса профессионализации организации. Система управления профессионализацией персонала. Система профессионализации персонала как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных институтов, обеспечивающих выявление способностей человека, оказание ему помощи при выборе профессии, формировании и рационализации профессионального опыта; основные задачи.
− Социальная потребность человека принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место, соблюдать правила и нормы поведения, установленные в данной группе. Механизмы иерархического поведения. Избавление от отрицательных эмоций как положительное подкрепление, обеспечивающее профессиональный рост. Оптимальные деловые межличностные отношения, окрашенные положительными эмоциями, переживаниями - важнейшее условие работоспособности человека, его продуктивности. Рабочее место, или рабочая зона как внешняя по отношению к человеку среда, объединяющая все составляющие элементы трудового процесса.
− Взаимосвязь профессионализации и профориентации. Цели и задачи профессионализации. Профессиональная подготовка. Начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, дополнительное образование.
− Цели и задачи профессиональной ориентации. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение). Профессиональное консультирование.