Table of contents

Introduction………………………………………………… Part 1. Theoretical and methodological Problems of modern bioethics forming and development ……………………………………………........ 1.1. Object, definition, status and functions of bioethics …………. 1.2. Theoretization problems of bioethics …………………………. 1.3. From Enlightment values to bioethical invariants …………… Part 2. Philosophical and sociocultural preconditions and foundations of bioethics… 2.1. Philosophical concepts as foundations of bioethics prin­ciples ……………………………………………………... 2.2. Christianity and bioethics …………………………………….. 2.3. Medicine that «has saved» life of ethics ……………………… 2.4. From environmental ethics to global bioethics …………......... Part 3. Conceptual models of bioethics ………… 3.1. Global bioethics of V.R. Potter ……………………………….. 3.2. Biomedical ethics of T. Beauchamp and J. Childress ………… 3.3. European bioethics and biolaw ……………………………….. 3.4. Bioethics development in Ukraine ……………………………. Conclution………………………………………………….. LiteraTure …………………………………………………... Summary and table of contents in English ………………………..  

Пустовіт Світлана Віталіївна

Глобальна біоетика:

становлення теорії та практики

(філософський аналіз)

Авторська редакція

Рекомендовано до друку Вченою радою Інституту вищої освіти АПН України. Протокол № 4/13 від 27 квітня 2009 р.

Публикація здійснена Всеукраїнською громадською організацією «Українська асоціація з біоетики»

http://www.bioetika.org.ua

Випускний редактор Гавриленко С.Й.

Коректор Василенко С.А.

Підписано до друку 05.06.09р.

Формат 84х108/32. Обсяг 10 друк.арк. Наклад 300 прим.

Замовлення №54. Ризографія.

Папір офсетний №1. Гарнітура Таймс

ПП «Арктур – А»

Свідоцтво про внесення до державного реєстру

субєктів видавничої справи

Серія ДК №3320 від 19.11.2008р..

http://www.arktur-a.com.ua


[1] От греч. biosжизнь.

[2] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – 144 с.

[3] Fox D.M. View the Second // Special supplement. Hastings Center Report. –1993. – Nov.-Dec. – S1–S4.

[4] Hastings Center Report. Special supplement, 1993.

[5] Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. – М.: ББИ, 2001. – 413 с.

[6] При нем создается Национальный центр ссылок на литературу по биоэтике, издаются энциклопедия и библиография по биоэтике.

[7] Поддерживаемый финансово Джоном Рокфеллером III и Элизабет Дол­лард, а также Национальным благотворительным фондом в области гуманитар­ных наук.

[8] Hastings Center Report (1971)

[9] Institut Borja de Bioética (Испания), Centre d’Etudes Bioéthiques (Бельгия), L’Institut National de la Santé et de la Recherche Médical (Франция) и др.

[10] Thornton T. Judgment and the role of the metaphysics of values in medical ethics // J. of Medical Ethics. –2006. – N 32. – P. 365–370.

[11] В философии науки это понятие означает единство качественно раз­нородных элементов научного знания, которые чаще всего противостоят друг другу. Кентавровое знание существует в виде понятий, выска­зы­ваний, теорий.

[12] Часто эти определения используются как синонимические, однако это не всегда оправдано. О различии экологической и инвайронментальной этики см.: Раздел 2, Глава 2.4.

[13] От греч. biote – жизнь. Совокупность растений, животных и микро­орга­низмов, объединенных общей областью распространения.

[14] Представленный труд является продолжением идей, изложенных нами ранее. См.: Вековшинина С.В., Кулиниченко В.Л. Биоэтика: начала и основания (философско-методологический анализ). – К.: Сфера, 2002. – 152 с.

[15] Принципизм ― теоретико-методологический подход, согласно которому этика строится на нескольких самодостаточных этических принципах, не объединенных какой-либо одной теорией.

[16] Термин для обозначения типа научной рациональности конца XX –начала XXI века, введенный В.С. Степиным. См.: Степин В.С. Эволюция этоса науки: от классической к постнеклассической рациональности // Этос науки / Под ред. Л.П. Киященко, Е.З. Мирской. – М.: Academia, 2008. – С. 21-47.

[17] Мелков Ю.А. Факт в постнеклассической науке. – К.: Издатель Парапан, 2004. – 224 с.

[18] Верба-Киященко Л.П., Тищенко П.Д. Философия трансдисциплинарности как опыт практического философствования // Практична філософія. – 2004. – № 2 (12). – С. 18.

[19] Там же. – С. 14.

[20] Гартман Я. Методологическое и общественное состояние биоэтики // Практична філософія. – 2006. – № 3. – С. 53-59.

[21] Мишаткина Т.В., Денисов С.Д., Яскевич Я.С. Биомедицинская этика: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – С. 41.

[22] Там же. – С. 287.

[23] Москаленко В.Ф., Попов М.В. Біоетика: філософсько-методологічні та соціально-медичні проблеми. – Вінниця: Нова книга, 2005. – С. 39.

[24] Там же.

[25] Hayry M. The role of philosophers in bioethical research programs // Newsletter on philosophy and Medicine. – 1998. – V.98. –N 1.

[26] См.: Encyclopedia of bioethics / Ed. by W.T. Reich. – N.-Y.: Free press, 1978. – P. XIX.

[27] Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989. – С. 30.

[28] Термин «институт» (от лат. institutum – установление, учреждение) используется в двух значениях как: 1) исторически возникшая форма организации и регуляции социальной жизни; 2) учреждение, которое имеет определенную форму и целенаправленно создано для объединения индивидов и регуляции их действий в четко обозначенных границах. Здесь имеется в виду первое значение.

[29] Юдин Б.Г. Социальная институционализация биоэтики // Биоэтика: проблемы и перспективы / Под ред. Б.Г. Юдина, В.Н. Игнатьева. М., 1992. – С. 24.

[30] Тищенко П.Д. Этика биомедицинских исследований: история и теория // Юдин Б.Г., Аджиенко В.Л., Киященко Л.П., Недогода С.В., Седова Н.Н., Тищенко П.Д. Философия биомедицинских исследований. Этос науки начала третьего тысячелетия / Под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Институт человека РАН, 2004. – С. 14.

[31] Тейлор Ч. Джерела себе. – К.: Дух та літера, 2005. – С. 30.

[32] Whitbeck C. Investigating professional responsibility // Techne: research in philosophy and technology. – 2004. – N 1, V 8.

[33] Brumsen M., Roeser S. Research in Ethics and Engineering // Techne. – 2004. – V. 8, N 1.

[34] См.: http://en.wikipedia.org/wiki/Applied_ethics.

[35] Апресян Р.Г. Междисциплинарные проблемы прикладной этики // Прикладная этика: «КПД практичности». Ведомости. Вып. 32, специ­альный / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. – Тюмень, 2008. – С. 6.

[36] Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. – М., 1988. См.: htpp: // library.ksu.ru/library/book/12574/html.

[37] Rorty R. Consequences of pragmatism. – Minneapolis: Univ. of Minesota Press, 1992. –237 p.

[38] Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. – М., 1988. См.: htpp: // library.ksu.ru/library/book/12574/html.

[39] Москаленко В.Ф., Попов М.В. Біоетика: філософсько-методологічні та соціально-медичні проблеми. – Вінниця: Нова книга, 2005. – С. 49.

[40] Kuczewski M. G. Fragmentation and Consensus: communitarian and casuist bioethics. – Washington, DC: Georgetown university press, 1997.

[41] Макинтайр А. После добродетели: исследование теории морали. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 384 с.

[42] В первоначальном значенииозначает стиль жизни определенной социаль­ной группы, а также культурную ориентацию и иерархию ценностей.

[43] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. – Тюмень: НИИ прикл. этики ТюмГНГУ, 2006. – С. 20.

[44] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: опыт уни­вер­ситетского словаря. – Тюмень: НИИ прикл. этики ТюмГНГУ; Центр прикладной этики, 2001. – С. 96.

[45] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. – Тюмень: НИИ прикл. этики ТюмГНГУ, 2006. – С. 20.

[46] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – 144 с.

[47] Причинение одним человеком насильственной смерти другому.

[48] Фукуяма Ф. Всесвітня ліберальна революція // Лібералізм. Онтологія. К.: СМОЛОСКИП, 2002. С. 1033-1043.

[49] Поттер В.Р. Биоэтика – мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002. – С. 88.

[50] Гартман Я. Методологическое и общественное состояние биоэтики // Практична філософія. 2006. № 3. С. 13.

[51] Каллахан Д. Индивидуальное и общее благо: коммунитаристский подход к биоэтике // Практична філософія. – 2005. – № 3. – С. 83.

[52] Гартман Я. Методологическое и общественное состояние биоэтики // Практична філософія. – 2006. – № 3. – С. 53-59.

[53] Kerner G.G. The revolution in ethical theory. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1966.

[54] Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1994. – Р. 44.

[55] (лат.) к случаю, кстати; экспромтом.

[56] (лат.) прежде всего.

[57] См.: Veatch R. The patient-physician relation. The patient as a partner. Part 2. – Bloomington: Indiana university press, 1991. – 320 p.; Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1994; Rendtorff J.D. Basic ethical principles in European bioethics and biolaw: autonomy, dignity, integrity and vulnerability – towards a foundation of bioethics and biolaw // Medicine, health care and philosophy. – 2002. – N 5. – 235-244.

[58] Engelhardt T.H. The foundation of bioethics. – New-York: Oxford university press, 1986. – 335.

[59] См.: Frankena W. Ethics / Ed. by K.E. Goodpaster. – Eglewood Cliffs. N.Y.: Prentice-Hall, 1976.

[60] См.: Ross W.D. Foundation of ethics. – Oxford: Clarendon Press, 1939.

[61] Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1994. – 546 р.

[62] common (англ.) – 1) общий; 2) простой, обыкновенный; 3) обществен­ный. В процессе работы с англоязычными источниками мы столкнулись с про­бле­мой адекватного перевода на русский язык понятия «common mora­lity». Из трех возможных вариантов перевода нами был выбран первый – «общая» для всех членов общества, принимаемая всеми мораль.

[63] Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1994. – Р. 100.

[64] От англ. community – 1) община; 2) сообщество. Коммунитаризм – направление в этике, согласно которому основанием морали являются традиции и ценности, возникающие в конкретных общинах (сообщест­вах людей).

[65] Распределительная справедливость; означает, что доля благ, получаемая членами социальной группы, отвечает социальным и индивидуальным нормам справедливости.

[66] Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press. – Р. 111.

[67] Хатчесон Френсис (1694-1746) – шотландско-ирландский педагог и философ, знаменит своими этическими сочинениями. Согласно Хатчесо­ну, человек по своей природе предрасположен к моральным поступкам, стимулом для которых выступает их красота; обладая врожденным моральным чувством, человек способен судить о добродетельности или порочности самого себя и других людей.

[68] От лат. libertas – свобода. Социально-политическое движение, основан­ное на трех фундаментальних положениях традиции естественных прав: 1) права человека происходят из естественного порядка мироздания и природы человеческих существ; 2) правительства создаются для защиты этих прав; 3) в случае несостоятельности государства в деле защиты прав своих граждан, у последних есть не только право, но и обязанность изменить или отменить существующее правительство.

[69] Gert B., Culver C. M., Clouser K.D. Bioethics: a return to fundamentals. – New York: Oxford university press, 1997. – 320 p.

[70] Там же. – С. 34.

[71] Rendtrorff J.D., Kemp P. Basic ethical principles in European bioethics and biolaw. Autonomy, dignity, integrity and vulnerability. – V. 1. – Guissona: Impremta Barnola, 2000. – Р. 334.

[72] Whitbeck C. Investigating professional responsibility // Techne: research in philosophy and technology. – 2004. – V 8, N 1. См.: электронный журнал / scholar.lib.vt.edu/ejournals/SPT/v8n1/whitbeck.html.

[73] Toulmin S. The tyranny of principles // Hastings Cent. Rep. – 1981. – N 11. – P. 31-39.

[74] Там же.

[75] Callahan D. Universalism and particularism // Hastings Cent. Rep. 30. – 2000. – N 1. – P. 37-44.

[76] От англ. egality – равенство.

[77] Medicine, health care and philosophy, 2005, № 8.

[78] Heubel F., Biller-Andorno N. The contribution of Kantian theory to contemporary medical ethics: a critical analysis // Medicine, health care and philosophy. – 2005. – N 8. – P. 5-18.

[79] Whitbeck C. Investigating professional responsibility // Techne: research in philosophy and technology. – 2004. – V 8, N 1. См.: электронный журнал / scholar.lib.vt.edu/ejournals/SPT/v8n1/whitbeck.html.

[80] Veatch R. The patient-physician relation. The patient as a partner. Part 2. – Bloomington: Indiana university press, 1991. – 320 p.

[81] Brody H. The physician/patient relationship // Medical ethics / Ed. By R.M. Veatch, Boston-London: Jones and Barlett Publishers, 1989. – P. 72.

[82] Васильевене Н. Институализация деловой этики: инструментальное внедрение ценностей в деятельность организаций // Прикладная этика: «КПД» практичности». Ведомости. Вып. 32, специальный / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2008. – С. 82-107.

[83] В своих рассуждениях автор идет еще дальше, по сути, отождествляя этику организации и этику бизнеса.

[84] Там же. – С. 89.

[85] Согомонов А.Ю. Метаморфозы трудовой этики // Прикладная этика: «КПД практичности». Ведомости / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2008. – Вып. 32, специальный – С. 234.

[86] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 80.

[87] Гуссейнов А.А. Размышления о прикладной этике // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. Профес­сиональная этика; Под ред. В.И. Бакштановского и Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. Вып. 25. С. 148-159.

[88] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. – Тюмень: НИИ прикл. этики ТюмГНГУ, 2006. – С. 123-125.

[89] «Фронезис» у Аристотеля в «Никомаховой этике» – практическое знание.

[90] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Ойкумена прикладной этики: стратегия нового освоения // Прикладная этика: «КПД практичности». Ведомости / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. – Тюмень, 2008. – Вып. 32, спец. – С. 29.

[91] Апресян Р.Г. Междисциплинарные проблемы прикладной этики // Прикладная этика: «КПД практичности». Ведомости / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. – Тюмень, 2008. – Вып. 32, спец. – С. 24.

[92] Dolgoff R., Loewenberg F.M., Harrington D. Ethical decisions for social work practice. – Toronto: Thomson books/cole, 2005. – 285 c.

[93] National Commission for the Protection of Human Subjects of Biomedical and Behavioral Research

[94] В русскоязычной литературе имеется несколько вариантов перевода данного термина: ассистированный суицид, врачебная помощь при выполнении самоубийства (А.П. Зильбер), самоубийство при пособни­честве врача (М. Я. Яровинский). См.: Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний // Этюды критической медицины.– Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. – Т. 4. – 560 с.; Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). М.: Медицина, 2004. – 528 с.

[95] Сендзенгр Н.-А. Истина за Пиринеями… // Требования биоэтики. Меди­цина между надеждой и опасениями. – К.: Сфера, 1999. – С. 229-239.

[96] От англ. coherent – сцепленный, согласованный, связный, последова­тельный.

[97] От англ. community – 1) общество; 2) община, группа населения.

[98] Более подробно см. Глава 3.2. Биомедицинская этика Т. Бочампа и Дж. Чилдресса.

[99] Каллахан Д. Индивидуальное и общее благо: коммунитаристский подход к биоэтике // Практична філософія. – 2005. – № 3. – С. 81-90; Kuczewski M. G. Fragmentation and Consensus: communitarian and casuist bioethics.-Washington, DC: Georgetown university press, 1997.

[100] Там же.

[101] Кулініченко В.Л., Мішалов В.Д., Чайковський Ю.Б., Пустовіт С.В., Войченко В.В. Дотримання етичних та законодавчих норм та вимог при виконанні наукових морфологічних досліджень (методичні рекомендації). К.: НМАПО ім. П.Л. Шупика, 2007. 29 с.

[102] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. С.80-81.

[103] Gert B. Common morality: deciding what to do. – Oxford: Oxford university press, 2004. – 208 p.

[104] Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. – СПб.: Алетейя, 2002. – 415 с.

[105] Кизима В.В. Тоталлогический взгляд на идею интервальности // Totallogy XXI. Постнекласичні дослідження. – 2002. – Вип. 8. – С. 82-101.

[106] В широком смысле слова, ценностями называются обобщенные, устой­чивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, планам человека или группы людей. В узком смысле слова, ценности рас­сматривают как идеальные представления о благе, на которых строится та или иная этика.

[107] Гартман Я. Методологическое и общественное состояние биоэтики // Практична філософія. – 2006. – № 3. – С. 56.

[108] Первоначально означало жаргон, употребляемый при общении туземцев с европейцами в восточной части Средиземноморья, затем стало употребляться для обозначения смешанного или универсального языка.

[109] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.: Алетейя, 1998. – С. 86.

[110] Слотердайк П. Критика цинічного розуму. – К.: ВК ТОВ «Тандем», 2002. – 544 с.

[111] Там же. – С. 31.

[112] Фуко М. Рождение клиники. – М.: Смысл, 1998. – С. 95.

[113] Макинтайр А. После добродетели: исследование теории морали. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 365.

[114] Там же. – С. 315.

[115] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.: Алетейя, 1998. – С. 88.

[116] Визгин В.П. На пути к другому: от школы прозрения к философии доверия. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – С. 567.

[117] Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Собрание соч. в восьми томах. М.: Чоро, 1994. Т. 8. – С.29.

[118] Лефевр В. Алгебра совести. – М.: Когито-центр, 2003. – С. 2.

[119] Кант И. Основоположення метафизики нравов // Собрание соч. в 8-ми т. / Под ред. А.В. Гулыги. М.: Изд-во «Чоро», 1994. Т. 4. С. 175.

[120] Поттер В.Р. Биоэтика – мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002. – С. 196-197.

[121] Магаршак Ю. О пользе незнания // Знание-сила. – 2007. – №3. – С. 36.

[122] (лат.) сначала верю, а потом философствую.

[123] Попович М.В. Раціональність і виміри людского буття. – К.: Сфера, 1997. – С. 270.

[124] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – С. 46.

[125] Sola de Pool I. Technologies of freedom: on free speech in an electronic age. – Cambridge: Harvard university press, 1984.

[126] Теория и практика обоснования и защиты фундаментальных прав и свобод человека.

[127] См.: Beauchamp T.L., Childress J.F. Principles of biomedical ethics. – N.-Y., Oxford: Oxford university press, 1994. – 546 р.; Veatch R.M.1 Theories of bioethics // Eubios J. of Asian and Intern. Bioethics. – 1999. – N 9. – P. 35-38; Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – 144 с.; Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ОАО «Люкс», 2004. – 349 с.

[128] См.: Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – 203 p.; Veatch R.M. Theories of bioethics // Eubios J. of Asian and Intern. Bioethics. –1999. – N 9. – P. 35-38; Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. – М.: ББИ, 2001. – 413 с.; Фукуяма Ф. Всесвітня ліберальна революція // Лібералізм. Онтологія. К.: СМОЛОСКИП, 2002. – С. 1033-1043.; May T. Bioethics in liberal society: the political framework of bioethics decision making. – Baltimore: The John Hopkins university press, 2002.

[129] Nozick R. Anarchy, state and utopia. – Oxford: Basic books, 1974. – 367 c.

[130] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 67.

[131] Хесле В. Философия и экология. – М.: Наука, 1993. – 205 с.

[132] Devall B., Sessions G. Deep ecology. – Salt lake city: Gibbs, Smith publisher, 1985. – 267 p.

[133] Борейко В.Е. Билль о правах животных, растений и дикой природы // Гуманитарный экологический журнал. – 2002. – Т 4, спецвыпуск. – С. 27-39.

[134] Доннели Дж. Права людини і західний лібералізм // Лібералізм: антологія. – К.: Смолоскип, 2002. – С. 919-935.

[135] Локк Дж. Опыты о законе природы // Сочинения. В 3-х т. – М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 341.

[136] Там же. С. 339.

[137] Там же. – С. 310.

[138] Там же. – С. 277.

[139] Белламі Р. Ліберальні права, соціалістичні цілі та обов’язки громадянина // Лібералізм: антологія. – К.: Смолоскип, 2002. – С. 957-973.

[140] Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотех­нологической революции. – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ОАО «Люкс», 2004. – С. 147.

[141] Харт Х.Л.А. Концепція права. – К.: Сфера, 1998. – С. 173.

[142] Отангл. fairness – честность.

[143] Ролз Дж. Теорія справедливості. – К.: Вид-во Соломії Павличко «Основи», 2001. – 822 с.

[144] Фуллер Л.Л. Мораль права. – К.: Сфера, 1999. – С. 95.

[145] Ролз Дж. Теорія справедливості. – К.: Вид-во Соломії Павличко «Основи», 2001. – С. 663.

[146] Харт Х.Л.А. Концепція права. – К.: Сфера, 1998. – С. 190.

[147] Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. − М.: Прогресс, 2001.— 303 с.

[148] Речь идет о либеральных ценностях.

[149] Там же. − С. 151.

[150] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – С. 49.

[151] Inoue К. How to consider the balance between environmentalism and liberalism in the klass // Eubios j. of asian and international bioethics. – 2000. – Vol. 10. – N 15.

[152] Маєр - Абіх К.М. Повстання на захист природи. Від довікілля до спільносвіту.– К.: Лібра, 2004. – С.56-57.

[153] Fox D.M. View the Second // Special supplement. Hastings Center Report. –1993. – Nov.-Dec. – S1–S4.; Tsai D. F.-C. Ancient Chinese medical ethics and the four principles of biomedical ethics // J. Med. Ethics. – 1999. – N 25. – P. 315-336; Ratankul P. Love in Buddhist bioethics // Eubios J. of Asian International bioethics. – 1999. – N 9. – P. 45-46.

[154] Рижкова С.А. Знання та технології в історичних просторах культури. – К.: ТОВ «КийДрукПринт», 2005. – С. 101.

[155] Точка зрения, согласно которой идеи добра и злапредопределены эпо­хой, страной и микрокультурой, поэтому нельзя рассматривать моральные суждения и принципы как отражение чего-либо абсолютного.

[156] См.: Thornton T. Judgement and the role of the metaphysics of values in medical ethics // J. of Medical Ethics. – 2006. – N 32. – P. 365-370; Sellars W. Empiricism and the philosophy of mind. – Cambridge: Harvard university press, 1997; Toulmin S. The tyranny of principles // Hastings Cent. Rep. – 1981. – N 11. – P. 31-39; Jonsen A., Siegler M., Winslade W.J. Clinical ethics: a practical approach to ethical decisions in clinical medicine, 2d ed. – New York: Macmillan, 1986.

[157] Tsai D. F.-C. Ancient Chinese medical ethics and the four principles of biomedical ethics // J. Med. Ethics. – 1999. – N 25. – P. 315-336.

[158] Ratankul P. Love in Buddhist bioethics // Eubios J. of Asian International Bioethics. – 1999. – N 9. – P. 45-46.

[159] Veatch R.M. Theories of bioethics // Eubios J. of Asian and Intern. Bioethics. – 1999. – N 9. – P. 35-38.

[160] Leavitt F.J. What is bioethics? Commentary on Harris & Sass on The Eubios Declaration, biswas on holistic health care, Yu Kam Por on Futile Medical Treatment // Eubios J. of Asian and Intern. Bioethics. – 2002. – No 12. – P. 162-166.

[161] Tsai D. F.-C. The bioethical principles and Confucius' moral philosophy // J. Med. Ethics. – 2005. – N 31. – P. 159-163.

[162] Justo L., Villarreal J. Autonomy as a universal expectation: a review and a research proposal // Eubios J. of Asian and Intern. Bioethics. – 2003. – N 13. – P. 53-57.

[163] Eiser A.R., Ellis G. Viewpoint: Cultural competence and the African American experience with health care: the case for specific content in cross-cultural education // Academic medicine. – 2007. – V. 82, No 2. – P. 176-182.

[164] В 1932-1972 годах в Америке проводилось медицинское исследование (Tuskegee Study of Untreated Syphilis in the Negro Male), в котором были задействованы более чем 400 испытуемых-афроамериканцев. Испыту­емые, у многих из которых был обнаружен сифилис, не были инфор­мированы о том, что они являются участниками масштабного медицин­ского исследования, они были лишены страховки, социальной защиты и лечения (даже после того, как были открыты соответствующие средства лечения сифилиса), что повлекло за собой потерю здоровья, инвалидность и преждевременную смерть многих из них.

[165] Лечение лекарственными травами.

[166] См.: Macer D. Introduction to bioethics // http://www.biol.tsucuba.ac.jp/ ~macer/index/html; Macer D. Bioethics: descriptive or prescriptive? // Eubios journal of Asian and International Bioethics. – 1995. – No 5. – P. 144-150; Macer D. Bioethics and global love // Eubios journal of Asian and International Bioethics. – 1999. – No 9. – P. 34-39.

[167] В частности, в своих статьях автор ссылается на пример более эффективной, качественной и безопасной службы крови в Велико­британии, где донорство крови является добровольным, в отличие от при­нудительной системы в Америке. См.: Titmuss R.M. The gift relationaship: from human blood to social policy. – N.-Y.: New press, 1997.

[168] Лебедь Е. Введение в феноменологию природы. – К.: Издатель ПАРАПАН, 2006. –268 с.

[169] В ряде штатов американцы, неоднократно «забывавшие» оплатить заправку бензином своей машины, наказываются не только штрафом; им вменяется в обязанность носить некоторое время табличку: «Я не платил за бензин и за это вынужден носить эту табличку». Можно ли представить подобную меру наказания в качестве приемлемой в европейских странах?

[170] Верба-Киященко Л.П., Тищенко П.Д. Философия трансдисциплинарности как опыт практического философствования // Практична філософія. – 2004. – № 3 (№ 13). – С. 179-197.

[171] Вековшинина С.В., Кулиниченко В.Л., Насинник О.А. Биоэтика и психи­атрия: гуманизация психиатрической помощи или новый взгляд на проблемы биоэтики? // Антологія біоетики / Під ред. Ю.І. Кундієва. – Львів: БаК, 2003. – С. 252-260.

[172] Удельный вес ученых-естественников, медиков и биологов, на биоэтических семинарах и конференциях значителен. Гораздо меньше представителей гуманитарных наук – философов, социологов, юристов. Даже на конференциях, посвященных теоретико-методологическим и философским аспектам этой науки, в основном преобладают опять же «естественники», создающие «дескриптивный» образ биоэтики.

[173] Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: технологии и наши поиски смысла. – М.: АСТ: Транзит книга, 2005. – С. 207.

[174] MacDonald C. Will the «secular priests» of bioethics work among the sinners // The American Journal of Bioethics. – 2003. – V. 3, N 2. – P. W36-W39.

[175] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. – Тюмень: НИИ прикл. этики ТюмГНГУ, 2006. – С. 25.

[176] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. 480 с.

[177] (фр.) неизменяющийся

[178] Кучуради И. Інтервью // Бюллетень сектора социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО. – 2004. – январь-март – С. 4-7.

[179] См.: Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либе­ральной евгенике? – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – 144 с.; Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ОАО «Люкс», 2004. – 349 с.

[180] Макинтайр А. После добродетели: исследование теории морали. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 260.

[181] Там же. – С. 314.

[182] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 238.

[183] Тищенко П.Д. Этика биомедицинских исследований: история и теория // Юдин Б.Г., Аджиенко В.Л., Киященко Л.П., Недогода С.В., Седова Н.Н., Тищенко П.Д. Философия биомедицинских исследований. Этос науки начала третьего тысячелетия / Под ред. Б.Г. Юдина. – М.: Институт человека РАН, 2004. – С.21-36.

[184] Morioka М. When did “bioethics” begin in each country? A proposal of a comparative study//Eubios journal of Asian and International Bioethics. – 2003. – 13. – P. 51-52.

[185] Слотердайк П. Критика цинічного розуму. – К.: ВК ТОВ «Тандем», 2002. – 544 с.

[186] Под концептом мы понимаем новые или уже известные идеи, части, фрагменты концепций, которые, будучи помещенными в новый смысло­вой контекст или предметное поле, получают инновационное и креатив­ное измерение и, в свою очередь, сами становятся точкой роста и основа­нием принципиально новых подходов, концептов, концепций.

[187] От греч. πλεκτικη – искусство переплетения, составления, усложнения.

[188] Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб.: A-cad, 1994. – С. 33.

[189] Соболь О.М. Проблема свободы в постметафизическом дискурсе // Практична філософія. – 2001. – № 1. – С. 19-38.

[190] Франкл В. Доктор и душа. – СПб.: Ювента, 1997. – С. 226.

[191] Буквально означает «самосоздание»; понятие было введено биологами Умберто Матураной и Франсиско Варелой в качестве ключевой харак­теристики живого. См.: Капра Ф. Скрытые связи. – М.: ООО Изд. дом «София», 2004. – 336 с.

[192] Маєр–Абіх К.М. Повстання на захист природи. Від довікілля до спільносвіту.– Київ: Лібра, 2004.– С.53.

[193] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. С. 218.

[194] Там же.

[195] Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1973. – 344 с.

[196] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М.: Республика, 1998. – С. 220.

[197] Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 45.

[198] Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. − М.: Прогресс, 2001. – С. 142-143.

[199] Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998. 384 с.

[200] Там же. С. 262.

[201] Гуссерль Э. Феноменология // Логос. – 1991. – № 1. – С. 16.

[202] См.: Гуссерль Э. Кризис Европейского человечества // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. – 357 с.

[203] Деонтология в медицине. В 2-х т. / Под ред. Б.В. Петровского М.: Медицина, 1988. Т.1., Общая деонтология. 348 с.

[204] Вместе с тем, мы считаем, что вопрос о разделении психологического и феноменологического опыта остается по-прежнему открытым.

[205] Шелер М. Ordo amoris // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. C. 341-378.

[206] Там же. C. 342.

[207] Фриз Яков Фридрих (1773-1843) – немецкий философ, последователь учения И. Канта. Известен по работам в области теории познания, психологии и этики.

[208] Радбрух Г. Философия права. – М.: Междунар. отношения, 2004. – С. 38.

[209] Циппеліус Р. Філософія права. – К.: Тандем, 2000. – С. 93.

[210] Концепция естественных прав небезосновательно может рассматриваться в качестве важнейшей предпосылки и основания современной биоэтики.

[211] Макинтайр А. После добродетели: исследование теории морали. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 384 с.

[212] Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Под ред. В.В. Соколова // Сочинения в 2-х т. – М.: Мысль, 1989. Т.1. С. 98.

[213] Там же. – С. 99.

[214] Там же. – С. 98.

[215] Там же. – С. 99, 109.

[216] Там же.

[217] Там же. – С. 99, 111.

[218] Понятия добра и зла у Гоббса приравниваются к понятиям справедливого и несправедливого, относящегося к компетенции гражданских законов: «Определение добра и зла, справедливого и несправедливого, достойного и недостойного принадлежит гражданским законам, а посему то, что законодатель повелевает нам делать, то и должно почитаться за благо, а то, что он нам запрещает, – за зло.… Если я по приказу государства пойду на войну, которую я считаю несправедливой, я тем самым не поступлю несправедливо…». См.: Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения в 2-х т. / Под ред. В.В. Соколова. – М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 390.

[219] Локк Дж. Опыты о законе природы // Сочинения в 3-х т. / Под ред. А.Л. Субботина. – М.: Мысль, 1988. Т. 3. 668 с.

[220] Там же. – С. 24.

[221] Там же. С. 265.

[222] Там же. – С. 310.

[223] Там же. – С. 293.

[224] Там же. С. 35.

[225] Там же. – С. 29.

[226] Некоторые из них также встречаются в других теориях морали, напри­мер, в утилитаристских, но в виде отдельных положений, не объеди­ненных в целостную концепцию.

[227] Тейлор Ч. Етика автентичності. – К.: Дух і Літера, 2002. – С. 239.

[228] Там же.

[229] В данном случае биоцентризм означает не мировоззренческое основание, а идеологическое течение в экологической этике.

[230] Хёсле В. Философия и экология. – М.: Наука, 1993. – 205 с.

[231] Крымский С. Философия как путь человечности и надежды. – К.: Курс. – 2000. C. 54-55.

[232] Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Собрание соч. в 8-ми т. / Под ред. А.В. Гулыги. М.: Изд-во «Чоро», 1994. Т. 4. С. 213.

[233] От греч. аutos – сам и nomos – закон.

[234] Там же. – С. 209-210.

[235] Кант И. Основоположення метафизики нравов // Собрание соч. в 8-ми т. / Под ред. А.В. Гулыги. М.: Изд-во «Чоро», 1994. Т. 4. С. 218.

[236] См.: Левінас Е. Між нами. Дослідження думки про іншого. – К.: Дух і Літера, 1991. – 291 с.

[237] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – С. 46.

[238] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. C. 166.

[239] Там же. С. 167.

[240] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с.

[241] Биофилия глубинная жизненная ориентация личности на созидание и развитие жизни: духовный рост, нравственное самосовершенствование, построение социальных связей, сохранение природы. Некрофилия ее антипод и альтернатива (Э. Фромм).

[242] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. C. 168.

[243] Мамардашвили М. Кантианские вариации. – М.: Аграф, 1997. – 312 с.

[244] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? – М.: Изд-во «Весь Мир», 2002. – С. 69-70.

[245] Там же. – С. 69.

[246] Там же. – С. 50.

[247] Там же. – С. 47.

[248] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.: Алетейя, 1998. – С. 87.

[249] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологи­ческой цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. C. 223, 58.

[250] Там же. C. 180.

[251] Там же. С. 181.

[252] Там же. C. 183.

[253] Маєр–Абіх К.М. Повстання на захист природи. Від довікілля до спіль­носвіту. – Київ: Лібра, 2004. – 196 с.

[254] Там же. – С. 17.

[255] См.: Єрмоленко А. Практична філософія природи К.М. Маєр-Абіха // Маєр-Абіх К.М. Повстання на захист природи. Від довкілля до спільносвіту. – К.: Лібра, 2004. – С. 171.

[256] Маєр–Абіх К.М. Повстання на захист природи. Від довікілля до спіль­носвіту.– Київ: Лібра, 2004. – С. 56.

[257] Там же. – С. 57.

[258] Там же. – С. 160.

[259] Turner L. Feature: bioethics in culturally diverse societies // Lahey Clinic Medical Ethics Journal. – 2004. – Spring.

[260] Социальная концепция Русской Православной Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2001. – С. 4.

[261] Jonsen A. The birth of bioethics. – N.-Y.: Oxford university press, 1998. – Р. 379.

[262] Поттер В.Р. Биоэтика – мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002. – С. 36.

[263] Kung H. Paradigm change in theology // Paradigm change in theology / Ed. by H.Kung and D.Tracy. – Edinburg: T & T. Clark, 1989.

[264] Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. – М.: ББИ, 2001. – 413 с.

[265] Там же. – С. 57.

[266] (лат.) сущность, наделенная разумом.

[267] Тихвинский Константин. Библейская антропология и меди­цина // Православие и проблемы биоэтики. – М.: Православный медико-просветительный центр «Жизнь», 2001. – Вып. 1. – С. 18.

[268] Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. – М.: ББИ, 2001. – 413 с.; Терешкевич Г.Т. Розвиток біоетики в Україні (Державно-управлінський аспект). Дисертація на здобуття наук. ст. канд. наук з державного управління. – Львів, 2004. – 250 с.

[269] Франкл В. Доктор и душа. – СПб.: Ювента, 1997. – С. 216.

[270] Breck J. The sacred gift of life. Ortodox Christianity and bioethics. – Crestwood, N.-Y.: St.Vladimir’s seminary press, 1998. –288 p.

[271] Апель К.-О. Ситуація людини як етична проблема // Комунікативна практична філософія. – К.: Лібра, 1999. – С. 233.

[272] Хёсле В. Философия и экология. – М.: Наука, 1993. – 205 с.

[273] Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. – М.: ББИ, 2001. – С. 88.

[274] Там же. – С. 89.

[275] Там же.

[276] (лат.) про человеческую жизнь.

[277] (лат.) дар жизни.

[278] Павло VI. Енцикліка Humanae Vitae // Документи католицької церкви про шлюб та сім’ю. Від Лева ХІІІ до Івана Павла ІІ, 2002. – Т. ІІ. – Львів.: Видавництво ЛБА, 2002. – C. 45-70.

[279] Хартия працівників охорони здоров’я. – Ватикан: Папська рада до справ душпастирства, 1995. 128 с.

[280] Социальная концепция Русской Православной Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 2001. – 188 с.

[281] (лат.) в пробирке.

[282] Fletcher J. Situation ethics. The new morality. – Luisville: Westminster John Knox Press, 1966. – 176 p.

[283] Engelhardt T.H. The foundation of Christian bioethics. – Lisse: Swets & Zeitlinger Publishers, 2000. – 438 p.

[284] Khushf G.M. Engelhardt, the IK, and the foundation of bioethics // HEC Forum. – 2000. – December. – V 14, N 4. – P. 325–334.

[285] Guinn D.E. Now, the real foundation of bioethics // Hastings center report. – 2001. –November–December. – P. 46–47.

[286] Гартман Я. Методологическое и общественное состояние биоэтики // Практична філософія. – 2006. – № 3. – С. 58.

[287] Reich W.T. Shaping and mirroring the field: the Encyclopedy of bioethics // The story of bioethics: from seminal works to contemporary explorations / Ed. by J.K. Walter, E.P. Klein. – Georgetown Univ. Press – 2003. – P. 165-196.

[288] Коновалова Л.В. Прикладная этика. – Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. – М., 1988; См.: htpp.: // library.ksu.ru/library/book/12574/html.

[289] Ятрогении – болезни органической или функциональной природы, непосредственной причиной которых выступают действия врача.

[290] Фуко М. Рождение клиники. – М.: Смысл, 1998. – 310 с.

[291] Цит по: Фуко М. Рождение клиники. – М.: Смысл, 1998. – С. 39-40.

[292] Слотердайк П. Критика цинічного розуму. – К.: ВК ТОВ «Тандем», 2002. – С. 345.

[293] Там же.

[294] Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. − М.: Прогресс-Традиция, 2000 − 384 с.

[295] Фуко М. Рождение клиники. – М.: Смысл, 1998. – С. 30.

[296] Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. − М.: Прогресс-Традиция, 2000 − 384 с.

[297] Там же.

[298] Illich I. Limits to medicine. − London: Marion Boyars, 1975.

[299] От англ. addiction – склонность, пагубная привычка.

[300] См.: Тищенко П.Д. Биовласть в эпоху биотехнологий. – М.: Институт философии РАН, 2001. – 178 с.

[301] Видимость, подобие какой-либо идеальной модели, оригинала.

[302] Распределение ролей.

[303] Вековшинина С.В., Кулиниченко В.Л., Насинник О.А. Биоэтика и психиатрия: гуманизация психиатрической помощи или новый взгляд на проблемы биоэтики? // Антологія біоетики / Під ред. Ю.І. Кундієва. – Львів: БаК, 2003. – С. 252-260.

[304] Kулиниченко В.Л. Современная медицина: трансформация парадигм теории и практики (Философско-методологический анализ). – К.: Центр практической философии, 2001. – 240 с.

[305] Там же. – С. 33-35.

[306] От англ. evidence-based medicine (EBM).

[307] Stempsey W.E. The philosophy of medicine: development of a discipline // Medicine, Health Care and Philosophy. – 2004. – N 7. – P. 243-251.

[308] Ослер Вильям (1849-1919) – выдающийся американский клиницист, первый профессор медицины Медицинской школы Джона Хопкинса.

[309] Harvey J.C. Chapter 3. Clinical Ethics: the art of medicine/Military medical ethics, 2000. – Vol. 1. – P. 61-92.

[310] Boorse C. Health as a theoretical concept // Philosophy of science. – 1977. – 44. – P. 542-573.

[311] Morgan M., Calnan M., Manning N. Sociological approach to health and medicine. − N.-Y.:Routledge, 1985. − 297 P.

[312] Illich I. Medical Nemesis: the expropriation of health. – New–York: Panteon, 1976.

[313] От англ. сonsumer – потребитель. Под консумеризацией мы понимаем превращение граждан в «идеальных потребителей» всевозможных про­дуктов, товаров, технологий и превращение этого идеала в элемент мировоззрения, в доминантную жизненную установку.

[314] www.who.int/gb/bd/PDF/bd46/r-bd46_2.pdf.

[315] wellness (англ.) – хорошее здоровье.

[316] Nordenfelt L. On the nature of Health. An action–theoretic approach. – Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1987.

[317] Первая шкала силы болезни была разработана еще в Древней Греции: 1) болезненность (proclivitas); 2) недомогание, расстройство здоровья (pathos); 3) недуг (nosema, morbus); 4) немочь (arrhostema, aegrotatio); 5) болезнь, порок, не поддающийся излечению (kakia, aegrotatio invetera).

[318] The goals of medicine. Setting new priorities // Special supplement. Hastings Center Report. – November–December. – 1996 – 27 p.

[319] Апанасенко Г.Л. Валеология и фундаментальная наука // Валеология. – 2008. – № 3. – С. 4-15.

[320] Помойницький В.Г. Введення в екологічну стоматологію // Медичні перспективи. – 2002. – VII, 4. – С. 12 – 15.

[321] Менегетти А. Психосоматика. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004. – 360 с.

[322] Там же.

[323] Вековшинина С.В., Кулиниченко В.Л. Биоэтика как основание валео­логической этики // М-лы ІІ-ой Межд. науч. конф. «Вопросы валеологии и эниовалеологии», Севастополь: Центр Лаукар, 1999. – С. 39-44.

[324] В книге «Забота о себе» М. Фуко так описывает концепцию заботы о себе древних римлян: «Забота о себе – вовсе не синекура. Здесь и уход за телом, и режим, помогающий поддерживать здоровье, и постоянные упражнения… Здесь и размышления, и чтение… Сюда же относятся беседы с друзьями, с учителем …». См.: Фуко М. Забота о себе. − К.: Дух и Литера, 1998. − C. 61-62.

[325] Гиппократ. Этика и общая медицина. – СПб.: Азбука, 2001.– 352 с.

[326] «Корпус» Гиппократа – собрание 62 сочинений, предположительно составленное между 430 и 330 гг. до н.э., которое приписывают Гиппо­крату и его ученикам.

[327] Многие положения этики Персиваля, возникшей в XIX веке, были позаимствованы из учения Гиппократа.

[328] (лат.) в отсутствии больного, не при больном.

[329] Veatch R.M. The basics of bioethics. – New Jersey: Prentice Hall, 2000. –180p.

[330] Гиппократ. Этика и общая медицина.– СПб.: Азбука, 2001. – С. 72.

[331] Известно, что параллельно с рациональной медициной в Греции сущест­вовало храмовое врачевание безнадежных больных с центрами в аскле­пийонах – святилищах бога Асклепия.

[332] От лат. padre – отец.

[333] Гиппократ. Этика и общая медицина. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 45.

[334] Там же. – С. 75.

[335] Parsons T. The sick role and the role of the physician reconsidered / Millbank Memorial Fund Quarterly: Health and Society, 1975. – № 53. – P. 257-278.

[336] Гиппократ. Этика и общая медицина. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 45.

[337] (англ.) mercy killing – одна из разновидностей эвтаназии, эвтаназия при помощи врача.

[338] Цит по: Иванюшкин А.Я. История медицинской этики и медико–био­логических экспериментов на человеке и животных // Биоэтика: прин­ципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина, В.Н. Игнатьева. – М.: Эдиториал, 1998. – С. 73-92.

[339] Там же.

[340] Суррогатная мать – физиологическая мать ребенка, беременность кото­рой была вызвана при помощи искусственной имплантации опло­дотворенной яйцеклетки другой женщины (генетической матери).

[341] Термин деонтология (греч.деон – долг, логос – учение)был введен в европейский научный контекст в первой половине ХІХ века выдающимся английским философом-утилитаристом, основателем Лондонского уни­вер­си­тета И. Бентамом. Он использовал этот термин для обозначения теории нравственности. В дальнейшем этот термин стал широко приме­няться в философии и юриспруденции как раздел этики, рассматриваю­щий проблемы долга и должного, а также для обозначения этики И. Канта.

[342] Книга вышла в г. Свердловске в 1938 году.

[343] Цит по: Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний // Этюды критической медицины. – Т. 4. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998. – 560 с.

[344] Васильченко О., Васильченко А. Філософська медична етика: спроба окрес­лення предмету // Філос. і соціол. думка. – 1996. – № 1-2. – С. 225-243.

[345] Ссылка на то, что врачи «следуют клятве Гиппократа», до сих пор присутствует во многих этических кодексах врача, например, в «Эти­ческом кодексе украинского врача», принятом Всеукраинским врачебным обществом в 2006 году. Cм.: Етичний кодекс лікаря України // Матеріали Всеукраїнської конференції, «Сучасний стан та перспективи розвитку галузі охорони здоров’я в нових політико-економічних умовах. Соці­альний захист медичних працівників», присвяченої Ювілейному VІІІ з’їзду Всеукраїнського лікарського товариства, 21-22 квітня 2005 р., м. Івано-Франківськ. – Українські медичні вісті. – 2005. – С. 621-624.

[346] Деонтология в педиатрии (этические аспекты практической деятельности педиатра) / Под ред. С.Д. Носова. – Л.: Медицина, 1977. 168 с.

[347] Фуко М. Забота о себе. − К.: Дух и Литера, 1998. − С. 74.

[348] Апанасенко Г.Л. Валеология и фундаментальная наука // Валеология. – 2008. – № 3. – С. 14.

[349] Владзимирский А.В., Дорохова Е.Т. Деонтология телемедицины.– Донецк: ISFTEH, 2005. – 35 с.

[350] От англ. grid – решетка. Информационные технологии – разновидность электронных технологий, которые позволяют: создавать виртуальную среду для совместной работы специалистов, разделенных географически; осуществлять контроль и управление оборудованием в удаленном режиме; агрегировать большое число индивидуальных компьютеров и их ресурсов для решения сложных задач; распределять среди населения и спе­ци­алистов огромные объемы данных и др.

[351] second opinion internet–medicine.

[352] Ходжибаев А.М., Адылова Ф.Т. Новейшие информационные ГРИД-технологии в электронной медицине // Український журнал телемедицини та медичної телематики. – Т. 3, № 1. – 2005. – С. 23-34.

[353] Необходимо также отметить и «встречное движение» со стороны част­ных страховых компаний, предпочитающих малозатратные лечебные так­тики, и незаинтересованных в том, чтобы их клиенты получали дорого­стоящее лечение, отвечающее последним международным стандартам и требо­ваниям доказательной медицины. См.: Nunes R. Evidence–based medicine: a new tool for resource allocation? // Medicine, health care and philosophy. –2003. – N 6. – P. 297-301.

[354] Даже сегодня многие известные американские ученые, принимающие активное участие в международном боэтическом движении, часто не знакомы с работами В.Р. Поттера, в чем автор книги неоднократно убеждалась на собственном опыте, будучи участником международных семинаров и конференций в 2005-2008 годах.

[355] Кизима В.В. Тоталлогический взгляд на идею интервальности // Totallogy XXI. Постнекласичні дослідження. – 2002. – Вип. 8. – С. 82-101.

[356] Аннас Джордж – профессор, заведующий кафедрой права, биоэтики и прав человека в Бостонской университетской школе общественного здо­ровья. Его книга «Права пациента», изданная в 1975 году, переиздавалась трижды и была названа в Америке «Библией прав пациента».

[357] Основанный на принципах, которые могут «работать», быть эффек­тивными на практике.

[358] Annas G.J. American bioethics: crossing human rights and health law boundaries. – New-York: Oxford University Press, 2005.

[359] В советской традиции: эпидемиология – это наука, изучающая объек­тивные закономерности, лежащие в основе проявления, распространения и прекращения инфекционных болезней в человеческом обществе (Грома­шевский Л.В.); в западной традиции: эпидемиология – наука о факторах популяционного здоровья и средствах его достижения.

[360] St. - Pierre М., Reinharz D., J. - B. Gauthier. Organizing the public health–clinical health interface: theoretical bases // Medicine, health care and philosophy. – 2006. – N 9. – P. 97-106.

[361] Хруцкий К.С. Биокосмология – универсальная наука индивидуального здоровья человека. – Великий Новгород: НОГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. – 259 с.

[362] Екологічне громадське здоров’я: від теорії до практики / Під ред. К. Чу, Р. Симпсона. – Кам’янець-Подільський: Абетка-НОВА, 2002. – 290 с.

[363] Veatch R.M. Abandoning informed consent // Bioethics anthology. – 1999. – P. 523-532.

[364] Синонимы – гармонизированная, сбалансированная.

[365] Callahan D. False hopes: overcoming the obstacles to a sustainable, affordable medicine. – New Brunswick, New Jersey and London: Rutgers University Press, 1998. – 330 p.

[366] Там же. – С. 35.

[367] Етичний кодекс українського лекаря // Вековшинина С.В., Кулиниченко В.Л. Биоэтика: начала и основания. Философско-методологический анализ. − Киев: Сфера, 2002. − С. 134-149.

[368] Мы рассматриваем экологическую этику как закономерный этап инвайрон­ментальной этики.

[369] Inoue К. How to consider the balance between environmentalism and liberalism in the klass // Eubios j. of asian and international bioethics. – 2000. – Vol. 10. – N 15.

[370] Kato H. What is bioethics? / Eubios J. of Asian and international bioethics, 1986.

[371] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – 203 p.

[372] Кисельов М.М., Гардащук Т.В., Зарубицький К.Є. Екологічні виміри глобалізації. – К.: Вид. ПАРАПАН, 2006, 260 с.; Гардашук Т. Екологічна політика та екологічний рух: сучасний контекст. – К.: ТОВ «ВПЦ «Тех.­принт», 2000. – 126 с.; Гардащук Т.В. Концептуальні параметри еколо­гізму. – К.: Парапан, 2005. – 196 с.

[373] В последнее время в постсоветских странах наблюдается повышение исследовательского интереса и внимания к инвайронментальной этике.

[374] Callicott B. Animal Liberation: a triangular affair // People, penguins, and plastic trees, ed. D. VanDeVeer, C. Pierra, Belmond, California: Wodsword Publishing Company, 1984. – pp. 184-203.

[375] Nash R.F. The rights of nature. A history of environmental ethics. – Madison: University of Wisconsin Press, 1989. – 290 p.

[376] wildness

[377] Там же.– Р. 16-17.

[378] Заметки Дж. Мюира о правах природы были обнаружены неопублико­ванными уже после выхода его основных произведений.

[379] Аналогичные демократические завоевания имели место и в Европе в конце ХIХ – начале XX вв.

[380] Там же.

[381] Джефферсон Томас (1743-1826) – выдающийся американский мыслитель, политик, демократ.

[382] Vogel S. Nature as origin and difference: on environmental philosophy and continental thought // Environmental philosophy: from animal rights to radical ecology. New Jersey: Upper Saddle River, 2005. P. 296-310.

[383] Цит по: Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику // Серия: Охрана дикой природы. 1999. Вып. 11. С. 85.

[384] Например, такое символическое значение для белорусов имеют болота, как историческое место борьбы белорусских партизан с немецкими оккупантами в годы Второй мировой войны, или кустарник калина для украинцев, издавна служащий символом женской красоты, чистоты и верности.

[385] Успенский Петр Демьянович (1878–1947) – русский философ-эзотерик. Одна из его основных работ «Tertium organum» (1912) была переведена в США в 1920 году.

[386] Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) – идеолог русского и между­народного анархизма, ученый-географ, путешественник.

[387] Sylvan (Routley) R. Is there a need foe a new, an environmental, ethics? //Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 16-24; Callicott J.B. In defense of the land ethics. – N.–Y.: State University of New York press, 1989. – 325 c.; Klaver I.J. Continental environmental philosophy // Environmental philosophy: from animal rights to radical ecology. – New Jersey: Upper Saddle River, 2005. – P. 281-295.

[388] От англ. рreserve – 1) сохранять, охранять, оберегать; 2) охранять от бра­коньеров.

[389] От англ. conserve – сохранять, сберегать.

[390] Общественная организация, основанная Дж. Мюиром в 1892 году для защиты «Йосемитского национального парка».

[391] Общественное движение, соединяющее в себе идеи феминизма и необ­ходимости защиты окружающей среды.

[392] Callicot J.B. Animal rights and environmental ethics: back together again // Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 130-138.

[393] Леопольд Олдо (1887–1948) – известный американский природоохранник, писатель и общественный деятель.

[394] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – 203 с.

[395] Важно подчеркнуть, что Дж. Миюр, О. Леопольд и В.Р. Поттер в разное время работали и были профессорами одного и того же Висконсинского университета (!) в городе Мадисон, что, по-видимому, сыграло большую роль в преемственности их мировоззрения и научных взглядов.

[396] Известные американские ученые, экофилософы, общественные деятели, работы которых внесли существенный вклад в развитие инвайронменталь­ной и экологической этики.

[397] Леопольд О. Календарь песчаного графства. – М.: Мир, 1980 – 216 с.

[398] Там же. – С. 178.

[399] Леопольд О. Календарь песчаного графства. – М.: Мир, 1980 – С. 178.

[400] Там же. – С. 194.

[401] Там же.

[402] Там же. – С. 146.

[403] Там же. – С. 178.

[404] Там же. – С. 193.

[405] Там же. – С. 194.

[406] Борейко В., Поминова Е. Зарубежные философы дикой природы. – К.: КЭКЦ, 2000. – С. 92-93.

[407] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy. – Michigan: Michigan State University Press, 1988. – 203 p.

[408] Callicot J.B. Animal rights and environmental ethics: back together again // Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 130-138.

[409] Там же.

[410] Rolston III H. Challenges in environmental ethics//Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 82-101.

[411] Борейко В.Е. Билль о правах животных, растений и дикой природы // Гу­ма­нитарный экологический журнал. – 2002. – Т 4, спецвыпуск. – С. 27-39.

[412] Rolston III H. Challenges in environmental ethics // Environmental philosophy: from animal right to radical ecology. – Upper Saddle river: Rearson Prentice Hall, 2005. – P. 82-101.

[413] От англ. consumer – потребитель.

[414] Hens L., Susanne C. Environmental ethics // Global bioethics. – 1998. – N 1-4. – P. 102.

[415] Potter V.R. Global bioethics. Building on the Leopold Legacy.– Michigan: Michigan State University Press, 1988.– Р. 75.

[416] being alive

[417] См.: Барбур И. Этика в век технологий. – М.: ББИ, 2001. − 382 c.

[418] Тейлор Ч. Джерела себе. – К.: Дух та літера, 2005. – 696 с.

[419] Evanoff R. Ex


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: