Учебный год. Природа воспринимается как главный определяющий фактор в историческом развитии

Природа воспринимается как главный определяющий фактор в историческом развитии. Страбон «География», Аристотель «Политика». Природный фактор в Древней Греции воспринимался достаточно широко. Циклизм восприятия истории был связан с тем, что именно природа давала пищу для размышлений в этом направлении. В средние века определяющей стала воля Господа. Природный фактор всегда был вторичен. В новое время отношение к природному фактору вновь меняется. См. Жан Боден (лекции по историографии). История - это история разных народов. Эта разница определяется различным законодательством, которое, в свою очередь, определяется разными условиями жизни народов. При этом следует отметить, что Боден не воспринимал природу как нечто предопределяющее. Напротив, природные условия могут корректироваться => противоречивое восприятие природного фактора: с одной стороны, оно определяет законодательство, с другой стороны, изменение природы порождает изменение законодательства. В эпоху Просвещение была сформирована концепция географического детерминизма. См. Шарль Монтескье. Жаркий климат порождает лень, а лень - деспотию; скудость почвы определяет активность в получении продукта => стремление к свободе. Сравнивает южные и северные страны. Такой достаточно прямолинейный подход был свойственен многим просветителям. Этот прямолинейный подход был преодолен только к середине XIX века. Это было отражено в теории позитивизма. Мыслители обратили внимание на то, что природная среда не меняется тысячелетиями, а история - меняется. Роль природной среды различна в разные исторические периоды. Это позволило более дифференцировано относиться к роли окружающей среды. Эти мысли были представлены в работе Томаса Бокля "История цивилизации в Англии". В ней он пытался связать географический фактор с хозяйственной деятельностью. Во второй половине XIX в. Л.И. Мечников издал работу "Цивилизации и великие исторические реки". Он полагал, что именно реки стали определяющими в развитии человеческой цивилизации. Особенности развития связаны с соотношением природной среды и способностью людей приспособиться к этим условиям. Чем выше эта способность, тем эффективнее развитие цивилизации. Например, жаркий климат дает все в изобилии. Это определяет соответствующие стимулы к труду – они незначительны. В регионах, где требовались усилия, приспособляемость обществ была более эффективна для развития цивилизаций. В целом, климат был определяющим фактором в начале человеческой истории. Но с развитием цивилизации роль природно-географического фактора все более и более ослабевает. Мечников указал на непостоянный фактор детерминирующей окружающей среды. В XX веке Арнольд Тойнби включил географическую среду в один из вызовов цивилизаций. Его концепция локальных цивилизаций органично, дифференцированно воспринимает роль окружающей среды для конкретного общества. Это нелинейное восприятие истории. В первой половине XX века интересную концепцию предлагает А.Л. Чижевский в работе «Физические факторы исторического процесса». Он полагает, что циклы солнечной активности определяют активность человечества. Она возникает один раз в 11 лет. Для Л.И. Гумилева пассионарность – определяющее понятие в его концепции. Это способность организмов поглощать энергию окружающей среды и впоследствии преобразовывать ее в определенные действия. Пассионарность – это причина активности тех или иных этносов. Чем выше пассионарность, тем больше возможностей у этноса проявить себя в мире.

Таким образом, географический детерминизм ищет причины развития в самой истории, а не во вне. Здесь присутствует связь с материальными факторами. Кроме того, географический детерминизм серьезно уязви в своем стремлении рассматривать географические факторы как перво причину, как единственного фактора в развитии истории. Географический фактор можно рассматривать как один из многих, влияющих на развитие истории. Роль природного фактора в различные периоды неодинакова. Постепенно цивилизация уменьшает роль географической среды вплоть до того, что со второй половины XX века существует угроза самой природе и, как следствие, угроза самой истории. Воздействие природно-географического фактора скорее опосредованное, нежели прямое.

Книга А. Паршева «Почему Россия не Америка». Главное, на что обращает внимание автор, это то, что Россия с точки зрения природной среды находится в невыгодном положении по сравнению с США и Европой. Существуют отсылки к особым качествам людей, которые проживают на территории России.

Психологический детерминизм. История – это, прежде всего, жизнь людей. Ее можно рассматривать через призму разных форм: жизнь этносов, классов, семей, каст, сословий и т.д. Сами эти общества состоят из индивидов. Индивид – это всегда часть целого. это и объект, и субъект исторического познания. => Огромную роль для индивида приобретают такие науки как биология и медицина. Но они рассматривают индивида как физическое явление. История и сопряженные науки воспринимают индивида как существо общественное. Т.е. у историков вопрос индивидуального может ставиться только в контексте общественного. Человек проявляет себя как индивидуальность, самодостаточная категория, и общественное проявление (индивиды проявляют себя как представители определенных групп. Главное – это отношение индивида к своей социальной функции, к своей социальной среде.

Примеры. Отношение к труду в Древней Греции и Риме: для свободного человека – это позор. Свободный человек должен участвовать в управлении государством, защищать свое отечество. Патриотический подъем в годы наполеоновских войн, патриотический подъем в Индии против колонистов. Религиозный характер социальных движений.

Мы сожжем говорить о большой значимости социальной психологии, которая изучает социальные эмоции в истории и обществе, как эти эмоции могли повлиять на те или иные исторические события. Например, страх, чувство стыда (Владимир Соловьев «Апология добра»), ненависть, гордость. Какова роль социальных эмоций в истории? Во-первых, без эмоциональной окраски мы не встречаем поведение людей. Во-вторых, степень влияния социальных эмоций понимается по-разному. Само понятие психологический детерминизм существует с XIX века. До XIX века психологические факторы воспринимались как отрывочные и никогда как определяющие.

Эполит Тэн. Когда категория расы складывается с категорией среды, получается категория момента. Это и есть психологический фактор и именно он определяет ход истории. Во второй половине XIX века была разработана концепция психоанализа. Он дал колоссальный толчок в развитии социальных наук. В частности, работа Вундта. Он попытался связать психологический фактор с развитием народов («Проблема психологии народов»). Вундт рассматривает традиции, обычаи, мифологию, предметы искусства и т.п. с точки зрения психологии. Карл Лампрехт (историк) писал, что в центре исторического развития находится коллектив. Действия коллектива определяются факторами интеллектуально-психологического свойства => социальная психология должны быть в центре методологии истории. Для Лампрехта очевидно, что именно коллективная психология определяет психологию индивидуальную. Носителем этой психологии является нация. Н.И. Кареев: основа общественности находится в психике, в исторической психологии есть коллективное бессознательное => на основе социального, экономического и культурного взаимодействия возникает «бессознательная философия общества». Материальные и духовные факторы являются основой для бессознательной философии общества. Е. Щепкин выделяет коллективную психологию как самостоятельный фактор исторического процесса. Значимость этого фактора в разные периоды бывает разной.

Социальная психология выделяется как особый предмет. Для советской науки психика – это продукт определенной среды общества, т.е. психика вторична по отношению к окружающей среде => социальная психология в СССР изучает закономерности поведения, эмоции, деятельность людей, обусловленных их включением в социальные группы. В зарубежной историографии – выработка понятия ментальности (см. Школа Анналов). Мы не рассматриваем работы Юнга, Фрейда и прочих психоаналитиков. Их выводы новые, интересные, но они носят линейный характер. Люсьен Февр вводит понятие «индивидуальная историческая психология» (психология изучаемого времени). У каждого исторического этапа есть своя психология, т.к. она строго индивидуальна относительно эпохи. Поставив вопрос таким образом, относительно такого посыла история еще не написана. В этом контексте можно говорить об истории восприятия любви, смерти, жалости и т.д. – как в разные эпохи понимаются социальные и индивидуальные эмоции. В рамках школы анналов вышла работа Арьеса «Человек перед лицом смерти». Историк должен начинать изучать ту или иную историческую проблему с первоосновы – это индивидуальная психика конкретного человека и коллективная психология, где человек себя реализует. Насколько эффективен такой подход? Февр дробит тему любви на несколько подтем: она может восприниматься как индивидуальное чувство в разные эпохи (художественная литература), как семейно-брачные отношения (большую роль играет личная переписка), роль любовных связей в политике, религиозная сторона вопроса.

В целом психологический детерминизм не может быть фундаментальной основой исторического развития. Это один из факторов человеческой деятельности, который крайне труден для изучения, но необходим. Очень эффективно можно использовать в рамках этого подхода такие неисторические методы, как эксперимент, наблюдение. Ключевой проблемой здесь является то, что предметом изучения являются эмоции. В историческом контексте важно изучать не сами эмоции, а представление людей об эмоциях. Что же касается самих эмоций, то можно констатировать, что и в X, и в XX веке эмоции у людей очень похожие. Это ярко отображается в искусстве, особенно в литературе. Однако эксперимент и наблюдение к людям прошлого следует применять очень осторожно.

Демографический детерминизм. В истории главный фактор – человеческий. В этой связи особую роль играет численность людей. Однако в научном плане влияние демографии было подмечено только в конце XVII – начале XVIII вв. В частности, Жан Батист Вико полагал, что рост населения ведет к нехватке пищи. В результате человек начинает заниматься земледелием. Историк Марелли формулирует свою концепцию – кодекс природы. Он говорит, что переход от природных форм человеческой жизни к цивилизации (а для него цивилизация – это утверждение института частной собственности) связан как раз с ростом населения. В XVIII в. в трактате «О человеке» Гильвеци (автор первой концепции демографического детерминизма) говорит, что в обществе происходит накопление богатства => развитие городов => города воспринимаются как места, где живется лучше => рост численности городов за счет бедных => в городах распространяется нужда => агрессия со стороны населения => ужесточение законодательства => деспотизм. Чем больше население, тем более высока вероятность зарождения деспотии. Рост численности населения является повсеместной причиной порчи нравов (!). Французский мыслитель Барнаф во «Введении во французскую революцию» также применял демографический подход. Он предлагает следующую периодизацию:

- охота

- земледелие

- мануфактура.

Основной для изменение развития является не экономический, а демографический фактор. В этом смысле он был последователем Вико.

В конце XVIII в. Джон Таунсенд в книге «Исследование закона о бедных доброжелательным человечеством» говорит, что животный мир регулирует численность видов количеством пищи. Значит, человеческое общество, являясь слепком природы, также регулирует свою численность количеством пищи. Это свойственно для любого периода. При этом Таунсенд делит историю человечества на три стадии:

1) дикое состояние

2) скотоводство

3) земледелие.

На всех этих стадиях ключевой проблемой была проблема нищеты. Главная проблема бедных – сами бедные. Они слишком много размножаются. Таунсенд полагает, что с беднотой не надо бороться никак. Главный регулятор численности и рождаемости – это голод. Голод – это универсальный фактор, который заставляет людей работать.

Мальтус – «Опыт о законе народонаселения» (XIX в.): людям присущ инстинкт размножения. В этом смысле человек является плоть от плоти природы. Каждые 25 лет при отсутствии сдерживающих факторов народонаселение удваивается, т.е. рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии. Возникают сдерживающие факторы: страдания, пороки, нравственное самоограничение. Определяющими являются другие сдерживающие факторы – голод и любовь. Это двигатели человеческой жизни. Так как человек живет в обществе, в этой связи он без каких-то действий со своей стороны вынужден находиться в ограничениях, которые контролирует государство – при помощи частной собственности. Вопрос о революции и войнах – относителен. Рост населения приводит к росту нищеты, государство на определенном этапе защищает частную собственность, но рано или поздно возникает революция, которая, в свою очередь, уменьшает численность населения и рождает новую тиранию. И так до следующей революции или войны.

Карл Маркс. Уделял большое внимание демографическому фактору, но для него он был дополнительным. Увеличение населения приводит к увеличению производительности труда, которое, в свою очередь, ведет к разделению труда => просиходит экономическое комбинирование структур общества.

В конце XIX в. к проблеме демографии обращается Гумплевич: рост населения на раннем этапе истории приводит к грабительским набегам и войнам, которые, в свою очередь, предполагают возникновение государства, которое не просто сохраняет эти богатства, но и позволяет их приумножать. Получение достатка без войн приводит к оседлому образу жизни => рост населения => новый этап войн.

В XX веке численности населения большую роль отводят в Школе Анналов. Демографический фактор – фундаментален, но это не первооснова. Фернанд Бродель: до XX века вопрос численности населения того или иного периода просто не ставился. Отсутствие представления о численности серьезным образом влияет на качество исследования. Численность – это еще один вектор, который может скорректировать устоявшиеся представления о прошлом.

На данный момент существует особая дисциплина – историческая демография. Это сравнительно самостоятельная области знаний. Она появляется на рубеже 19-20 вв. В науке она закрепилась в середине ХХ в. Демографический фактор отчасти природный и отчасти общественный, т.е. на динамику роста населения оказывают влияние оба фактора. Численность населения Земного шара растет быстро, причем за счет бедных стран. В развитых странах происходит постоянная убыль, либо роста просто нет. Для России в этом плане рисуют мрачную картину. На данный момент - около 140 млн. Предполагают сокращение численности населения до 120-125 млн. чел. Здесь мы сталкиваемся с серьезными проблемами в будущем:

- вопрос контроля огромных территорий

- проблема трудовых ресурсов. Численность работоспособного населения уменьшается, но при этом не уменьшается численность пенсионеров

- проблема трудовых мигрантов

- проблема безопасности.

На данном этапе развития проблема численности гораздо серьезнее, чем 100 лет назад.

ВЫВОД. Таким образом, история характеризуется действием многочисленных факторов, действующих совокупно. Мера значимости каждого фактора зависит от конкретных условий. Вопрос же о первопричине исторического развития открыт. Многофакторность исторического развития – это гуманитарная характеристика в противовес упрощенному линейному подходу. Главным сейчас является вопрос не о первопричине, а вопрос о соотношении различных факторов. Для Спенсера, например, они равноценны. У Тойнби действуют факторы, на которые на определенном этапе у определенных цивилизаций, заставляют историю двигаться в определенном направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: