До 18 века на мат. факторы в истории практически не обращали внимания. Исключение – Пиан (?): говорил о роли земельной собственности в гражданских войнах. Главное, что определяет мат. факторы – вопрос собственности. Отношение к собственности определила значимость мат. фактора.
Гердер: причины деятельности людей – потребность и нужда.
Руссо: большой акцент делал на имущ. неравенстве = причина образования государства
Сен Симон: собственность = основа общества, изменение форм собственности = причина изменения общественного порядка. Но решающая роль отводится разуму. => Утопическая теория, в основе которой лежит обобществление собственности (мат. фактор).
Франсуа Гизо: изучение поземельных отношений ставит во главу угла (= отношение к собственности). Именно они определяют характер истории, движения общества. Поземельные отношения определяют быт, политические институты, культуру; они вторичны. Имущественные отношения – причина ист. изменений + они форм-т соц. группы. Причины имущ. неравенства – естественное неравенство людей по природе. Вывод: деление на классы = естественное состояние, но в силу разумности человек должен корректировать процессы соотношения собственности.
Марксизм (семинар по историографии). Экономика – основная движущая сила. Но эк. фактор – не единственный, хотя и определяющий. В этой связи он рассматривал мотивацию поведения человека. В рамках мотивации эк. составляющая – определяющая, все остальное (совесть, культура, интеллект..) – вторично.
Таким образом:
1) мат. фактор не охватывает всю сферу детерминистических явлений.
2) Нет прямой зависимости мат. и духовных факторов.
3) Есть пример зависимости эк. и духовной сферы – история реформации. В рамках протестантизма накопление богатств = богоугодное дело.