Цілі навчання

v Визначення цілей навчання – … відповідь на запитання «З якою метою навчати?» [Ніколаєва, с. 40].

v Цілі навчання іноземної мови визначають очікувані результати навчальних досягнень учнів в оволодінні іноземною мовою за період навчання в середньому навчальному закладі [Ніколаєва, с. 40].

¯ Под целью понимается результат решения большой, всеобъемлющей задачи, которая заключается в том, чтобы привести учащегося от незнания иностранного языка к определенному владению им. Следует считать правомерным выделение трех целей обучения иностранным языкам: практической, воспитательной и образовательной [Рогова, с. 76].

¯ Цель – это общее направление в обучении, план решения большой задачи, или стратегия обучения, которая включает в себя отбор соответствующего материала, его организацию и общие принципы обучения [Рогова, с. 80].

¯ Цель рассматривается как один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, как идеальное предвосхищение результата деятельности. С одной стороны, цель детерминирована объективными нуждами общества, выражая его социальный заказ, с другой – она сама детерминирует всю систему обучения, определяя (разумеется, вкупе с общим состоянием методики как науки) и содержание этой системы, и ее организацию [Пассов, с. 83].

¯ Общая экстралингвистическая целевая установка – побуждение обучаемого к восприятию учебного материала и к последующему за этим порождению «целостного продукта речи» [Роовет, с. 221].

¯ Частичная целевая установка – побуждение обучаемого к частичной реализации общей экстралингвистической целевой установки [Роовет, с. 221].

v Метою навчання іноземних мов є оволодіння учнями іноземною мовою як засобом спілкування і здійснення в цьому процесі виховання, освіти і розвитку особистості учня [Ніколаєва, с. 40].

· Головна мета навчання іноземної мови у загальноосвітніх навчальних закладах полягає у формуванні в учнів комунікативної компетенції, базою для якої є комунікативні уміння, сформовані на основі мовних знань і навичок [Програми…, с. 3].

v Практична мета – … практичне опанування учнями умінь мовлення на рівні, достатньому для здійснення іншомовного спілкування в чотирьох видах мовленнєвої діяльності: аудіюванні, говорінні, читанні та письмі в типових ситуаціях [Ніколаєва, с. 40].

¯ Практическая цель состоит в формировании умений и навыков устной речи, письма и чтения [Москальская, с. 70].

¯ Практические цели предполагают развитие у школьников способности и готовности пользоваться иностранной речью и чтением для того, чтобы запросить и получить нужную информацию, выразить свое мнение, отношение, расширить с помощью газеты, книги свой общеобразовательный кругозор и т. д. [Бим, с. 99].

¯ Основная практическая цель обучения иностранному языку в школе состоит в формировании умений и навыков понимания мыслей других людей (в устной и письменной формах) и выражения своих мыслей (тоже в устной и письменной формах) [Зимняя, с. 144].

¯ Практическая направленность обучения иностранному языку в школе выражается в том, что система уроков должна служить прежде всего привитию речевых умений и навыков, а каждый из уроков, входящих в эту систему, должен внести свой вклад в достижение цели, быть как бы ступенькой на пути к овладению речью [Салистра, с. 111].

v Освітня мета – досягається шляхом освіти учнів засобами іноземної мови… [Ніколаєва, с. 41].

¯ Учебный аспект обучения иностранному языку (социальное содержание цели) включает овладение иностранным языком как средством межличностного общения в таких функциях:

1. Удовлетворение взаимного или одностороннего интереса собеседников друг к другу или к объектам действительности (формы общения: установление отношений и «интервью»);

2. Необходимость и/или возможность совместных действий или действий одного из собеседников (формы общения: планирование совместных действий, одно- или двухстороннее воздействие-побуждение);

3. Обсуждение воздействия объектами действительности на собеседников (формы общения: обсуждение результатов деятельности, дискуссия) [Пассов, с. 88 ].

v Розвиваюча мета – … оволодіння учнями досвідом творчості, пошукової діяльності, усвідомлення явищ як своєї, так і іншої дійсності, їх подібності та розбіжності [Ніколаєва, с. 41].

¯ Развивающий аспект (психологическое содержание цели) включает такие компоненты как:

1. Речевые особенности (фонематический слух, способности к догадке, к различению, к имитации, к логическому изложению, чувство языка и др.);

2. Психические функции, связанные с речевой деятельностью (речевое мышление, помять во всех ее видах, внимание, воображение, восприятие и др.);

3. Умение общаться;

4. Такие черты характера, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность и др.;

5. Определенный уровень мотивации к дальнейшему овладению иноязычной культурой (приобретение опыта положительного отношения к иностранному языку, ориентированного на систему ценностей личности) [Пассов, с. 89].

v Виховна мета – … систему особистого ставлення до нової культури у процесі оволодіння цією культурою [Ніколаєва, с. 41].

¯ Воспитательный аспект (педагогическое содержание цели) заключается в том, что обучение иноязычной культуре используется как средство идейно-политического, нравственного, этического, эстетического, трудового, интернационального и патриотического воспитания [Пассов, с. 90].

¯ Познавательный аспект (лингвострановедческое содержание цели) заключается в том, что обучение иноязычной культуре используется как средство обогащения духовного мира личности:

1. Приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка (история, литература, музыка, архитектура, живопись и т. п.);

2. Удовлетворения своих личных познавательных интересов в любой из сфер своей деятельности;

3. Приобретения знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным языком [Пассов, с. 89].

Ø Вивчення мови – …процес, в якому досягнення мовленнєвих умінь є результатом спланованої діяльності, особливо під час формального вивчення в умовах навчального закладу [РРЄ, с. 138].

Ø Оволодіння мовою – …визначення мовлення не носіїв мови у світлі сучасних теорій універсальної граматики; визначення природних знань і здатності використовувати нерідну мову, що є результатом прямої експозиції тексту або прямої участі в комунікативних актах [РРЄ, с. 138].

¯ Практическое овладение языком – формирование умений и навыков понимания мыслей других людей (в устной и письменной формах) и выражения своих мыслей (также в устной и письменной формах) [Москальская, с. 70].

¯ Практическое овладение иностранным языком в средней школе означает не готовность к профессиональному использованию языка или владение им в степени, позволяющей свободно читать литературу и прессу на иностранном языке, а приобретение прочных знаний и разносторонних умений и навыков, а также навыков самостоятельной работы над языком, позволяющих наиболее успешное специализированное доучивание [Рогова, с. 77].

¯ Задача является этапом на пути достижения общей цели обучения. Задача должна быть обязательно ориентирована на цель обучения [Рогова, с. 81].

¯ Основная задача обучения иностранному языку состоит в том, чтобы научить учащихся вести беседу на иностранном языке и читать с полным пониманием иностранный текст [Рогова, с. 81].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: