Упражнения. • сравнить способы, которые используются при индиви­дуальном и групповом принятии решений

Игра «Принятие решений»

Цель:

• сравнить способы, которые используются при индиви­дуальном и групповом принятии решений. В ходе данной игры участникам придется принимать как индивидуальные решения, т. е. самостоятельно, так и групповые, т. е. как член группы.

Группа делится на несколько подгрупп (по 3-4 человека). Решения касаются трех разных личных проблем геро­ев ситуации. Главный персонаж в каждой ситуации стоит перед выбором одного из двух возможных способов дей­ствия. Один из вариантов предпочтительнее, но он все­гда связан с большим риском.

1. Прочитайте описание каждой ситуации и определите минимальную вероятность успеха, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы главный персонаж воспользо­вался более желательным вариантом. Например, если вы считаете, что вариант следует использовать только в том случае, когда он точно приведет к успеху, то выберите от­вет «10 шансов из 10, что этот вариант приведет к успеху». А если вы считаете, что вариант следует пробовать при рав­ных шансах, то выберите ответ «5 шансов из 10». Прочи­тайте описание каждой ситуации и примите решение.

СИТУАЦИЯ 1

Опытный шахматист С. участвует в национальном шах­матном турнире. В одной из первых партий его соперником оказывается фаворит турнира. С. получил довольно низкий рейтинг по результатам своих выступлений в предыдущих турнирах. Во время игры с фаворитом С. замечает, что мож­но провести рискованную комбинацию, которая может при­нести ему быструю победу. В то же время, если эта комби­нация не удастся, С. останется в незащищенной позиции, за которой почти неминуемо последует поражение.

Представьте себе, что вы даете советы С. Ниже приво­дятся вероятности или шансы в пользу того, что обман­ный маневр С. завершится успешно. Отметьте минималь­ную вероятность успеха, которую вы считаете приемле­мой для того, чтобы пытаться провести указанную рискованную комбинацию.

• 0 шансов из 10, что игра будет успешной (т. е. С. точно проиграет).

• 1 шанс из 10.

• 2 шанса из 10.

• 3 шанса из 10.

• 4 шанса из 10.

• 5 шансов из 10.

• 6 шансов из 10.

• 7 шансов из 10.

• 8 шансов из 10.

• 9 шансов из 10.

• 10 шансов из 10, что игра будет успешной (т. е. С. обя­зательно выиграет).

СИТУАЦИЯ 2

Г. сейчас заканчивает колледж и очень хочет заниматься химией в аспирантуре, чтобы получить степень доктора фи­лософии. Она принята в аспирантуру университетом X и университетом Y. Университет X имеет во всем мире отлич­ную репутацию в области химии. В то время как степень, полученная в университете X означала бы прекрасную под­готовку в этой области, требования в этом университете столь высоки, что только часть претендентов на степень по­лучает ее на самом деле. С другой стороны, престиж универ­ситета У в области химии значительно ниже, но почти все поступившие в аспирантуру получают степень доктора фи­лософии, поэтому эта степень ценится гораздо ниже, чем такая же степень, полученная в университете X.

Представьте себе, что вам надо дать совет Г. Ниже приво­дятся вероятности или шансы в пользу того, что Г. будет удос­тоена более престижной степени доктора в университете X. Отметьте, пожалуйста, минимальную вероятность, которую вы считаете приемлемой для того, чтобы Г. стоило поступить в аспирантуру университета X, а не университета У.

• 0 шансов из 10, что Г. получит степень в университете X.

• 1 шанс из 10.

• 2 шанса из 10.

• 3 шанса из 10.

• 4 шанса из 10.

• 5 шансов из 10.

• 6 шансов из 10.

• 7 шансов из 10.

• 8 шансов из 10.

• 9 шансов из 10.

• 10 шансов из 10.

СИТУАЦИЯ 3

И. — капитан футбольной команды колледжа X. Кол­ледж X играет против своего традиционного соперника, кол­леджа У в последней игре сезона. Идут последние секунды игры, и команда И., то есть колледж X, отстает на три очка. У команды колледжа X остается время, чтобы разыграть только одну комбинацию. Капитан И. должен решить, что лучше — свести игру к ничьей, разыграв почти абсолютно надежную комбинацию, или попробовать более сложную и рискованную комбинацию, которая принесет победу в слу­чае успеха, но в случае неудачи закончится поражением.

Представьте, что вы должны дать совет И. Ниже при­водятся вероятности или шансы в пользу того, что риско­ванная комбинация будет успешной. Отметьте, пожалуй­ста, минимальную вероятность, которую вы считаете при­емлемой для того, чтобы использовать эту комбинацию.

• 0 шансов из 10, что рискованная комбинация будет ус­пешной.

• 1 шанс из 10.

• 2 шанса из 10.

• 3 шанса из 10.

• 4 шанса из 10.

• 5 шансов из 10.

• 6 шансов из 10.

• 7 шансов из 10.

• 8 шансов из 10.

• 9 шансов из 10.

• 10 шансов из 10.

2. После коллективного обсуждения проблем и принятия групповых решений внесите эти решения в таблицу по об­разцу. Затем внесите в нее свои индивидуальные решения.

Ситуация Групповое решение Индивидуальное решение Наиболее рискованное решение
       
       
       

3. В третьем столбце таблицы для каждой из ситуаций укажите, чье решение было более рискованным (т. е. име­ло более низкую вероятность успешного исхода): группо­вое, индивидуальное или они не отличались друг от друга. Есть ли в этих результатах какая-нибудь закономерность? Например, есть ли в таблице строка или столбец реше­ний, которые более рискованны по сравнению с другими? Сравните свои результаты с результатами других студен­тов группы. Можно ли на основе обоих результатов сде­лать вывод о наличии различий в рискованности индиви­дуальных и групповых решений?

4. Если между групповыми и индивидуальными реше­ниями существуют очевидные различия, как вы можете их объяснить? Что произошло во время группового обсуж­дения, что могло заставить вас поддержать решение, от­личавшееся от вашего самостоятельного решения?

Упражнение «Непрошеный гость»

Цели:

• развитие навыков завершения контакта;

• через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоци­ональных функций всех участников группы.

Группа делится на пары или небольшие подгруппы. Пе­ред всеми стоит одна задача — успешно выйти из сложив­шейся довольно сложной ситуации. Ситуация такова: Представьте себе, что вы опаздываете на очень важную встречу, а к вам неожиданно приходит очень значимый для вас человек, которого вы никак не ожидали увидеть сейчас. Причем от этого человека зависит решение очень важного вопроса (проблемы), и вы собирались вскоре об­ратиться к нему. Что делать... Вам необходимо быть на встрече, а отменить ее нет никаких возможностей. По­терять расположение непрошеного гостя вы также не мо­жете.

Ваша задача: найти способы корректного завершения встречи в кратчайшие сроки, при этом, чтобы «И волки были сыты, и овцы целы».

В процессе обсуждения необходимо обратить внимание на чувства и ощущения которые возникли у обоих участни­ков прерванного общения. Выяснить, удалось ли создать предпосылки следующим конструктивным и продуктивным встречам? Удалось ли сохранить хорошие взаимоотноше­ния? Может ли дать какие-либо советы, высказать пожела­ния нежданный гость к своему оппоненту?

Упражнение «Завершить общение»

Цели:

• развитие навыков эффективного общения;

• отработка приемов завершения беседы.

Группа делится на подгруппы (по 3-4 человека). Перед каждой подгруппой стоит задача: закончить общение в следующих ситуациях:

• Разговор зашел в тупик, решение так и не принято, лимит времени, отведенный на беседу, исчерпан (ва­рианты: к данному вопросу придется вернуться; эта встреча может быть последней).

• Уже все решено, сказано, но никак не удается расстать­ся с собеседником.

• Решить проблему собеседника нет никакой возможно­сти, но он продолжает настаивать и упрашивать вас «Давайте еще подумаем...».

Данные ситуации можно инсценировать. Ситуации мо­гут быть предложены самими участниками тренинга. Дан­ное упражнение можно провести в виде соревнования меж­ду подгруппами: одна задает ситуацию, другая ее решает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: