Эта ловушка подстерегает вас тогда, когда вы готовите материал для публичного выступления.
Текст для чтения существенно отличается от текста, который будет произноситься вслух. Предложения, легко воспринимающиеся с отпечатанной страницы, когда вы читаете текст про себя, звучат неестественно, произнесенные вслух. Формула «легкого восприятия», изобретенная опытным диктором Е. Фангом, гласит: «Если в предложении разница между количеством звуков и количеством слов превышает 20, его трудно воспринимать». Опыт показывает, что правило это, возможно, слишком мягкое. Прочтите вслух следующее предложение, сравните его с предложенной формулой и оцените свои ощущения: «Многосложные выражения и придаточные предложения существенно и резко снижают уровень слухового восприятия».
Избегайте текста, предназначенного для глаз, и всегда репетируйте, записывая свою речь на магнитофон, а затем внимательно прослушивая запись.
Вы быстрее освоите непринужденный и свободный стиль, если представите себе, что беседуете с приятелем, а не пишете доклад для незнакомых людей.
|
|
Ловушка 4: Отклонение от темы
Сообщение, сначала привлекающее внимание аудитории, но затем съезжающее на совершенно необязательные предметы, выдает оратора, который просто «отбывает номер» или пытается убить время. Точно так же, как и в случае с плохой структурой, это вызвано отсутствием необходимого планирования и свидетельствует о неуважении к слушателям. Избегайте этого, приучая себя сосредотачиваться на своем выступлении.
Одно из полезных упражнений — делать обзор основных положений своего сообщения не более чем в 50 словах. Такое количество слов мы можем произнести за 20 секунд в приемлемом и понятном для слушателя темпе. В качестве примера можно привести этот короткий абзац — в нем 46 слов.
Ловушка 5: Недостаток времени
Недостаток времени бывает двух типов — на подготовку и на изложение сообщения.