Социально-экономические императивы – категорические, безусловные требования, диктуемые объективными условиями, противоречиями и тенденциями развития общества. Будучи закономерными и абсолютными по своей природе императивы неотвратимы, обязательны и неукоснительны. Однако это не означает, что на практике они реализуются сами собой, автоматически. Императивы необходимо осознать, четко выразить и правильно использовать в качестве целевых установок и опорных пунктов модернизации хозяйственной системы. Вычленив из сложившейся противоречивой ситуации стратегические ориентиры, общество получает шанс выбраться из тупиковой ветви развития, преодолеть инерцию экономической стагнации и регресса.
Разрешению подлежит, в первую очередь, основное противоречие начального этапа реформ – противоречие между компрадорским, олигархическим капитализмом и обществом, не получивших существенных выгод в результате отказа от советской хозяйственной системы.
Переход к рациональной стратегии поступательного развития страны потребует также разрешения целого комплекса производных противоречий. К ним можно отнести следующие противоречия.
|
|
1. Противоречие между новым статусом собственников приватизированных предприятий и сохраняющимся избыточным администрированием бизнеса со стороны многочисленных «контролирующих» государственных органов.
2. Противоречие между необходимостью привлечения крупных инвестиций для технического переоснащения производства и незаинтересованного частного капитала в проведении прозрачной экономической политики и реализации инновационных проектов национального значения.
3. Противоречие между ресурсными потребностями реального сектора и преимущественно спекулятивной направленностью в развитии отечественного финансового рынка.
4. Противоречие между потребностями ускоренного научно-технического развития экономики и чрезвычайно низким спросом на научные разработки и современные наукоемкие технологии.
5. Противоречие между задачами стимулирования и поддержки предпринимательской активности и оппортунистическим (рентоориентированным) поведением бюрократии, дискредитирующим государственную службу и, по сути, отключающим защитные механизмы государства.
6. Противоречие между общенациональной природой рентного дохода, формирующимся в экспортно-сырьевом секторе экономики страны, и частной формой его присвоения собственниками гигантских «хозяйственных империй».
7. Противоречие между интересами крупнейших корпораций, ориентированных, главным образом, на экспорт энергоресурсов и сырья и стремящимися к установлению всеобъемлющего контроля над властью, и необходимостью защиты национальных интересов в целях консолидации общества и обеспечения суверенного развития государства.
|
|
Либеральные лозунги не приносят реальных результатов. Системная модернизация экономики может состояться лишь в том случае, если государство проявит себя в хозяйственной сфере в качестве незаменимого бизнес-партнёра и эффективного регулятора рыночных процессов.
Новый стратегический курс направлен на формирование модели частно-государственного социального партнерства[12]. Этот курс объективно обусловлен комплексом внутренне взаимосвязанных императивов:
1. Гарантированность прав частной собственности.
2. Инновации и инновационные технологии.
3. Эффективность и конкурентоспособность предприятий.
4. Конкуренция и эффективная регулирующая роль государства.
5. Формирование и развитие высоко интегрированных корпораций.
6. Декриминализация экономики и государственного управления.
7. Повышение культуры предпринимательства.
8. Налоговое перераспределение рентного дохода.
9. Социальная ответственность бизнеса и преодоление бедности.
10. Стратегическое партнерство и противодействие вызовам мирохозяйственной глобализации.