Императивы рациональной стратегии развития экономики России

Социально-экономические императивы – категорические, безусловные требования, диктуемые объективными условиями, противоречиями и тенденциями развития общества. Будучи закономерными и абсолютными по своей природе императивы неотвратимы, обязательны и неукоснительны. Однако это не означает, что на практике они реализуются сами собой, автоматически. Императивы необходимо осознать, четко выразить и правильно использовать в качестве целевых установок и опорных пунктов модернизации хозяйственной системы. Вычленив из сложившейся противоречивой ситуации стратегические ориентиры, общество получает шанс выбраться из тупиковой ветви развития, преодолеть инерцию экономической стагнации и регресса.

Разрешению подлежит, в первую очередь, основное противоречие начального этапа реформ – противоречие между компрадорским, олигархическим капитализмом и обществом, не получивших существенных выгод в результате отказа от советской хозяйственной системы.

Переход к рациональной стратегии поступательного развития страны потребует также разрешения целого комплекса производных противоречий. К ним можно отнести следующие противоречия.

1. Противоречие между новым статусом собственников приватизированных предприятий и сохраняющимся избыточным администрированием бизнеса со стороны многочисленных «контролирующих» государственных органов.

2. Противоречие между необходимостью привлечения крупных инвестиций для технического переоснащения производства и незаинтересованного частного капитала в проведении прозрачной экономической политики и реализации инновационных проектов национального значения.

3. Противоречие между ресурсными потребностями реального сектора и преимущественно спекулятивной направленностью в развитии отечественного финансового рынка.

4. Противоречие между потребностями ускоренного научно-технического развития экономики и чрезвычайно низким спросом на научные разработки и современные наукоемкие технологии.

5. Противоречие между задачами стимулирования и поддержки предпринимательской активности и оппортунистическим (рентоориентированным) поведением бюрократии, дискредитирующим государственную службу и, по сути, отключающим защитные механизмы государства.

6. Противоречие между общенациональной природой рентного дохода, формирующимся в экспортно-сырьевом секторе экономики страны, и частной формой его присвоения собственниками гигантских «хозяйственных империй».

7. Противоречие между интересами крупнейших корпораций, ориентированных, главным образом, на экспорт энергоресурсов и сырья и стремящимися к установлению всеобъемлющего контроля над властью, и необходимостью защиты национальных интересов в целях консолидации общества и обеспечения суверенного развития государства.

Либеральные лозунги не приносят реальных результатов. Системная модернизация экономики может состояться лишь в том случае, если государство проявит себя в хозяйственной сфере в качестве незаменимого бизнес-партнёра и эффективного регулятора рыночных процессов.

Новый стратегический курс направлен на формирование модели частно-государственного социального партнерства[12]. Этот курс объективно обусловлен комплексом внутренне взаимосвязанных императивов:

1. Гарантированность прав частной собственности.

2. Инновации и инновационные технологии.

3. Эффективность и конкурентоспособность предприятий.

4. Конкуренция и эффективная регулирующая роль государства.

5. Формирование и развитие высоко интегрированных корпораций.

6. Декриминализация экономики и государственного управления.

7. Повышение культуры предпринимательства.

8. Налоговое перераспределение рентного дохода.

9. Социальная ответственность бизнеса и преодоление бедности.

10. Стратегическое партнерство и противодействие вызовам мирохозяйственной глобализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: