Экономическую систему, сложившуюся в 90-е гг., специалисты определили как модель неконтролируемого олигархического капитализма. Её иррациональный характер заключался в том, что страна, располагавшая наибольшими среди других индустриально развитых стран мира ресурсами[1], оказалась не в состоянии реализовать свои уникальные преимущества.
Внутренние пороки модели неконтролируемого олигархического капитализма можно свести к следующим характеристикам:
1. Акционеры без инвестиций. В результате массовой (ваучерной) приватизации в стране появился слой сугубо номинальных собственников-акционеров, никогда не рисковавших вложениями собственного капитала (менеджеры, наёмные работники, чиновники, бюджетники, пенсионеры и т.д.). Степень заинтересованности в таких акционерах со стороны менеджеров, равно как и их подотчетность акционерам, оказались близки к нулевой отметке. В результате «ничейность» общенародной собственности была лишь заменена на «размытость» прав и ответственности номинальных акционеров, слабо представлявших правовые механизмы корпоративного управления и присвоения.
|
|
2. Собственность от близости к власти. В результате проведения режиссируемых залоговых аукционов контроль над активами наиболее доходных предприятий (прежде всего, в нефтяной, газовой и металлургической отраслях промышленности) получили не преуспевшие предприниматели, а, главным образом, прежний директорат, группы «приближенных» к власти в лице руководителей уполномоченных банков и компаний, приступивших к формированию своих финансово-промышленных групп. Институт ответственного собственника, заинтересованного в долгосрочном инвестировании капитала, не сложился.
3. Насильственный передел собственности и власти. Централизация капитала в руках контролирующих собственников обеспечивалась не за счет преимуществ, характерных для конкурентной экономики (предприимчивости, профессионализма, роста производительности труда, снижения издержек, накопления капитала и т.д.), а, главным образом, за счёт рейдерства, прямого растаскивания бывшего госимущества, незаконного «выведения» ликвидных активов, реализации различных «теневых» схем реструктуризации и преднамеренного банкротства предприятий, уклонения от уплаты налогов, спекулятивных операций на финансовых рынках и т.п.
4. Иллюзорная демонополизация. Ускоренное разгосударствление экономики, проводившееся при отсутствии внятной промышленной политики, привело к разрушению сложившихся ранее производственно-хозяйственных комплексов, перепрофилированию многих предприятий в ущерб местных, региональных и общенациональных интересов. Сформировалась мнимая конкурентная среда, в которой механизмы рыночного отбора успешных предпринимателей не работают либо работают крайне неэффективно. Наиболее доходный, экспортно-сырьевой сегмент экономики, по-прежнему, остается сверх монополизированным.
|
|
5. Спонтанная адаптация предприятий к стихийному рынку. Предприятия, лишившись госзаказов и устойчивого финансирования, потеряли надежных поставщиков и традиционные рынки сбыта, вынуждены были ценой огромных потерь самостоятельно приспосабливаться к условиям гиперинфляции и хронического платежного кризиса. Занимаясь вопросами каждодневного выживания (главным образом, за счет «проедания» бывшей госсобственности), многие из них стали утрачивать свой производственно-технологический потенциал и перспективу развития. Перепрофилирование предприятий и сокращение рабочих мест использовались директоратом для достижения своих частных интересов при полном игнорировании законных прав работников и акционеров.
6. Возросший разрыв между формальными и неформальными институтами. Преобразования, проводимые «сверху вниз», натолкнулись на укоренившиеся в обществе неформальные институты (всевластие госчиновников, правовой нигилизм, избирательная правоприменительная практика, коррупция и др.). Либеральные нормы поведения либо отторгались, либо выхолащивались, нередко наполняясь криминальным содержанием. Фактические результаты стали все больше расходиться с исходным замыслом реформ. Теневая экономика приобрела крупные масштабы, что указывало на неэффективность проводимой политики и ослабление роли государства.
7. Приватизация природной ренты и бюджетный кризис. Значительная часть рентного дохода страны присваивалась олигархами и нелегитимными путями вывозилась за границу. В то же время стремительное падение объемов производства в большинстве отраслей сопровождалось сокращением размеров налоговых поступлений, хроническим недофинансированием бюджетной сферы, задержками с выплатами заработной платы, пенсий, социальных пособий.
8. Снижение уровня жизни и социальных гарантий россиян. Работодатели, воспользовавшись обострением проблемы занятости и устранением политического (партийного) контроля над доходами предприятий, проявили полное пренебрежение трудовым и пенсионным законодательством, а государство, в виду низкой собираемости налогов, оказалось не в состоянии поддерживать прежний (и без того скромный) уровень трудовых и социальных гарантий населению. Социальная дифференциация достигла критической точки. Систематические задержки с выплатой заработной платы, «прокручивание» денег через «дружеские» фирмы вызывало справедливое недовольство населения своим положением и проводимым курсом.
9. Конфликт интересов бизнес-элиты, общества и государства. Приватизационное и корпоративное законодательство оставляло немало возможностей для получения новой элитой сверхдоходов путем использования различных «теневых» схем (в первую очередь, «дружеских» залоговых аукционов). Правовой нигилизм прочно укоренился в практике работы коммерческих структур и чиновников, сделавших выбор в пользу искусственного завышения административных барьеров и избирательного подхода к реализации своих должностных полномочий в обмен на получение «рентного дохода» и дополнительных преференций. Рост системной коррупции в сочетании с понижением риска наказания за нее сформировало спрос на нелегитимные силовые услуги, в том числе, со стороны правоохранительных органов, активно участвовавших в конкурентной борьбе.
10. Ослабление федерализма и региональный сепаратизм. В связи с непрекращающимся оттоком финансовых ресурсов из регионов в столицу, опасной черты достиг разрыв между провинцией и столицей по уровню социально-экономического развития, возросло напряжение во взаимоотношениях центра и регионов, взрывоопасный характер приобрел рост националистических и сепаратистских настроений в ряде субъектов Федерации (Чечня, Ингушетия, Татарстан, Башкортостан, Якутия Саха и др.), чреватый социально-экономической дезинтеграцией страны.[2]
|
|
Главной особенностью утвердившейся иррациональной модели развития страны явился стремительный уход государства из экономики, отсутствие какой-либо последовательной политики в управлении госсобственностью, криминализация бизнеса. Попытки осуществить структурные и институциональные преобразования с опорой только на механизмы стихийного полукриминального рынка провалились.[3] Статистическая картина трансформационного кризиса 90-х гг. выглядела следующим образом.
Если до начала реформ в 1992 г. ВВП нашей страны по отношению к ВВП США составлял по курсу доллара более 30 %, то в 2003 г. – 4 %. По последним данным ОСЭР роль России в мировой экономике резко уменьшилась. Доля России во всемирном ВВП в 2001 г. составляла лишь 2,1 % по сравнению с 4,2 % в 1990 г., то есть за десятилетие упала вдвое (для сравнения, доля СССР в целом в 1990 г. доходила по тем же данным, до 7,3 %).[4] Получается, что в результате реформ наша страна превратилась в глубокую периферию мирового хозяйства.
К 2003 г. российский экспорт сформировался почти на 75 % за счет энергоносителей и металлургической продукции, а удельный вес машин и оборудования составил менее 10 %. Доля российской промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет 0,3 % (на долю США приходится 36 %, Японии – 30 %). Сложившаяся экономическая модель не стимулировала инвестиции, направляемые в реальный сектор экономики (за 1992-2001 гг. они сократились почти в 4 раза) и инновационное развитие производства. Доля оборудования, которое определяет технико-технологический уровень выпускаемой продукции, сократилась с 27 % в 1992 г. до 6 % в 2002 г. В промышленности средний возраст машин и оборудования к концу 2003 г. составил 21 год, а в электроэнергетике и черной металлургии – 22,5 года.[5] Российская экономика функционирует пока, в основном, за счет сырьевого сектора и отдельных производств ВПК, и, следовательно, как никогда нуждается в новых технологиях, структурном и техническом обновлении производственного аппарата, что невозможно без масштабного вклада науки и мобилизации капитальных вложений. Тем не менее, процесс свертывания научно-производственного потенциала страны, инновационных программ и проектов продолжается. Средний коэффициент выбытия активной части оборудования, составляя 2,5 – 3 % в год, не покрывает сроки не только морального старения, но и физического износа, не обеспечивает технологические параметры точности, надежности, качества, безопасности, экологической чистоты.[6] Так, за 2002 г. уменьшилось число организаций (на 3,2 %), численность персонала, занятого исследованиями и новыми разработками (на 1,8 %), создано лишь 727 единиц передовых производственных технологий, а объем отгруженной инновационной продукции снизился с 10,4 до 9,1 %.[7] До начала приватизации на территории России (в составе СССР) выполнялось более ¾ всех НИР и примерно столько же общего объема проектно-конструкторских, опытных работ, научно-технических услуг и строительного проектирования. Численность занятых в науке и научном обслуживании составляла более 2,8 млн. человек (на 1 января 2003 г. – 871 тыс.). Вывод о том, что в области организации научных исследований и эффективного технологического освоения их результатов нет должной координации, вполне очевиден.
|
|
За время реформ из России эмигрировало более 800 тыс. квалифицированных научных работников. По оценкам Комиссии по образованию Совета Европы, ежегодно наша страна теряла 50-60 млрд. долл. из-за отъезда российских ученых за рубеж. Происходит старение научного персонала, приток молодежи в сферу науки сведен к минимуму. Изобретательская активность, по оценкам экспертов, составляет около 10 % от уровня 1986 г. Доля наукоемкого производства в структуре ВВП снижается. Ассигнования на науку из средств федерального бюджета в объеме ВВП снизились с 3 % времен СССР до 0,3 %. В 2003 г. их общий объем составил 1,3 млрд. долл., что почти в два раза меньше годового бюджета одного Кембриджа. Уровень вложений в фундаментальную науку и опытно-конструкторские работы в России меньше чем в США в 25 раз, Японии – в 10 раз, Германии – в 5 раз.[8]
Предпринимательские структуры в своем большинстве были не заинтересованы в развитии науки как отрасли, обеспечивающей значительный, но отложенный эффект с достаточно высокой степенью риска. Всего же, по различным оценкам, за период с 1990 по 2003 гг. из России было вывезено от 300 до 400 млрд. дол.[9]
Этот процесс осуществлялся на фоне стремительно углубляющейся социальной дифференциации россиян. Разрыв в соотношении доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения России в 1990 г. году составил 4,5 раза, а 2002 г. децильный коэффициент составлял 14,5 раза.[10]. На долю 10 % населения наиболее обеспеченных приходилось около 34 % всего объема доходов населения, тогда как на долю 10 % низко доходных групп – всего 2,6 %. Столь стремительная социальная поляризация осуществляется, главным образом, за счет среднего класса.[11] В 2002 г. В Москве разрыв между минимальным и максимальным уровнем текущих доходов уже достиг 60-ти кратного размера.
В чём же заключаются насущные веления времени, требующие изменения экономического курса?