Инновации и инновационный процесс

Под инновацией (нововведением) подразумевается конечный результат творческой (поисковой) деятельности, представленный новым либо усовершенствованным продуктом или технологическим процессом, используемым в практической деятельности.

Разнообразие областей и способов использования инноваций обусловливает необходимость их классификации.

В зависимости от того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить продуктовые, технологические и организационно-управленческие нововведения. Продуктовые инновации позволяют создавать новые виды товаров. Технологические инновации вносят изменения в технологию производства и потребление выпускаемой продукции. Организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управлением ими.

По уровню новизны и значимости, глубине преобразований инновации разделяются на:

- базисные, приводящие к коренным изменениям в той или иной сфере (формирование новых поколений и направлений техники, технологических укладов и способов производства, перевороты в науке, культуре, образовании);

- улучшающие, направленные на дифференциацию и распространение базисных инноваций с более полным учётом специфических требований различных сфер приложения и групп потребителей;

- микроинновации, вносящие частичное улучшение в используемые продукты, технологии, способы организации производства на базе технологических усовершенствований, рационализаторских предложений.

По степени прогрессивности возможно деление инноваций на:

- прогрессивные, принципиально новые разработки, способствующие экономическому прогрессу, повышению материального и культурного уровня жизни;

- ретровведения, использующие прошлые открытия и разработки (паруса, ветряные мельницы) на новом уровне, т.к. новые способы использования устаревших форм обладает самостоятельной ценностью;

- псевдоинновации – создают видимость инновационной активности и играют реакционную роль, их последствия разрушительны.

В случаях, когда инновации ориентированы на средства производства, можно говорить об инвестиционных нововведениях. Изменения, вносимые в товары, удовлетворяющие потребности человека, следует относить к потребительским нововведениям.

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, можно определить как инновационный процесс, который характеризуется:

- во-первых, стремлением получить монопольную сверхприбыль;

- во-вторых, возможностью удовлетворения новых общественных потребностей;

- в-третьих, неопределённостью путей достижения цели;

- в-четвёртых, высоким риском, неравномерностью получения полезных результатов.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения научно-технической идеи до её реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы неразрывно связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.

Современный инновационный процесс носит циклический характер и объединяет образовательные, социальные, экономические и организационные факторы. Инновационный процесс формируется, с одной стороны, технологическими возможностями производства, а, с другой – рыночными потребностями общества.

Основные этапы инновационного процесса:

Первый – зарождение идеи, проектирование и конструирование новшества, разработка новой технологии. Результатом данного этапа являются техническая документация и опытный образец новшества. Обычно ему предшествуют маркетинговые исследования, связанные с изучением рыночной конъюнктуры, сегментированности рынка;

Второй – создание прототипа (опытное производство), т.е. изготовление первой партии новшеств с целью рыночного испытания. Новый продукт запускается на рынок, изучается и оценивается с точки зрения удовлетворения потребностей покупателей и производственных возможностей.

Третий - коммерческое (массовое) производство фирма начинает только в том случае, если новшество пользуется спросом и обладает конкурентными преимуществами, гарантирующими стабильные доходы в обозримом периоде.

Четвёртый – потребление новшества сопровождается быстрым ростом продаж. Задача маркетологов заключается в том, чтобы в нужный момент подать сигнал руководству фирмы, когда нужно остановиться, чтобы избежать перепроизводства новшества и убытков от него. Выпуск осуществляется в тех объёмах, которые соответствуют платёжеспособному спросу при оптимальных производственных издержках.

По мере распространения новшество обычно совершенствуется, приобретает новые потребительские свойства, что позволяет осваивать новые рынки, расширять круг покупателей нового продукта. Для инновационных решений важен взгляд «из будущего». Он позволяет команде менеджеров вырваться из круга текущих забот и оценить развитие бизнеса как использование имеющихся возможностей и преимуществ.

Инновации изменяют не только технологии и формы организации производства, но и сам образ жизни людей. В ходе реализации инноваций изменяется сам человек, повышается его интеллектуальный уровень и профессионализм, и, конечном счёте, благосостояние и качество жизни населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: