Культура:
-духовный компонент человеческой деятельности (как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека);
-процесс и результат духовного производства, обеспечивающего формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (художественная культура, идеология, наука и т.д.), что делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой;
- становящаяся, ценностно-ориентированная, динамическая сторона деятельности, процесс направленного на общественную добродетель социального освобождения человека как субъекта исторического творчества.
Дизайн – явление культуры.
Рожден на новом историческом витке развития культуры в условиях бурной динамики научно-технического прогресса и возник как новый тип созидательной деятельности в культуре, как культурная реакция на хаос предметных форм, накапливающийся в процессе массового индустриального производства, как технологическая возможность зафиксировать новые культурные смыслы.
|
|
Функционально направлен на гуманизацию (в соответствии с этическими и
эстетическими нормами данной эпохи и данного культурного региона) окружения
человека, на гармонизацию и эстетизацию искусственной среды его существования.
Своей содержательной частью дизайн вписан в культуру, а в части выбора выразительных средств немыслим вне цивилизации.
Как «представитель» культуры он одухотворяет технологии, а они предоставляют ему возможность воплощения проектных идей.
В культуре продукт дизайна — проводник стиля и образа жизни, а в цивилизации — индекс ее развития. Прдукт «вещает» о том или ином уровне технологии жизни. Если в культуре он говорит о большем, чем прямое его назначение, и не тождественен сам себе, символичен — то в цивилизации объект деятельности непосредственно указывает на устройство человеческого бытия.
В продуктах дизайна воплощаются образы, несущие культурологические, социальные,
нравственные идеи времени, эстетические идеалы.
Дизайн осознается как способ преодоления разрыва между технической
цивилизацией и духовной культурой, а дизайнерское проектирование представляется
способом гармонизации жизни человека в урбанистической среде.
Одна из ключевых функций дизайн-деятельности - культуротворческая.
Дизайн наделяет предметную среду культурными качествами, опредмечивает в дизайнерской форме материальные человеческие потребности, «овеществляет» духовные ценности.
|
|
Опредмеченные ценности культуры (достижения науки, искусства, эстетические принципы, этические нормы, художественные идеалы, ценности и пр.) через массовую промышленную продукцию становятся доступны широкому кругу потребителей. Осваиваясь, они воздействуют на систему ценностей потребителей, развивая и совершенствуя ее.
Дизайн представляет собой механизм трансформации «чужого» пространства
в «свое».
Дизайнер привносит в разрабатываемый проект и свои индивидуальные ценностные представления, переживания и пр. В проекте отражается его видение идеала (через цель).
Интегративная функция:
Искусственная предметная среда, в формировании которой принимает участие дизайн, выступает средством социальной связи, очерчивания поля жизни и деятельности людей. Как носитель схем человеческого поведения, она способствует включению индивидов в социокультурную систему, их сцеплению в различные "связки", "ряды", совокупности и т.д.
Дизайн - активная сила «собирания» социокультурного пространства.
Социально-воспитательная функция:
Продукты дизайна, воздействуя на потребителя, способствуют усовершенствованию человеческой деятельности, участвуют в формировании деятельностно-поведенческих принципов общества, влияют на характер потребительского поведения (развивая и расширяя систему потребностей), способствуют перестройке общественного сознания, развивают культуру чувств потребителей и пр.
Cам термин означает одновременно два состояния – то, что уже есть, и то, что еще только может быть.
Дизайн – и деятельность, и продукт этой деятельности. Как деятельность, дизайн – постоянное созидание “очертаний человеческого существования”, а продукт – его “обновленные смыслы”.
Дизайн – посредник между традицией, временем прошедшим и поиском форм будущего культурного переживания
Дизайнер озабочен как проблемами отдаленного будущего, так и тем, как он будет понят сегодня. Дизайнер выступает посредником между различными уровнями реальности, между той, что привычна нашему обыденному сознанию, и той, парадигма которой еще только вызревает в недрах современной культуры.
Дизайн – соединительное звено между НТП и духовными традициями культуры. Только в отличие от искусства, дизайн это делает не через окрыленность, а через обустройство в существующем.
Благодаря своей универсальной природе, дизайнерская форма с высокой эффективностью может вовлекать человека и общество как в проявления социального добра, так и в проявление социального зла, в проявления деструктивного
аспекта человеческой деятельности.