Професійні і творчі організації дизайнерів в Україні та за кордоном

Харьковская организация Союза дизайнеров Украины (ХО СДУ) является одной из старейших и наиболее многочисленных в стране. Она создана 27 апреля 1987 года.

Из года в год организация развивается и расширяется. К настоящему времени ХО СДУ насчитывает более 180 человек. На протяжении 20 лет Х0 СДУ ведет активную работу по пропаганде дизайна как в Украине, так и за ее пределами. Почти ежегодно в Харькове проходят дизайнерские акции, творческие конкурсы, выставки. Вспомним наиболее крупные из них: «Грани дизайна» (1989), «Різдвяна гуска» (1996), «Цех дизайна» (1998), «Дизайн-истоки» (1998), «Эко-дизайн + живопись» (1999), «38/1. Выставка одной работы» (2000), «ОНО» (2001), «Пересечение бесконечности» (2001), «Время и Вещи» (2002), «Парад дизайна» (2003), «Deja vu» (2003), «Цивилизация любви» (2004), «Коло «Буріме» (2005), «Х-351. Территория дизайна» (2005), «Дизайн в лицах» (2007).

При активном участии харьковских дизайнеров с 2001 года проходит фестиваль предметного дизайна «Водопарад» (2001–2008), в 2006 году стартовали дизайн-конкурс светильников «Світло» (2006, 2008) и дизайн-акция «РепликаNты. Новый век» (2006, 2008).

Не остаются дизайнеры Харькова в стороне и от социально-экологической тематики. С 1991 года в городе проходит Международная триеннале экологического плаката и графики «4-й Блок» (1991–2006), с 2006 года – Международный конкурс социального плаката «АнтиСПИД – Украина» (2006, 2007), являющийся логическим продолжением городского конкурса «СМИ против СПИДа» (2005).

Все фестивали, акции, конкурсы, выставки имеют широкий международный резонанс. И это не случайно, ведь пластический язык предметного и графического дизайна не нуждается в особом переводе, он понятен людям во всем мире. И сегодня мы можем утверждать, что среди «экспортируемых» за рубеж интеллектуальных продуктов Украины по праву может и должен быть еще один – национальный дизайн.

В значительной степени это утверждение подкрепляется стабильным притоком молодых дизайнерских кадров – выпускников украинских вузов. Важнейшую роль среди профильных вузов Украины играет Харьковская государственная академия дизайна и искусств (ХГАДИ) – базовый вуз страны по подготовке дизайнеров. В стенах ХГАДИ в качестве преподавателей, доцентов и профессоров работают многие из членов Х0 СДУ, и это, безусловно, способствует стабильно высокому уровню дизайна и дизайн-образования
в Украине.

Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» - общественное объединение дизайнеров, арт-менеджеров, заинтересованных в решении экологических проблем средствами искусства. Ассоциация создана на добровольной основе с целью поддержки и развития творческих инициатив в области экологии, дизайна и культуры.

Ассоциация «4-Блок» названа так в память о взрыве ядерного реактора 4-го энергоблока Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года.

Основными направлениями деятельности Ассоциации «4-й Блок» являются:

>> проведение Международной триеннале плаката экологического направления «4-й Блок» (триеннале проводится с 1991 г. один раз в три года);

>> пополнение коллекции современного экологического плаката, графики и дизайнерских проектов, связанных с экологией;

>> создание Арт-Дизайн-Центра для демонстрации и пропаганды экологических идей средствами графического дизайна и искусства. Подробнее…

Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» является единственным от Украины членом Международного координационного совета Ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA

Национальный союз художников Украины - всеукраинская общественная творческая организация, что объединяет профессиональных мастеров изобразительного искусства и искусствоведов. Созданная в октябре 1938 г. Статус национальной присвоен в 1998 г.

Образованию Союза художников Украины предшествовали разные собщества, объединения, группировки, общества, которые положили начало своему возникновению еще в первой половине XIX ст. Оживление художественной жизни в Украине на протяжении XIX - начала XX ст., формирование региональных художественных школ - киевской, харьковской, одесской (а также львовской и закарпатской), открытие в 1917 г. Украинской академии искусств (впоследствии Киевского художественного института, теперь НАОМА) как высшего украинского учебного художественного заведения - это предпосылки консолидации мистцив в единственной творческой организации.

Национальный союз художников Украины - наибольшее творческое объединение художников, что насчитывает около четырех с половиной тысяч мастеров всех видов искусств и искусствоведов. К НСХУ входит 33 областных, городских и региональных организации, в т.ч. Киевская и Севастопольская организации.

В составе НСХУ - 79 народных художников, 109 заслуженных деятелей искусств Украины, 237 заслуженных художников Украины, 41 лауреата Национальной премии Украины им. Т.Шевченко, есть также действительные члены и члены-корреспонденты Академии искусств Украины. При НСХУ работают комиссии из разных видов искусства и искусствоведения, виставкоми и экспертные советы. Национальный союз художников Украины проводит активную издательскую деятельность. Она является основателем общеукраинского журнала Изобразительное искусство.

Международная Ассоциация «Союз Дизайнеров» - профессиональное объединение дизайнеров

"Союз дизайнеров" даёт своим членам то, что всегда труднее сделать в одиночку: профессиональный статус, актуальную информацию, широкий круг контактов, а в итоге - максимальную конкурентоспособность на рынке.

AIGA, профессиональная ассоциация по проектированию и дизайну. Основана в 1914, AIGA сохраняет самую старую и наибольшую профессиональную членскую организацию AIGA по проектированию и дизайну. 20,000 профессионалов проекта, педагогов и студентов через национальные действия и местные программы, развиваемые 65 главами и 200 студенческими группами.

AIGA авторитетен в продвижении и связи стандартов для этического поведения и профессиональной экспертизы и в сборе и анализе информации о профессии. AIGA поддерживает интересы профессионалов, педагогов и студентов, которые наняты в процессе проектирования.

IIDA - международная ассоциация дизайнеров интерьера

IIDA страстен о вашем профессиональном росте и, формируя безопасное будущее для практики Внутреннего Проекта. Развивайте профессию. Расширьте свое виденье. Реализуйте свою роль в будущем проекта. IIDA делает это легким для соединиться с одинаково мыслящими профессионалами. Проект не случается без сотрудничества. Мы поддерживаем, поощряем и созываем алчную, активную лекцию о проблемах и силах, которые формируют, заменяя и толкая профессию. Мы знаем, о чем вы говорите. Мы знаем, о чем вы должны говорить. И мы хотим соединить вас с ровнями и коллегами, которые разделяют ваши заботы. От Правительственных круглых Столов, круглых Столов Гостеприимства, круглых Столов Руководителей, Обществ Промышленности и Завтраков Лидеров, провокация мысли будет поддерживать ваше желание думать коробка.

Мета, завдання та принципи організації системи безперервної дизайн-освіти. Сучасний стан дизайн-освіти в Україні та її дії щодо приєднання національної системи дизайн-освіти до Болонського процесу.

Положение, что сложилось в Украине в сфере подготовки специалистов по дизайну, с учетом опыта развитых стран требует разработки и реализации мероприятий по внедрению непрерывного образования дизайна, требованиям которого больше всего отвечает двухуровневая образовательная система подготовки специалистов по дизайну.
Содержательная основа первого, общего, уровня овладения обобщенными знаниями относительно проблем материальной и проектной культуры, ее эстетичной составляющей. Этот уровень имеет информационно-познавательный характер и назначенный подготовить население к осознанному эстетичному восприятию окружающего мира, а также роли, места и возможностей в нем современного дизайна.
Важным фактором реализации идеи общего образования дизайна является создание системы начальной (дошкольной и школьной) подготовки из основ прикладного творчества и дизайнерской деятельности. Создание большого количества гимназий, лицеев, колледжей, компьютерных классов дает возможность более свободно оперировать содержанием учебных программ и планов, выделяя необходимое время и инструментарий для овладения основами дизайнерского творчества.
Эффективность общего уровня образования не может быть высокой без введения специальных дисциплин из основ дизайна и эргономики во ВНЗ. Направленность, содержание и объем учебных программ должны варьироваться с учетом профиля и специализации учебы. Контроль и помощь в разработке соответствующих программ должны быть возложены на Совет по дизайну при Кабинете Министров Украины и учбово- методическую комиссию из дизайна, созданную при Министерстве образования и науки.
Второй, профессиональный, уровень системы образования дизайна предусматривает целеустремленную подготовку специалистов, которые непосредственно работают в сферах дизайнерской практики, науки и образования. Учитывая перспективу экономического роста возникает необходимость подготовки соответствующего количества специалистов по дизайну разной специализации.
Существующая практика открытия новых специализаций из дизайна носит в большинстве случаев недостаточно системный характер. Это обусловливает необходимость разработки обоснованной системы специализаций в этой сфере, формирование стандартов из образовательно-квалификационных характеристик и освитньо- профессиональных программ из специальности "Дизайн".
Отмеченные мероприятия должны стать базой создания системы непрерывного образования дизайна, а именно:
- формирование начальных представлений о дизайне (в детских заведениях, в младших классах общеобразовательных школ, в специальных студиях школ);
- овладение основами дизайна (в общеобразовательных и художественных школах, в непрофильных средних и в других учебных заведениях);
- подготовка дизайнеров образовательно-квалификационного уровня "младший специалист"(в средних специальных учебных заведениях);
- подготовка дизайнеров образовательно-квалификационных уровней "бакалавр", "специалист", "магистр" (в профильных высших учебных заведениях, на факультетах, кафедрах);
- подготовка специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук в отрасли дизайна и эргономики);
- переквалификация и повышение квалификации в отрасли дизайна и эргономики.

Болонский процесс в Украине
Начиная из Бергена (май, 2005), в системе высшего образования Украины внедрены важные шаги из реализации положений Болонского процесса, а также подготовлено план действий относительно их внедрения до 2010 года. В 2006 году создана Национальная группа промоутеров Болонского процесса в Украине (National Team of Bologna Promoters), в которую вовлечены специалисты ведущих университетов Украины. Они принимают участие в учебных тренингах по актуальным проблемам высшего образования на Европейском образовательном пространстве и соответственно проводят в Украине учебные тренинги по следующим основным направлениям:
- обеспечение качества высшего образования;
- система образования, состоящая из трех циклов;
- система квалификаций европейского образовательного пространства.

В 2006/2007 учебном году во всех ВУЗах Украины III-IV уровней аккредитации внедрена кредитно-трансферная система ECTS. Подготовлено соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и осуществляются организационные мероприятия по внедрению приложения к диплому европейского образца (Diploma Supplement). Выполнение этого пункта является обязательным условием для всех стран-участниц Болонского процесса

Болонский процесс был начат 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг.

В Болонской декларации выдвигается требование принятия общей системы сравнимых ученых степеней. Во всех странах, присоединившихся к Болонскому процессу, вводятся два цикла учебы по формуле 3+2 (первый, бакалаврский цикл, должен продолжаться не менее трех лет, а второй, магистерский, — не менее двух, кроме того, они должны приниматься на европейском рынке труда в качестве образовательных и квалификационных уровней). Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.

Болонский процесс в ходе своего развития прошёл ряд этапов, на каждом из которых расширялся круг стран-участниц процесса и декларировались новые цели. Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражское коммюнике. Очередной этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября 2003 года, где также было подписано соответствующее коммюнике, но на этот раз представителями уже 40 стран Европы.

Основные цели Болонского процесса до 2010 года
- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Участники Болонского процесса
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
- с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
- до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Открытое и беспрерывное образование

Для педагогов уже стало традиционным понятие «образование в течение жизни». Понятно, что учитель только тогда учитель, когда он сам ученик. Современная школа требует, чтобы учитель был изобретателем, исследователем, новатором, творческой личностью.

В образовательной ситуации сегодня можно выделить три разнообразные тьюторские

В образовательной ситуации сегодня можно выделить три разнообразные тьюторские практики, каждая из которых предлагает собственные основы для организаций помощников разнообразных образовательных предложений в индивидуальную образовательную программу, и, соответственно, задает определенный тип тьюторского сопровождения. Рассмотрим их детальнее.

1. Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст)

Согласно дистанционному образованию, главная цель открытого образования — уметь жить в информационном обществе и использовать все его возможности.

Моделью открытого образования, в данном случае, является сама модель использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу работает тьюторское сопровождение, помогая подопечному выстраивать обучение, используя привычки работы в Интернет-среде.

2. Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст)

В социальном контексте открытое образование рассматривается в неразрывной связи со становлением открытого общества. Одним из главных идеологов такой точки зрения на отрытое образование является Джордж Сорос.

Главной метод открытого образования, в таком контексте, является умения жить в мире, где существуют разные культуры, присутствуют разные логики и разные типы мышления. Основными качествами, при этом, является толерантность, умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, коммуникабельность, умение работать в группе.

Усилие педагогов нацелены на разработку и использование таких открытых социальных технологий, которые потом разрешают через открытое образование создать институты гражданского общества.

3. Тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст)

Открытое образование, в этом контексте, выступает как пространство разнообразных ресурсов для собственного образовательного движения.

Главная цель открытого образования в данном случае — научить человека максимально использовать ресурсы для улучшения своей образовательной программы. Именно личность, а не кто-то за нее, будучи заказчиком своего образования, проектирует содержание своего образования и самая несет за это ответственность, получая, наконец определенный уровень образованности.

Тьюторская практика в этом антропологическом контексте реализует сопровождение всего процесса проектирования и внедрение своей образовательной программы, начиная от работы с первичным познавательным интересом, углублением этого интереса благодаря образовательным исследованиям или проектам, специальной работы относительно формирования этого проекта как образовательного и как тьюторского консультирования в области профессиональных образовательных программ.

Для нас очень важно, на каких началах мы основываем Открытый университет, какую образовательную среду мы создаем. Современные исследователи большей частью обращают внимание на создание вариативности и разнообразия, которое, по обыкновению, создает определенную возможность реализации принципа открытого образования, но лишь потенциальную. Мы стараемся решить следующий шаг — за счет чего это разнообразие становится ресурсом для конкретной образовательной программы каждого нашего слушателя.

Роль современного учителя изменилась, поскольку сегодня он далеко не единый, а тем более не главный источник информации для своих учеников. Сегодня школьники имеют возможность черпать разнообразную информацию из разнообразия учебников, пособий, телевидение, с помощью компьютерных технологий, и неопровержимым лидером в этом списке является Интернет.

Роль учителя заключается в том, чтобы научить правильно, работать с этой информацией, выделять главное, строить заключения и, в конце концов, применять приобретенные знания в конкретных жизненных ситуациях. Учитель должен воспитать компетентно-ориентированную личность, способную к самостоятельной жизни. Также нужно помнить, что приобретенные знания «стареют», нуждаются в обновлении и переосмыслении.

Учитывая новый подход к роли современного учителя, система последипломного образования Донецкого региона определяется не только обсуждением и разработкой традиционных педагогических проблем, а и постановкой новых, характерных именно для нашего времени. Проблема открытого образования такой и является.

Следует отметить, что этот вопрос только формируется в современной педагогике, но интерес к нему значительный, который мы и стараемся довести в своей практике организации и проведение школы инновационной педагогики. Что мы понимаем под открытым образованием? Для нас это учебный процесс, где не только традиционные институты (школа, ВУЗ и т.п.) выполняют образовательные функции, а и каждый элемент социальной и культурной среды может иметь образовательное значение, если их использовать соответствующим образом. То есть образовательное пространство задается в определенный момент времени не столько каким-то образовательным учреждением и жестко заданной им учебной программой, а осознание разных образовательных условий и их определенной организацией. Таким образом, мы для наших слушателей предоставили разнообразные образовательные предложения для их личной образовательной программы. Максимальное использование ресурсов предлагаемой нами открытого образования и планирование своей собственной образовательной программы делает необходимой деятельность педагога, который владеет специальными средствами для этого — педагога-тьютора. Для многих наших слушателей было новым и не совсем понятным понятие «тьютор». Остановимся детальнее на сути тьюторской практики, поскольку она была новой не только для слушателей школы, а и для нас самих, методистов-наставников.

Последипломное образование

Постоянно действующим звеном в национальной системе безпрерывного образования является последипломное образование, которое обеспечивает профессиональное усовершенствование граждан, углубления, расширения и обновления профессиональных знаний, умений и навыков. Оно обеспечивает получение новой квалификации, новой специальности и профессии на основе достигнутого ранее уровня образовательной и профессиональной подготовки и приобретенного практического опыта, а также индивидуальную самостоятельную учебу человека независимо от возраста.

Сформированная в Украине система последипломного педагогического образования характеризуется наличием четкой организационной структуры, упорядоченной совокупности учебных заведений и методических учреждений, основными функциями которых является усовершенствование научно-теоретической и методической подготовки, профессионального мастерства, расширения общего культурного уровня работников школ, внешкольных заведений и органов управления. В современных условиях реформирования образования в Украине значительное место отводится модернизации последипломного образования, в частности, педагогического, которое по определению ЮНЕСКО является "короной образования" и дает возможность каждому специалисту постоянно возобновлять и углублять общие и профессиональные знания и умения. Изменяется стратегия работы системы последипломного образования: учебные заведения этой системы поставлены перед необходимостью работать не столько на функционирование системы образования, сколько на ее развитие, которое предусматривает изменение ретрансляционных заданий на исследовательских, на выявление образовательных потребностей, изучения специфики образовательных процессов в системе последипломного образования, участие в разработке региональных программ развития образования и тому подобное. В связи с этим система последипломного педагогического образования подлежит реформированию, в частности:

разработке нормативно-правовой базы (отсутствует Закон о последипломном образовании, Положении о заведении последипломного образования, Положении о лицензировании и аккредитации заведений последипломного образования);

благоустройству системы социальных гарантий и защиты работников заведений последипломного образования(заработная плата, пенсионное обеспечение, длительность отпусков и тому подобное);

методические рекомендации относительно организации учебного процесса в заведениях последипломного образования, нормы учебной нагрузки);

определению статуса заведений последипломного образования как высшего учебного заведения;

повышению материально-технической базы заведений последипломного образования.

Система последипломного педагогического образования основывается на концепции непрерывного образования, которое принято за стратегическую во всех цивилизованных странах мира. Ее главными принципами является системность, непрерывность, индивидуализация учебы, фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация образования.

­­­Система повышения квалификации имеет ряд преимуществ в сравнении с базовым профессиональным образованием: она менее инерционна и способна реагировать на скорые социально-экономические и технико-технологические условия, имеет, как правило, непосредственная двустороннюю связь с практикой, что позволяет быстрее получить образовательный результат; контингент, который учится способный критически оценивать предлагаемые инновации, он может непосредственно брать участие в их апробации, развитии и реализации. бразованием. Действующая в Украине система последипломного педагогического образования как комплекс заведений охватывает: Центральный институт (ЦИППО), 26 областных, Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования, 19 факультетов повышения квалификации в педагогических университетах и институтах, хозрасчетные центры повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

Основными направлениями последипломного педагогического образования являются:

образовательная деятельность с целью обеспечения подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

внедрение гибкой системы непрерывного образования работников отрасли, которая имеет не цели их адаптацию к профессиональной деятельности в условиях быстрого изменения социально-экономических отношений;

обеспечение оптимальной периодичности и сроков учебы с учетом установленного порядка аттестации специалистов;

внедрение инновационных педагогических технологий и передового отечественного и зарубежного опыта по вопросам управления образованием и непрерывного образования во всех ее звеньях;

Украина сегодня имеет достаточно сформированную сеть учебных заведений и подразделов последипломного образования.

Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин. Дизайнер должен знать: исторический опыт развития мирового искусства, основные факты и закономерности историко-художественного процесса, значение наследия прошлых веков для современности; основные направления и теории в истории искусств, специфику и сущность различных видов искусств; историю развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства; научные методы познания произведений искусства и художественной жизни общества; закономерности освоения человеком окружающей действительности "по законам красоты" направления и формы эстетической деятельности; произведения выдающихся художников в области рисунка, живописи, скульптуры и графики; основные категории и понятия знаковых систем; историю и теорию дизайна; основные этапы развития материальной культуры первобытного общества, Древнего мира, Возрождения, Нового времени и материальной культуры ХХ века; основы предпринимательской деятельности; основы менеджмента и маркетинга в сфере дизайн-проектирования и промышленного производства; современные технологии формообразования. Дизайнер должен владеть навыками: анализа произведений искусства и художественного процесса в целом; выполнения рисунков, скульптурных и живописных этюдов с использованием различных средств и техник; прогнозирования развития художественной культуры и дизайн-проектирования, использования компьютерной техники для решения композиционных и проектных задач.

Требования по циклу специальных дисциплин. Дизайнер должен знать: основные положения и современные методы дизайн- проектирования; основы инженерно-технологических знаний и инженерно-технологического проектирования; тектонические закономерности формообразования объектов предметной среды, принципы комбинаторного решения формы объектов проектирования; уметь: анализировать объект дизайн-пронектирования; владеть: методами дизайн-проектирования; навыками управления процессом дизайн-проектирования; навыками профессионального представления объектов дизайн-проектирования; навыками использования компьютерных систем в дизайн-проектировании; практическими методами и приемами конструктивного моделирования. Конкретные требования к специальной подготовке дизайнера устанавливаются ВУЗом, исходя из содержания цикла специальных дисциплин с учетом особенностей специализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: