Сущность и специфика дизайна. Термин дизайн

Слово «Д-н» употребляется, практически всеми кругами нашего общества

Сегодня он употребляется для характеристики процесса худили худ-техни проектирования, результатов этого процесса – проектов (эскизов, макетов), а также осуществленных проектов – изделий средовых объектов, полиграфической продукции и тд.

Д-н родился в н века и прочно встал на ноги, как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового произ-тва. Изделий удобных, надежных и красивых. Д-н возник на стыке качествеенно разных деятельности: гуманитарной и технической

«Д-н» в переводе с англ означает «замысел», «проект», «узор» («замышлять», «проектировать»). В более узкомпонимании дизайн обозначает проектно-худ деятельность по разработке пром изделий с высокими потребительскими и эстет качествами, деятельность по организации комфортной для чел-ка предметной среды - жилой, производственной, соц-культурной. В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие «designo»-«проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи».Если же взять нашу сегодняшнюю литературу о дизайне, то можно встретить такие определения его сути: - Д-это соединение пользы и красоты --синтез искусства и техники -это всеобщеепроектирование. - это очеловечивание (гуманизация) техники -представление интересов потребителя на производстве. -признак третьей цивилизации… Иногда по дизайном понимают лишь одну из его областей. Д-н решает более широкие соц-технические проблемы – функционирования произ-ва, потребителя, существования людей в предметной среде.

Д-н тесно связан с такими понятиями, как «удобство» и «комфорт», возникший в условиях индустриального произ-тва серийных, и поэтому недорогих изделий, д-н был ориентирован на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком.Д-н прагматичная направленность. - средство повышения качества пром изделей и в целом организация визуальной среды, инфор общества.

В отличие от худ-ка или арх-ора, дизайнер, как правило не имеет конкретного заказчика. оценивает его работу рынок. Поэтому создаваемые формы должны быть современными модными, отвечающими эстет запросам пользователей. Идти впереди моды, предугадывая ее развитие. Стайлинг –эстет модернизация, при к-й изменению подвергается внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. цель – придание изделию нового коммерчески выгодного вида.

цель диз - достижение высокого уровня и качества потребительского объекта.

Впервые термин «дизайн» был применен по отношению к образцам изделий, разработанным для промышленного производства, англ. художником Джозефом Синелом (1919 г.). При этом к термину «дизайн» он ввел уточняющее определение industrial, употребив словосочетание «industrial design»для обозначения исторически новой области художественного предметного творчества, ориентированной на промышленность с ее развитой машинной техникой, рассчитанной на серийное производство продукции.

В конце 20-х – начале 30-х гг. термин утвердился в США, а затем (со второй половины ХХ в.) получил распространение во всем мире уже.

Функции - Эстетическая – это стремление чел-ка к переживанию ду­ховной гармонии и свободы. в условиях развивающегося производства присходит отчуждение чел-ка от продуктов его труда. Д-н возникает в ответ на потребность в гармонизации предметной среды, приобретающей невиданные масштаб. Д-н целенаправленно творит красоту, установка на создание которой до него была прерогативой искусства, но при этом утилитарное не отрицается, а прихо­дит к единству

2. Гуманизирующая. Исторически любой предмет, создаваемый чел-ком, представлял собой превращение вещества природы в вещь - носителя культурных достижений и смыслов. Но в процессе становления крупного машинного произ-ва вещи становились все более безликими. Дизайн представляет собой своеобразный очеловечивание и духотворение мира

3. Организующая, упорядочивающая Д­нер организует материю и пространство. Наиболее наглядно это про­является, когда работа ведется в больших масштабах - организа­ция пространства выставки или супермаркета, создание целостной городской среды и т.п. Предшествующие дизайну традиционные виды проектирования подобных задач не решали. Но и на уровне организации пространства рабочего стола, чемодана или несессера работа дизайнера представляет собой борьбу с хаосом. Эстет деятельность чел-ка во всех ее видах является способом особого упорядочивания мира -дизайн творческая деятельность Творчество — процесс чел-ской деятельности, создающий новые мат и духе ценности. Основной критерий, отличающий творчество от производства — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Диз-н связующее звено между техн и гуманитарным. (история станвления диз-на, американский дизайн, баухауз) Д-н выступает как средство повышения качества промышленых изделий, организация визуальной среды. Возникает на стыке гум и техн.

4. Инновационная ф-ция диз-на – создание новых культурных образцов, вторая НТР. Помогает привнести инновации в жизнь. Повысить комфорт качество.

Дизайн имеет прагматическую направленность, в отличие от худ-ка. В основе всех исторпричин лежат потребности (пир. Маслоу)Типы культур: техногенная традиционная (Трад – челк органически вникает в природу – эко диз-н, Техногенная чел к творец, котрый подчинает себе всю природ силу) Сильная проектность – техногенная, Слабая традиционная – бережное отношение к природе Д увеличивает кол во форм вносит хаос

5. Типы объектов дизайна. Объект дизайна как потребительская ценность.

виды объектов диз-на:

1 материально вещественная система (экспо диз-н, фито диз–н, пром дизайн, диз предметно пространсвенного комплексов) 2 информац знаковые системы (графика, фотографика) 3 коммуникативно процессуальная система (диз виртуальной среды, телереклама, спец черта обмен информацией процесс фактор времени)

цель диз - достижение высокого уровня и качества потребительского объекта.

Д-н реальный фактор эк-ки, Новая вещь соблазняет р-к (вода со стразами – есть потребители) Диз-н средство гармонизации, Диз увеличивает кол-во форм, и вносит хаос

Работает на форму массового иск-ва, выполняет прогнастические задачи. Любой объект д-на тиражируется. Д-н инструмент повышения конкурентноспособности

Д-н проект может иметь три варианта взаимодействия с реальностью

-согласуется с контекстом среды(карандаш)

-решение корриктируется контекстом среды (новое изделие которое иначе решает сущ проблему техн новое решение)

-решение противоречит контексту перестраивает контекст (жидкая одежда)

Объект дизайна- противостоящая субъекту реальность (вещь или комплекс вещей, среда (предметно-ространственная, информационная), информационное сообщение, процесс и пр.), на которой сосредоточено внимание проектировщика в целях преобразования.

Объект дизайна характеризуется взаимодействием морфологии (строения, структуры, формы) и аксиологии (содержания, смысла, ценности).

Объект дизайна реализует в себе функционально-технологические свойства,

эстетические и экономические качества и культурно-символические ценности.

В профессиональное поле дизайна попадают объекты различной природы.

Объектом дизайна может стать практически любое изделие, в любой сфере и среде

жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено (в той или иной мере)

человеческое общение.

Основные типы объектов дизайнавещь / комплекс вещей; среда; информационное сообщение; процесс.

Вещь (в культуре) — изготовленный, материальный, пространственно ограниченный, физически целостный объект, принятый в культуре как функциональный компонент человеческой деятельности.

Вещь (предмет потребления) - традиционный объект дизайн-проектирования, выразитель художественного и эстетического отношения человека к предметной среде, единица среды (ее ценностная модель).

В форме вещи отражаются как функциональные, социокультурные значения (потребительские, экономические, производственные, проектные и ценностно ориентирующие, например, эстетические), так и социокультурные связи между человеком и объектом его деятельности, производством и потреблением, торговлей и потребителем и т.д.

Мат – биолог потрбности чел как кров одежда пищи сон и др, дух – связаны с чел-ком как с личностью с ее соц жизнью – информационнве – в образованиях – в интеллектуальном развтие – в воспитание –эстетические. Пирамида маслоу. Меняются не потребности а способы их удолетворения- сущность поcтояная жажда комфорта. Лень – двигатель прогреса. Потребности меняются как в кол ве так и в качестве. Появляется выбор и проблема выбора. Возникает защита прав потребителя – качествои степень удолетворения потребности.

Источники развития предметного мира:1 - развитие техники и технологий 2 изменение эстетических норм чел-ка. содержание и понятие красоты.

Предметно-пространственная среда —непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного (предметного) наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком, его запросами и изменяемая в процессе человеческой жизнедеятельности: ландшафт, город, селение, здания и сооружения, транспортные пути и средства, интерьеры жилых и производственных сооружений и пр.

Главная характеристика предметно-пространственной среды – взаимодействие с субъектом. В процессе жизнедеятельности субъект обустраивает, изменяет среду в соответствии со своим образом жизни и тем самым изнутри структурирует ее. Общие закономерности развития предметного мира1 расширение предметн мира, рост кол ва вещей, окружающих чел-ка причины: техн прогресс, новые способы удолетворения потребностей чел-ка. Смена эстет норм, стилей, моды. 2 – тонкое расслоение потребителей, создание вещей для отдельных, узких потребительских групп 3 – расширение ассортимента вещей определенного назначения. присутсвие на рынке товаров различных потребителей, внешний вид издели, появление вещей одного назначения, функциональное деление вещей, ориентированое на вторую вещь в доме. 4 – появление вещей не имееющих аналогов в прошлом (плеер айпад) 5 – укорочение срока жизни вещей (моральное старение по техн и эстет) появление вещей одноразового использования 6 – стимулирование новых покупок потребителя –реклама 7 – увеличение кол ва вещей ведет к их обесцениванию (вещь и престижное потребление) противоположные тенденции в развитие мира вещей1 вещи вечные 2 личные интимного потребления / общественного пользования напрокат 3 индивидуализированые/ унифицированые/серийные 4 ручная работа арт дизайн промыш изготовления 5 пристижные массовые 6 дорогие дешевые 7 традицн-ые, аванг-ые,иннов-ие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: