В день Битвы у рва посланник Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) хотел заключить договор с вождями гатафанитов Уейной ибн Хисном и Харисом ибн Ауфом о том, что они получат треть фиников Медины и выйдут из союза с курайшитами, осадившими Медину. Когда об этом узнали Са’д ибн Му’аз и Са’д ибн Убада, которых посланник Аллаха позвал для обсуждения этого вопроса, они задали пророку (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) вопрос:
– О посланник Аллаха! Это то, что ты хотел бы, чтобы мы сделали; или то, что приказал тебе Аллах, а нам остается лишь выполнить приказ; или то, что ты сам хочешь сделать для нас?
Посланник Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) ответил:
– Это то, что я хотел сделать для вас. Клянусь Аллахом, я делаю этого только из-за того, что вижу, как арабы стреляют в вас из одного лука (то есть, объединились против вас), проявляют вражду со всех сторон, и я хотел немного преломить их силу...
Тогда Са’д ибн Му’аз сказал:
– О посланник Аллаха! Когда они и мы были на ширке, не знали Аллаха и не поклонялись Ему, они не могли мечтать покушать хотя бы один наш финик, пока мы сами не угостим или они не купят его у нас. А теперь, когда Аллах почтил нас исламом и возвеличил нас им и тобой, мы отдадим им наше имущество?! Нет нужды нам в этом! Мы не дадим им ничего, кроме меча, пока Аллах не рассудит между нами и ими!
И посланник Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) сказал:
– Пусть будет по твоему!».
Вывод из этого случая.
Сподвижники не поторопились со своими эмоциями, и задали вопрос, чем продиктовано мнение пророка (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ). Если это – приказ Аллаха, то он должен быть исполнен несмотря ни на что. Если это просто желание пророка (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ), то оно может быть исполнено, а может быть изменено или поправлено. Если же это его нейтральное мнение, как в этом случае, то можно высказать своё мнение, что и сделал Са’д. Поэтому посланник Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) выслушал мнение Са’да, и принял его.
Шура во время праведных халифов (رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ)
Сподвижники (رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ) также применяли принцип шуры после посланника Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ). Абу Бакр, к примеру, советовался с Омаром, а также собирал других сподвижников касательно дел, на которые он не мог найти указания в Коране и сунне. (Следует оговориться, что когда мусульманин не может найти указания на то или иное дело в Коране и сунне, это не значит, что оно не упомянуто в Двух великих основах – просто человек не может знать всё из Корана и сунны). Так же поступал Омар, Абдуррахман ибн Ауф и другие.
Поэтому Омар говорил: “Нет блага в решении, которое было принято без шуры”.
(لا خير فى أمر أبرِمَ من غير شورى).
Примеры совещаний во времена праведных халифов.