Шура в Поволжье между прошлым и настоящим

«Р. Фахретдин создал свою работу, формально не ориентируясь на конкретные условия России, а на условия всего мусульманского мира. Он также определял нацию-миллет мусульман России, прежде всего, как часть мусульманской уммы.

В разделе реформа права «Основные правила» должны основываться на традиционной суннитской доктрине, заключающейся в том, что «Коран и сунна напрямую должны быть потребностью и доказательством для мусульманских правителей». Основным источником реформы права становилась «иджма», которая, «если она не противоречит шариату, выражается в согласованном вынесении решений по реформам своего времени». При этом наряду с мнениями улемов, она учитывает позиции «глав благотворительных обществ, воинских командиров и глав других организаций, адвокатов и докторов, инженеров и торговцев, редакторов и писателей, рабочих». Таким образом, аш-Шура (Совет), принимающий правовые решения, превращается в орган мусульманской общины Нового времени. Шура должна действовать в соответствии с реалиями экономики и культуры и представлять собой союз всех классов и обществ, а не только элиты. Фактически именно эта идея легла в 1917 г. в основу создания Миллет Меджлисе (Национального собрания) мусульман тюрко-татар средних регионов России и Сибири, местных мусульманских комитетов и бюро, который представлял союз всех вышеупомянутых групп национальной элиты».

На I Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 г. был создан представительный (Мэркэз Милли Шура – Центральный (Всероссийский) Национальный Совет) и исполнительный (Исполнительный комитет Милли Шура – Искомус) органы мусульман России во главе со сторонниками экстерриториальной автономии осетином А. Цаликовым и татарином Г. Исхаки соответственно. Его члены представляли все мусульманские регионы. Он был распущен Советской властью в мае 1918 г. После этого в 1920-е гг. термин «Шура», который некоторое время употреблялся как перевод термина «советский» и стал синонимом всего антисоветского. Он вновь появился в употреблении в СССР, начиная с годов «оттепели», в положительном смысле, но только относительно независимых мусульманских государств. (Из статьи У. Идрисова, Д. Мухетдинова и А. Хабутдинова «Совет улемов». ИД «Медина», 2005).

«Башкирское Правительство (Башкирское областное шуро[23], 20 июля 1917 года – 12 февраля 1919 года) – являлось главным органом власти Башкортостана (на тот момент – Башкурдистана) с ноября 1917 года по февраль 1919 года.

Башкирское Правительство (Башкирское областное Шуро) было избрано 20 июля 1917 года на I Башкирском курултае в составе 6 человек. Председателем был избран Шариф Манатов. Шуро непосредственно занималось подготовкой переговоров и осуществлением Башкирской территориальной автономии в федеративном устройстве России. Избраны членами исполнительного комитета Центрального Шуро: Шариф Манатов, Гариф Мутин, Сагид Мрясов, Ильдархан Мутин, Осман Куватов, Харис Юмагулов. После Октябрьской революции в Петрограде Манатов переехал вместе с Шуро в Оренбург, где Шуро примкнуло к сформированному в октябре Комитету спасения Родины и Революции во главе с атаманом А.И. Дутовым». ( http://ru.wikipedia.org/wiki ).

«...Шуро довольно последовательно придерживалось принципа нейтралитета. Также следует иметь в виду, что Дутов отнюдь не был сторонником предоставления ранее угнетенным народам права на самоопределение, и эта его позиция особенно ярко высветилась в годы гражданской войны. (Кульшарипов М. М. «З. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917 – 1920гг). стр 36).

Примечательно, что Шуро Башкортостана инициировала создание и Туркестанского национального центрального шуро. Об этом З. Валидов пишет в своих «Воспоминаниях»:

«Мне пришлось выступить и по вопросам системы местного самоуправления; о земствах, губернских советах (шуро) и городских муниципалитетах. Было принято решение о создании органов управления районами (махалля) на основе выборов в зависимости от численности жителей Туркестана. Я заранее подготовил регламент для Туркестанского национального центрального шуро, который также был утвержден и опубликован. В тех же «Туркестанских ведомостях» были напечатаны повестка дня и программа съезда, доклад о системе Всероссийского государственного управления, доклад о государственном управлении в Туркестане и земстве, регламент Туркестанского центрального шуро. Все эти документы были подготовлены мной». (Заки Валиди Тоган. «Воспоминания»).

Газета «Вакыт», выпускавшаяся в до Октябрьской революции

под руководством Шуры Башкортостана. Внутри красного

круга – название журнала «Шура», который также выходил под руководством Шуры.

Со временем Шуро Башкортостана прекратило свое существование. На сегодняшний день термин «шура» начал возрождаться благодаря социально активным мусульманам, проводящим собрания шуры для обсуждения своих насущных вопросов. «Шура мусульман Башкортостана» как совещательный орган, действующий в республике сегодня, является добровольным объединением мусульман, способствующих развитию ислама в Башкортостане. Разумеется, в различных направлениях своей деятельности современная шура не ориентируется на решение тех проблем, которые некогда ставила перед собой Башкирская центральная шура. Дело в том, что реалии времени изменились, и многие вопросы, казавшиеся актуальными век назад, утратили свою остроту (национальный вопрос, земельные реформы, проблемы так называемого прозелитизма и т. д). Но с другой стороны современность ставит перед нами другие задачи, отношения к которым должны вырабатываться нами самостоятельно, без ссылки на опыт и наследие предков. К примеру, в современной Росси до сих пор не отработаны механизмы отношений к новым веяниям мусульманской мысли, к таким понятиям как «традиционный» или «нетрадиционный» ислам; к явлению радикализации части мусульман; к определению границ, где кончается свобода слова и вероисповедания и начинается эта радикализация. Из-за того, что многое непонятно ни экспертам, ни востоковедам, ни исследователям, ни тем более простому обывателю, в отношении мусульман часто применяется правило «рубануть с плеча», без осознания того, что речь идет о судьбах отдельных людей, граждан Российской Федерации. Запрет некоторых исламских книг, громкие процессы над мусульманскими деятелями, вопрос хиджаба – из этой же серии. Вот в таких условиях современности, когда мусульманин должен руководствоваться правильными решениями, не повторяя старых ошибок и не впадая в новые, весьма важно возродить институт шуры, забытый и находившийся в спящем режиме до недавнего времени.

Шура мусульман Башкортостана функционирует на основе Корана и сунны, не допуская разного рода кренов в сторону националистических, экстремистских, политических, материальных амбиций. Ее основными направлениями деятельности являются следующие:

1). Проведение уроков и пятничные хутб.

2). Исламские СМИ.

3). Дела женщин, бабушек, вдов, сирот, детей и других нуждающихся.

4). Работа с зонами.

5). Книгоиздание и выпуск дисков.

6). Проведение мусульманских пикников.

7). Юридическая помощь умме.

8). Спортивное воспитание.

9). Торговля и бизнес.

10). Работа с детьми.

11). Связь с регионами.

12) Выпуск газеты «Вакыт».

Все эти направления работы, ведущиеся строго в рамках закона, нуждаются в координации действий, юридической поддержке, конструктивном диалоге с органами власти, разрешении конфликтных ситуаций и т. д. Всё это, на наш взгляд, немыслимо без совещательного органа мусульман, то есть шуры.

Несмотря на трудности, Шура мусульман Башкортостана, имеющая за спиной почти трехлетний стаж, успешно ведет работу по всем упомянутым направлениям и охотно делится своим опытом с верующими. Конечно же, Шура не всегда находит понимание даже среди мусульман, не говоря уже об остальных гражданах. Были и остаются попытки представить Шуру экстремисткой организацией, якобы разжигающей межконфессиональную и межнациональную вражду. В адрес Шуры звучат также нелепые обвинения в распространении «нетрадиционного для нашего региона ислама». Однако все эти обвинения не иначе как плод воображения некоторых людей, бессознательно руководствующихся принципом «что непонятно, то страшно». Шура официально декларирует свою созидательную направленность, готовность к диалогу и переговорам, желание работать во благо наших соотечественников, проповедуя истины Ислама. Собираясь на совещание (шуру) и решая внутренние проблемы мусульман, мы пользуемся нашим правом, закрепленным законом №125-ФЗ о свободе вероисповедания, который гласит:

В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. (Глава I, статья 3, пункт 1).

Завершая свой скромный труд о понятии шуры и её роли в жизни мусульман, хочу привести слова Всевышнего, призывающие нас к правильным словам и богобоязненности, которые станут причиной исправления наших дел и прощения грехов:

70. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правильное слово.
71. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот достигнет великого успеха.
(Сура «Сонмы»).

Список использованной литературы

1. «Арабско-русский словарь». (Х. К. Баранов).

2. «Коран» (перевод на русский язык). (Э. Р. Кулиев).

3. «Жизнеописание пророка Мухаммада (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ)». (Ибн Хишам). Ummah. Москва 2003.

3. "الرحيق المختوم" (صفي الرحمان المباركفوري)

4. تفسير ابن كثير

5. سراج الملوك للطرطوسي

6. النظام السياسي في الإسلام للدكتور محمد عبد القادرأبي فارس

7. Кульшарипов М. М. «З. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917 – 1920гг)».

8. Заки Валиди Тоган. «Воспоминания».

9. Абу Йусуф Йакуб Ибрахим Ал-Куфи «Китаб ал-Харадж», перевод с арабского и комментарии А. Э. Шмидта, «Петербургское Востоковедение», Санкт-Петербург 2001.

10. عمر بن عبد العزيز. معالم التجديد والإصلاح الراشدي على منهاج النبوة.تأليف الدكتور علي محمد محمد الصلابيّ. دار التوزيع والنشر اللإسلامية. مصر. القاهرة.

(«Омар ибн Абдульазиз. Характерные черты обновлений и реформ по пророческому методу». Доктор Али Мухаммад Мухаммад Ас-Саллябий. Египет. Каир.)

11.بور سعيد 2001 م الدولة العثمانية. عوامل النهوض وأسباب السقوط علي محمد محمد الصلابي.

(«Османское государство. Факторы подъема и причины падения». Доктор Али Мухаммад Мухаммад Ас-Саллябий. Порт Саид, 2001 г.).

11. Различные сайты.

* * * * * * *

تَـمَّ بِعَوْنِ اللهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالصَّوَابِ اَلْحَـمْدُ للهِ رَبِّ الْعَالَـمِينَ وَالصَّلاةُ وَالسَّلامُ عَلَى أَشْرَفِ الْمُرْسَلِينَ


[1] Ат-Тирмизий 2165, Ахмад 114.

[2] Этот хадис передали Абу Дауд 2932, Ибн Хиббан 4494, ан-Насаи 7/159 и в «Сунан аль-Кубра» 8752, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7402.

Шейх Аль-Албани назвал хадис достоверным (صحيح لغيره). См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 302, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2296.

[3] Муслим.

[4] Ат-Тирмизий, «Ас-Сунан». Том 4, стр. 214.

[5] Муслим.

[6] Сура «Трапеза», 24 аят.

[7] "الرحيق المختوم" (صفي الرحمان المباركفوري)

[8] Ат-тирмизий, «Ас-сунан». Том 4, стр. 214.

[9] الفصول في سيرة الرسول لابن كثير

[10] "الرحيق المختوم" (صفي الرحمان المباركفوري)

[11] "الرحيق المختوم" (صفي الرحمان المباركفوري)

[12] Ансары – коренные жители Медины.

[13] Мухаджиры – мусульмане, переселившиеся из Мекки в Медину.

[14] Аль-Бухари 1399, 7284, Муслим 2/427.

[15] Транскрипция арабских терминов и имён приведена без изменения, но я выделил курсивом те места, которые указывают на совещание, то есть шуру сподвижников (رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ).

[16] «Китаб ал-Харадж». Абу Йусуф Йакуб Ибрахим Ал-Куфи.

[17] Немного лирического отступления от нашей основной темы – надеюсь, будет полезно именно для мусульман Башкортостана. Из уст некоторых людей не раз прозвучало недовольство тем, что я и многие братья часто используем слово «шура». Кто-то даже предлагал использовать тюркский синоним этого слова «кор». Кто-то договорился до комедии, говоря, что не нужно говорить «мы собираемся на шуру», а лучше говорить «собираемся на чаепитие». Кто-то выдвинул смешной довод против собраний на шуру, говоря, что такие собрания принесут больше вреда, чем пользы, следовательно, нужно выбрать из двух зол меньшее и не собираться нигде вообще и не обсуждать дела мусульман. Кто-то, преступив все границы исламского этикета, договорился до откровенного нечестия, если не куфра, говоря, что собирающихся на шуру нужно называть негласно... «шуриками». Свят Аллах! Эти братья должны очень хорошо уяснить себе следующее.

Шура предписана нам Аллахом, утверждена Сунной пророка (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) и праведных халифов (رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ), как мы это доказали в этом скромном труде. Сам Всевышний назвал этот принцип словом «шура», и во многих исламских странах и республиках оно используется мусульманами. (Насколько правильные понятия и принципы вкладываются в данное слово и процесс – другой вопрос). Аллах не ниспослал суру под названием «Кор» или «Чаепитие», а ниспослал суру «Шура». Не кажется ли вам, что словом «шурики» вы первым делом оскорбляете самого посланника Аллаха (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) и его учеников (رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ), ведь это ОНИ утвердили своей сунной шуру?! (Да упасет нас Аллах от наших же языков!). Что касается безопасности, братья, то не будьте наивными: если придя на место ваших собраний (мечеть, медресе, ифтары) вы болтаете обо всем подряд и со всеми подряд, то вас не спасет лжемудрствование терминами – того гляди, в ФСБ или Центре «Э» вам придется долго и болезненно отвечать на все сложные вопросы о ваших «чаепитиях». Дело не в том, собираетесь вы на шуру или чаи гонять, а в том, о чем вы там разговариваете. Понятно? Так что берегите себя и свои семьи. А тем же, кто лукавит, говоря: «Я не против шуры, но против того, что там есть Ахмад и Махмуд. А еще против этой шуры именно, так как она ошиблась в том-то и том-то», я скажу так: тогда где же ваша правильная шура, которая никогда ни в чем не ошибается, и где нет ни Ахмада, ни Махмуда? Если её нет, то что вы за мусульмане после того, как заменили шуру на «кор» (подтекст: покушать) или «чаепитие» (подтекст: попить). А если она есть, тогда позовите меня туда, раз она правильнее. Разве мусульманин не должен желать брату того, чтобы он находился на более верном пути? Позовите меня – я приду и постараюсь помочь вам своими скромными способностями: например, я могу быть вашим секретарём – у меня неплохо получается писать на русском, арабском и башкирском. А, братья?..

[18] Данные два словосочетания взяты из хадиса Нугмана ибн Башира со слов Хузейфы, в котором говорится следующее. «Посланник Аллаха сказал: «Пророчество продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем Аллах заберет его, когда пожелает. Затем будет халифат пророчества столько, сколько пожелает Аллах. Затем Аллах заберет его, когда пожелает. Затем будет кусающая власть столько, сколько пожелает Аллах. Затем Аллах заберет её, когда пожелает. Затем будет власть насилия столько, сколько пожелает Аллах. Затем Аллах заберет её, когда пожелает. Затем будет халифат пророчества». (Хадис назван достоверным имамом Албаний, хорошим – имамом Арнутом).

[19] «Омар ибн Абдульазиз. Характерные черты обновлений и реформ по пророческому методу». Доктор Али Мухаммад Мухаммад Ас-Саллябий. стр. 43.

[20] Рассказывается, что однажды Харун Рашид поймал еретика и приказал отрубить ему голову. Еретик спросил:

– Почему ты хочешь отрубить мне голову?

– Хочу избавить от тебя людей, - ответил Харун Рашид.

– А что же ты сделаешь с тысячью хадисов, которые я приписал посланнику Аллаха, и в которых нет ни одной буквы, сказанной пророком?!

И Харун Рашил ответил:

– А что ты сделаешь, враг Аллаха, с Абу Исхаком Фазарий и Абдуллой ибн Мубараком, которые просеют и выведут эти хадисы до последней буквы?!

Я бы советовал запомнить эту историю тем людям, которые в наше время говорят всякие небылицы об исламе, а когда им объясняешь, что тот или иной хадис является слабым, они начинают пренебрежительно отмахиваться от твоих слов, как от мух. Мусульманину следует быть щепетильным в отношении хадисов и не приписывать пророку (صلى الله عليه وسلم) слов, которые он не говорил. Необходимо опасаться «хадисов», которые часто цитируются, но на поверку оказываются вымышленными высказываниями. Например, «хадис» о том, что якобы мир создан ради пророка Мухаммада, или из его света, или то, что имя пророка Мухаммада (صلى الله عليه وسلم) написано на троне Аллаха и т. д.

[21] Учёные разногласят о достоверности этого хадиса, приведенного у Ахмада, Ибн Хайсамы, Табараний, Аль-Хакима.

[22] «Османское государство. Факторы подъема и причины падения». Доктор Али Мухаммад Мухаммад Аль-Саллябий.

[23] Сегодня мы предпочитаем использовать транскрипцию «шура», а не «шуро».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: