Основные черты рынка монополии

X – неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дел, следствием которого является увеличение издержек выше объективно обусловленного уровня. Наиболее характерна она именно для монополистов. Этот термин стал активно использоваться амер. экономистом Либенстайном. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать экономику фирмы на высоком уровне вынуждают конкуренты. В случае с монополией этот ограничитель отпадает, т.к. у монополиста нет конкурентов. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все нужные расходы – от з/п бездельного лодыря-рабочего, до шикарно обставленных кабинетов высших менеджеров – легко могут быть включены в издержки. Лишенный выбора покупатель вынужден оплачивать их за свой счет.

Основные черты монопольного рынка. Характер барьеров, ограничивающих доступ в отрасль. Кривая спроса и предельного дохода при монополии. Поведение фирмы монополиста и последствия монополизации. Объяснить и показать графически.

Монополия – состояние рынка, при котором на нем действует один-единственный продавец. Несовершенство конкуренции достигает здесь наивысшей степени. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Всевластию экономиста помогают уникальность и незаменимость его продукции. Может ли потребитель добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. Речь идет о полной информации, а не о совершенной как в абстрактной модели с.к. Барьеры характеризуются высокой капиталоемкостью, нечестной конкуренцией, легальными барьерами (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения).

Выходные барьеры:

1. Необходимость списания крупных инвестиций

2. Нежелание утратить свой имидж

3. Честолюбие менеджера

4. Нежелание вмешательства правительства

5. Большие затраты на ликвидацию предприятия

6. Оппозиция поставщиков, диллеров.

Выходные барьеры имеют социально-политический, экономический характер.

Краткосрочный период. На графике отражается процесс выбора оптимального объема производства монополистом и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли. Объем производства установится на уровне Qm, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (МС=МR). Проекция этой точки на кривую спроса (точка Оm) задаст и равновесную цену Рm. Точка Оm отражает не только ценовой и количественный оптимум для фирмы, но и становится точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

При монополии степень несовершенства рынка достигает максимума.

Особенно это проявляется в том, что типичные последствия несовершенной конкуренции сказываются на этом рынке с особой силой.

1) сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем (QM <<QO)

2) значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции (PM>>PO)

Это происходит, потому что полное отсутствие конкурентов на рынке позволяет монополисту столь резко ограничивать предложение, что уровень цен поднимается до экономически обоснованного (с точки зрения монополиста) максимума.

Однако стоить отметить, что монополия взимает максимально возможную для неё цену, которая одновременно достаточно высока для максимизации прибыли, но достаточно низка для того, чтобы побудить потребителей приобретать максимизирующий объём производства.

Долгосрочный период. Монополист не имеет кривой предложения. Решение монополиста об изменении масштаба производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Монополист сам определяет, сколько продукции в отрасли выпускать => он может варьировать предложение, чтобы максимизировать прибыль.

Первый график: рыночный спрос не изменяется, тогда монополист переходит в долгосрочный период, если цена выше средних долгосрочных издержек.

Второй график: меняется рыночный спрос (покупатели покупают больше) => формируются новые кривые => новая цена => огромная прибыль => компания переходит в долгосрочный период, если там она сможет установить цену выше, чем средние долгосрочные издержки.


P Кривая спроса D определяет общий спрос. Если D

имеет

более пологий наклон, то рынок сильнее монополизирован.

D

MR

18. Максимизация прибыли и правило равенства предельных издержек и предельных доходов на разных типах рынков. Принципы применения правила MR = MC. Объяснить с использованием графиков.

Специфические условия того или иного рынка могут резко различаться, однако алгоритм максимизации прибыли всегда одинаков – оптимальный объем выпуска продукции удается найти с помощью сравнения предельных издержек с предельными доходами. И в условиях совершенной конкуренции, и при несовершенной конкуренции фирма ищет точку пересечения обеих кривых и, ориентируясь на них, избирает уровень производства и цен. От конкретного типа рынка зависит лишь то, где эта точка окажется.

Основные принципы применения правила MC=MR:

1. принцип адекватного подбора переменных (динамика предельных издержек и доходов должна отслеживаться в зависимости от изменения переменной, являющейся важнейшей для развития данной ситуации);

2. принцип полноты учета предельных издержек (необходимо учесть все разновидности издержек, без которых нельзя получить дополнительный доход);

3. принцип полноты учета предельного дохода (для оптимизации деятельности фирмы важна полнота учета всех слагаемых предельного дохода, иначе может быть принято неверное решение);

4. принцип равных предельных издержек (оптимальная структура выпуска товара или услуги многозаводской фирмы достигается, когда предельные издержки в любом месте производства становятся одинаковыми);

5. принцип равных предельных доходов (при прочих равных условиях оптимальная структура продаж товаров или услуг мультирыночной фирмой достигается тогда, когда предельные доходы от их реализации в любом месте становятся одинаковыми).

Правило MC=MR для совершенной конкуренции.

P=MC=MR, или P=MC

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены.

Правило MR=MC позволяет определить оптимальный объем производства не во всех случаях. Так, при остановке производства (рис. 5.9в) это правило неприменимо. Таким образом, правило MC=MR имеет ограничение, состоящее в том, что оно неприменимо при уровнях цен, лежащих ниже минимального значения средних переменных издержек.

Еще одно ограничение этого правила: заметно, что MR и MC имеют 2 точки пересечения, однако это правило относится только ко второму пересечению прямых, так как выбор производства на уровне первого пересечения прямых не обеспечивает оптимизацию производства (по мере увеличения производства в районе первой точки пересечения оно становится все более выгодным: до объема QK предельные издержки от выпуска очередной единицы выше предельного дохода, но сразу после превышения этого объема предельный доход начинает превышать издержки)

На рисунке 5.9 правило MC=MR применено к процессу выбора оптимального объема производства для всех трех важнейших рыночных ситуаций. Рисунок 5.9а показывает, как выбор происходит в условиях максимизации прибыли. Максимизируя, фирма устанавливает объем своего производства на уровне Q0, соответствующем точке пересечения кривых MR и MC (точка О). Если при оптимальном объеме производства Q: MC=P> ATC, то фирма будет получать прибыль. Совокупная прибыль будет равна

PF = (P-AC)*Q0.

На рисунке 5.9б показана менее благоприятная ситуация: рыночные цены не покрывают всех издержек даже в точке минимума последних. Фирма и в данном случае ориентируется на правило MR=MC, но делает это ради минимизации убытков.

На рисунке 5.9в фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности.

Если при оптимальном производстве MC=P=ATСmin, то фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости:

Правило MC=MR для монополистической конкуренции.

Выбор оптимального объема производства в краткосрочном периоде фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б). Фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения MC и MR на графике задает тот размер выпуска продукции Q0, продавая который по цене Р фирма максимизирует свою прибыль (а) или минимизирует убытки (б). При совершенной конкуренции фирма выбрала бы объем Q1.

Правило MC=MR для олигополии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: