Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру

Структура рынка – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта. Рыночная структура указывает на число покупателей и продавцов, на их доли в общем, количестве покупаемого или реализуемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из него. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение опреде­ленного продукта, появление же других фирм невозможно. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

В исследовании рыночных структур важным является анализ факторов, определяющих преобладание той или иной структуры на рынке. Действительно необходимо определить причины того, почему одни отрасли характеризуются высоким уровнем конкуренции, а других эта конкуренция вообще отсутствует. Общехозяйственное значение имеет получаемая в ходе анализа информация и об оптимальном количестве предприятий в той или иной отрасли.

Главными детерминантами рыночной структуры являются факторы технологического характера, которые в соотношении с величиной спроса ведут к преобладанию на рынке большого или малого числа фирм. Рассмотрим эти факторы более подробно.

Минимально эффективный выпуск – это объем производства (или сбыта), соответствующий минимуму средних издержек отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: