ТЕМА 14. Теория общественного выбора
План:
1. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.
2. Модель взаимодействия политиков и избирателей
3. Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг
4. Модель бюрократии.Теория поиска ренты
5. Проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику.
Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.
l Теоретические истоки концепции общественного выбора могут быть найдены в исследованиях Д. Блэка, работах математиков XVIII-XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж.А.Н. Кондорсэ, Т.С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла).
l Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки теория сформировалась только в 50-60х гг. XX в. Исключительно важную роль сыграли работы по политической философии Т.Гоббса и Б.Спинозы. Существенный импульс развитию теории общественного выбора придала экономика благосостояния.
l Теорию общественного выбора именуют иногда «новая политическая экономия», поскольку она изучает политический механизм формирования и принятия макроэкономических решений.
Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
o В качестве предпосылок теории общественного выбора можно рассмотреть теоретические и методологические.
o В рамках теоретических предпосылок следует охарактеризовать группу теорий – неоинституционализм и теории рационального выбора.
o В качестве методологических предпосылок целесообразно охарактеризовать концепцию экономического человека, методологический индивидуализм и трактовку политики как обмена.
В качестве методологических предпосылок теории общественного выбора выступают методологический индивидуализм, концепция экономического человека и трактовка сферы политики как обмена.
▪ Методологический индивидуализм основывается на том факте, что в условиях ограниченности ресурсов каждый стоит перед выбором одной из возможных альтернатив. Методы анализа поведения индивида в условиях рынка являются универсальными, они могут быть применены в любой сфере, в которой действует человек. Основная идея теории общественного выбора заключается как раз в том, что между бизнесом и политикой не существует непреодолимой грани и люди действуют в политической сфере, реализуя свои личные интересы.