Чистая монополия и ее основные черты. Факторы монополизации. Виды монополий

Тема 4: Чистая монополия

План:

1. Чистая монополия и ее основные черты. Факторы монополизации. Виды монополий.

2. Спрос на продукт монополиста и его предельный доход. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3. Чистая монополия и эффективность

4. Регулируемая монополия.

5. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Чистая монополия и ее основные черты. Факторы монополизации. Виды монополий.

Монополия -происходит от греческих слов: monos – один, единственный и pōleō – торгую, продаю.

Признаки монополизма:

-высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;

-преобладающее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ;

-установление монопольных цен;

- получение сверхприбылей.

В экономической теории абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Этим термином обозначается и сама фирма – единственная в отрасли.

Монопсония – ситуация на рынке, для которой характерно наличие одного покупателя товара.

Рынок чистой монополии - это такая форма организации рынка, при которой существует единственный производитель товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители и, следовательно, фирма имеет возможность самостоятельно установить цену.

Таким образом, характерные черты чистой монополии:

1) существование только одной фирмы;

2) производство товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители;

3) существование препятствий для входа на рынок для других фирм;

4) самостоятельное установление цены на продукцию;

Рынок чистой монополии возник в результате следующих причин:

1. Действие эффекта масштаба производства, то есть емкость рынка приводит к тому, что наиболее низкие средние издержки производства продукта достигаются при существовании только одной фирмы. Данная ситуация приводит к появлению естественных монополий.

2. Контроль над редкими ресурсами.

3. Контроль над результатами научных исследований. Это достигается за счет патентов на результаты научных исследований.

4. Привилегии, предоставляемые государством отдельным фирмам.

5. Конкуренция, в том числе за счет неэкономических методов (промышленный шпионаж)

На рынке чистой монополии действует только одна фирма. Это означает, что в своей деятельности она должна подчиняться действию закону спроса, то есть если она хочет продавать больше продукции, то должна снижать цену. При этом предельный доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции, сокращается быстрее, чем цена, по которой продается данная продукция. Точно в середине кривой спроса эластичность спроса по цене равна единице. Следовательно, верхний отрезок кривой спроса характеризуется высокой эластичностью, а нижний является неэластичным относительно цены. Данное обстоятельство учитывается монополией при формировании цены. И монополия старается выбрать такую комбинацию объема и цены, чтобы соответствовать эластичному участку спроса.

Данный подход может быть выражен математически:

Так как монополия является единственным продавцом на рынке, она может максимизировать прибыль, воздействовать как на объем, так и на цену.

Монополисту, как правило, нет необходимости заниматься рекламой своего товара (услуги), так как он и без этого известен и необходим потребителям. В условиях чистой монополии существует в основном реклама самой фирмы с целью создания положительного имиджа в глазах потребителей. Количество конкурентов во многом зависит от существования различных барьеров, препятствующих вступлению новых фирм в отрасль.

Эти барьеры есть не что иное, как факторы монополизации.

Наиболее серьезным препятствием, затрудняющим доступ новым фирмам на рынок являются следующие входные барьеры:

1. Правительство наделяет фирму исключительными правами на определенные виды деятельности посредством выдачи дипломов, лицензий аттестаций;

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы;

3. Авторские права и патенты;

4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволяющие наращивать объемы и снижать издержки;

5. Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами(антиреклама, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников.

Факторы монополизации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: