Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде

Для долгосрочного периода характерна возможность изменения объемов использования всех факторов производства и возможность полного закрытия фирмы, ее ухода из рассматриваемой отрасли. Если фирма не сможет установить на свою продукцию цены, которые позволят окупить ее средние издержки, она предпочтет уйти из отрасли. Так как монополист сам определяет уровень цен и объем продаж, то в отсутствие государственного регулирования он установит такое соотношение цен и объемов, которое принесет ему максимум прибыли. В отраслях, где существует конкуренция, получение экономической прибыли в длительном периоде затруднительно из-за входящих в отрасль новых фирм. В условиях монополии барьеры для входа на рынок защищают действующую фирму и позволяют ей получать экономическую прибыль (рис. 4.5).

Уровень прибыльности фирм-монополистов во многом обуславливается «высотой» барьеров, защищающих их от потенциальных конкурентов. В условиях открытой монополии, где барьеры относительно невысоки и недолговечны, фирмы вынуждены часть прибыли (иногда довольно значительную) тратить на поддержание старых и возведение новых барьеров. Фирмы-новаторы вкладывают средства в финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Кроме того, фирмы могут не пользоваться своим монопольным положением и не устанавливать цены на максимально возможном уровне, не извлекать максимально возможной прибыли, чтобы не давать потенциальным конкурентам соблазна войти в отрасль.

Такую ситуацию на рынке называют состязательной монополией.

В условиях закрытой и естественной монополий барьеры для входа новых фирм относительно высоки и надежны, и фирмы могут, не опасаясь потенциальных конкурентов, использовать свое положение для извлечения максимально высоких прибылей.

Так как монопольное положение на рынке позволяет фирмам получать сверхприбыль, то по уровню прибыльности фирм можно косвенно судить о степени их рыночной власти — чем выше прибыль, тем больше оснований заподозрить фирму в том, что она является монополией. Данный критерий, наряду с другими, используется для оценки уровня монополизации отраслей в рамках расчета коэффициента Лернера (об этом пойдет речь в главе 6).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: