Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

Одним из проявлений монополизации рынка является дискриминация цен. Она проявляется в том, что осуществляется продажа товара по различным ценам различным группам потребителей.

Дискриминация применяется если фирма

а) обладает способностью устанавливать цену на продукцию,

б) дифференцирует покупателей, выделяя соответствующие сегменты рынка,

в) издержки проведения такой политики невелики,

г) у покупателей нет возможности приобретать товар по более низкой цене.

Ценовая дискриминация — это установление продавцом различных цен для разных покупателей. Ценовая дискриминация приводит к увеличению эффективности распределения ресурсов в экономике, но позволяет продавцу присваивать излишек потребителя.

Ценовая дискриминация – это продажа одного товара (услуги) разным потребителям по различным ценам.

Ценовая дискриминация применяется для расширения рынка сбыта продукции.

Для ценовой дискриминации необходимы два условия:

· наличие возможности выделения различных сегментов рынка в зависимости от эластичности спроса покупателей;

· невозможность перепродажи товара (услуги) первичным покупателем другому потребителю.

Существует несколько видов дискриминации:

1. В зависимости от объема покупаемого продукта (чем меньше покупаешь, тем выше цена);

2. В зависимости от группы покупателя - каждой группе покупателей один и тот же товар предлагается по разной цене (плата за проезд для пенсионеров и работающих, продажа товара в городе и сельской местности и т.д.);

3. В зависимости от времени (продажа товара в дневное и ночное время);

4. Исключительная дискриминация: цена устанавливается в каждом конкретном случае.

Политика дискриминации может приносить выгоду не только монополии за счет увеличения объема продаж и прибыли, но и некоторой группе потребителей, так как дает возможность приобрести товар, в силу того, что формируется цена в зависимости от покупательской способности.

Монополизация экономики может происходить в результате действия эффекта масштаба производства и в этом случае возникает естественная монополия, т.е. ситуация, при которой удовлетворить потребность с наименьшими средними издержками может только одна фирма. Деятельность таких монополий регулируется государством через контроль над ценами. Существует два подхода к решению данного вопроса:

1) Цена устанавливается на уровне средних издержек. В этом случае фирма является безубыточной, но цены оказываются выше, чем на рынке совершенной конкуренции и не достигается эффективное распределение ресурсов (не все потребители могут приобрести данный товар), не достигается производственная эффективность.

2) Установление цены на уровне предельных издержек. В этом случае достигается эффективное распределение ресурсов, то есть полностью удовлетворяются потребности общества. Очень часто в этом случае цена ниже средних издержек. Это означает, что производитель несет убытки при производстве данной продукции. Он будет заниматься производством данной продукции только в том случае, если государство будет дотировать производство. Так как государство формирует свои доходы за счет налогов, то в данном случае происходит перераспределение денежных средств между различными слоями и сегментами общества. Полученные в результате налогов средства государство может направлять производителям продукции или её потребителям. В первом случае цена устанавливается ниже издержек, но потери фирмам компенсируются и у них отсутствует стремление к совершенствованию организации производства, снижению издержек. Во втором случае цена позволяет фирмам компенсировать все затраты, а потребители, имеющие доход ниже прожиточного минимума, получают от государства денежную компенсацию и имеют право выбора ее расходовать на свои цели. В большинстве стран используется второй

Виды ценовой дискриминации:

Ценовая дискриминация 1-го рода (совершенная ценовая дискриминация) связана с возможностью продавца устанавливать цену на каждую единицу блага в соответствии с ценой спроса на нее.

Ценовая дискриминация 2-го рода (ценовая дискриминация по объему покупок) означает, что цены блага различаются в зависимости от объема покупок.

Ценовая дискриминация 3-го рода (ценовая дискриминация на сегментированных рынках) предполагает установление разных цен для разных категорий покупателей.

На рис. 4.11 приведена иллюстрация примера ценовой дискриминации 3-го рода.

На рис 4.11 – Ценовая дискриминация на сегментированных рынках

Рис. 4.12- Определение объема выпуска при современной ценовой дискриминации.

Например, есть категория потребителей с относительно низкой платежеспособностью спроса (1-й сегмент рынка), и категория потребителей с относительно высокой платежеспособностью (2-й сегмент рынка). Для каждого сегмента рынка характерна своя функция спроса и предельного дохода для фирмы-продавца. Товар на обоих сегментах рынка продается практически одинаковый — возможна определенная дифференциация товара, например, разное качество обслуживания пассажиров различных классов в самолете, но обычно такая дифференциация незначительно влияет на издержки. Таким образом, издержки производства сходны на обоих сегментах рынка. Объем продаж товара на 1-м и 2-м сегментах определяется соответственно пересечением графиков функций предельного дохода MR1 и MR2 и графика функции предельных издержек МС. Проецируя объемы продаж Q1 и Q2 на функции спроса D1 и D2, можно определить оптимальные цены Р1 и Р2 для первой и второй категорий покупателей. Фирме выгодно продавать на втором сегменте рынка продукцию по более высоким ценам, чем на первом. Установить для покупателей первого сегмента такие же высокие цены, как и для покупателей второго сегмента неэффективно — они не смогут, не захотят платить столько, либо количество покупателей будет очень невелико. Ориентироваться лишь на потребителей, готовых платить высокую цену, фирме невыгодно, так как объем спроса будет слишком мал. При установлении низких цен для всех величина спроса возрастет, но в меньшей степени, чем снизится цена, и объем выручки фирмы будет меньшим, чем при ценовой дискриминации.

Какие последствия имеет ценовая дискриминация для рынка и общества? На рис. 4.12 показано распределение излишков потребителей и производителей в ситуации совершенной ценовой дискриминации. Цены Р1, Р2, …, Р6 — это резервные цены, отражающие максимальную готовность покупателей платить за количество товара Q1, Q2, …, Q6. В отсутствие ценовой дискриминации монополист продаст товар в объеме Q4 по цене Р4. Все покупатели платят равновесную рыночную цену Р4, в результате чего извлекают излишек потребителя в объеме, пропорциональном площади заштрихованного треугольника. В условиях совершенной ценовой дискриминации фирма продаст первую порцию товара Q1 за цену Р1, вторую порцию товара Q2 за цену Р2 и т.д. В результате каждый потребитель будет платить за товар максимальную цену, которую он готов заплатить. Излишек потребителя весь достанется фирме-продавцу.

В условиях совершенной ценовой дискриминации функция предельного дохода монополиста совпадет с функцией спроса на его продукцию. В результате равновесный объем продаж, максимизирующий прибыль фирмы, увеличится с Q4 до Qе. На рынок придут новые покупатели, для которых цена Р4 была слишком высока. Возникнет дополнительный объем потребительского излишка (пропорциональный площади заштрихованной трапеции), который также достанется продавцу.

Таким образом, последствия ценовой дискриминации с точки зрения эффективности двояки. С одной стороны, благосостояние потребителей ухудшается, так как они лишаются возможности извлечения своих излишков. С другой стороны, излишки потребителей достаются продавцу, и благосостояние последнего улучшается. Кроме этого, продажи возрастают и достигают объема, оптимального с точки зрения аллокативной эффективности (при цене, равной предельным издержкам).

Если представлять общественное благосостояние как сумму излишков потребителей и производителей, то оно возрастет в результате ценовой дискриминации на величину, эквивалентную площади треугольника А-В-С.

ВЫВОДЫ:

§ Чистая монополия (монопсония) — это тип рыночной структуры, для которого характерно существование на рынке единственного продавца (покупателя). Также монополия (монопсония) — это сама фирма, занимающая доминирующее положение на рынке.

§ Основными чертами чистой монополии являются: наличие единственного продавца данного товара на рынке; отсутствие у товара, продаваемого монополистом, близких заменителей; наличие у монополиста контроля над ценами и объемами рыночных продаж; наличие барьеров для входа на рынок для новых фирм.

§ Барьеры для входа на рынок называются также факторами монополизации, или источниками монопольной власти. Выделяют следующие барьеры для входа на рынок: техническая затруднительность конкуренции; положительный эффект масштаба; наличие патентов на изобретения и других авторских прав; наличие юридических барьеров, возведенных государством; право собственности фирмы на источники сырья для производства товара; нечестная (нелегальная) конкуренция.

§ В зависимости от конкретных факторов монополизации рынков, вызывающих образование монополий, выделяют различные виды монополий: естественная; открытая; закрытая. Ситуацию на рынке, где присутствуют всего два субъекта — продавец (монополист) и покупатель (монопсонист), называют двусторонней монополией.

§ Для монополиста наблюдается обратная зависимость между ценой товара и объемом его продаж. Предельный доход монополиста в таком случае уже не совпадает с ценой товара, как для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции.

§ Фирма определяет оптимальный для себя объем выпуска продукции при условии равенства предельного дохода и предельных издержек. В краткосрочном периоде монополист может получать экономическую прибыль или убыток. В долгосрочном периоде монополист всегда работает с экономической (монопольной) прибылью.

§ Монополия является неэффективной структурой отрасли с точки зрения общества. При прочих равных условиях, монополия имеет тенденцию к завышению цен и занижению объемов выпуска продукции по сравнению с конкурентным уровнем. В зависимости от вида монополии, последняя может содействовать научно-техническому прогрессу или тормозить его.

§ В случае, если в отрасли затруднительно организовать конкуренцию, государство обычно регулирует деятельность монополии. Самой распространенной мерой регулирования является установление цен на продукцию (услуги) монополиста. Цены могут устанавливаться на уровне предельных издержек (что часто вызывает необходимость государственного субсидирования фирм) или на уровне средних издержек (что обеспечивает безубыточную деятельность монополиста).

§ Ценовая дискриминация — это установление продавцом различных цен для разных покупателей. Ценовая дискриминация приводит к увеличению эффективности распределения ресурсов в экономике, но позволяет продавцу присваивать излишек потребителя.

Рекомендуемая литература:

1. Микроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева и др. Мн.: БГЭУ, 2007. С. 88—114. 2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. 2-е изд. М.: Норма, 2009. С. 225—231.

3. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. 18-е изд. М.; СанктПетербург; Киев: ИД «Вильямс», 2009. С. 335—364.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. 17-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 508—533.

5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика / Под общ. ред. В.М. Гальперина. В 3 т. СПб.: Экономическая школа ГУВШЭ, Экономикус, ОМЕГА-Л, 2008. Т.2. С. 7—163.

6. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. С. 108—123.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: