Типология моделей олигополии

Если фирмы ведут ценовую конкуренцию, то рынок олигополии аналогичен рынку совершенной конкуренции и описывается соответствующими моделями. Данная ситуация встречается достаточно редко, так как крупные фирмы могут достаточно долго вести ценовую конкуренцию в силу больших финансовых возможностей, что может привести к большим финансовым потерям.

Одной из первых моделей рынка олигополии является модель рынка дуополии, то есть рынка на котором действует две фирмы. Она была предложена в 40-е года ХIХ в. О.Курно. Он предложил,чтодействует две фирмы, одинаковые по размеру. На этих фирмах действует постоянный эффект масштаба производства, а следовательно, цена не меняется. Каждая фирма принимает решение об объёме производства самостоятельно, ориентируясь на свободную долю рынка. Как мы уже знаем, фирма достигает максимального дохода от продаж при условии, что эластичность спроса по цене равна единице. Данное состояние достигается если фирма производит объем продукции, позволяющий удовлетворить половину потребностей рынка. Процесс приспособления будет продолжаться до тех пор, пока каждая фирма не будет производить 33.3% от общего объёма рынка. Такая ситуация будет характеризовать установление равновесия на рынке и гарантировать каждой фирме максимальную выручку.

В 30-е годы ХХ в. немецкий экономист Г. фон Штаккельберг рассмотрел рынок дуополии, на котором одна фирма крупнее другой (асимметричная дуополия). Он пришёл к выводу, что равновесие может быть установлено, так как в этом случае крупная фирма пытается добиться положения независимости и самостоятельно устанавливает цену, а другая, более мелкая, фирма одновременно старается достичь положения зависимости, приспособиться к условиям реализации на таком рынке.

Для рынка олигополии характерно отсутствие ценовой конкуренции и стабильность уровня цен, что нашло отражение в модели ломанной кривой спроса. В соответствии с моделью, если на рынке олигополии сформировалась равновесная цена, то фирмы не заинтересованы в ее изменении, так как понесут убытки. Если какая-то фирма примет решение увеличить цену, то другие фирмы оставят цену неизменной. В результате этого фирма, поднявшая цену, потеряет большое число покупателей, так как спрос будет эластичен, и, следовательно, сокращает выручку и прибыль. Если фирма снижает цену на свою продукцию, то другие фирмы, вероятнее всего, так же снизят цену. В результате этого расширение объёма продаж будет незначительным (спрос по цене будет неэластичным) и, следовательно, выручка и прибыль фирмы сократится. Таким образом, любое отклонение цены от равновесной приводит к сокращению выручки и прибыли фирмы. Данная теория так же объясняет, почему фирмы на рынке олигополии сохраняют цены неизменными даже в том случае, когда изменяются издержки производства.

В 60-е гг. американские экономисты Эфроимсон и П.Суизи разработали модель ломаной кривой спроса, с помощью которой объясняется тенденция к повышению уровня цен в период экономического роста. В период экономического роста растёт объем производства и доходы населения. Поэтому фирма поднимает цену, рассчитывая, что рост доходов населения позволит продавать продукцию по более высоким ценам. Сокращение объёма продаж будет незначительным (неэластичный спрос), так как доходы покупателей увеличились. За счёт этого фирма увеличит выручку от продажи продукции. Если какая-то фирма снизит цену на свою продукцию, то другие фирмы, вероятнее всего, оставят цену неизменной, рассчитывая, что всегда найдутся покупатели, согласные платить ту же цену за предлагаемую продукцию. В результате этого у фирмы, снижающей цену, значительно расширится объём продажи продукции и доход. Сопоставляя два варианта, руководство фирмы приходит к выводу, что выгоднее повышать цены, так как не требуется дополнительных усилий по расширению производства.





Подборка статей по вашей теме: