Модель лидерства по ценам

Фирма может в первую очередь обращать внимание не на объем продаж, а на установление цены. Этой ситуации соответствует модель лидерства по ценам.

В данном случае предполагается, что фирмы производят однородный товар и продают его по одинаковой цене, устанавливаемой лидером. Ведомый, отталкиваясь от заданной цены, оптимизирует свой объем продаж, стремясь максимизировать прибыль.

Фирма-лидер понимает, что при установлении цены Р фирма-ведомый поставит на рынок количество товара Q2=f(P).

В таком случае объем производства фирмы-лидера составит Q1=Q–Q2, где Q — общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса,

Q2 — объем предложения фирмы-ведомого

Рис.6. 5 - Модель лидерства по ценам

D — кривая рыночного спроса, S2 — кривая предложения товаров фирмой 2, D1 — график спроса на товар фирмы 1 как разница между D и S2. Фирма 1 (лидер) установит цену P0, при которой предельный доход MR1 данной фирмы сравняется с ее предельными издержками MC1. Фирма-лидер будет продавать на рынке количество товара Q1, фирма-ведомый — Q2, всего на рынке окажется товара Q=Q1+Q2 (отрезок 0Q2 равен отрезку Q1Q). При цене, стремящейся к нулю, фирма-ведомый вообще перестанет производить, и весь отраслевой спрос будет покрыт за счет производства лидера.

Фирма может в первую очередь обращать внимание не на объем продаж, а на установление цены. Этой ситуации соответствует модель лидерства по ценам. Как и в модели Штакельберга, в данном случае предполагается, что фирмы производят однородный товар и продают его по одинаковой цене, устанавливаемой лидером. Ведомый, отталкиваясь от заданной цены, оптимизирует свой объем продаж, стремясь максимизировать прибыль. Фирма-лидер понимает, что при установлении цены Р фирма-ведомый поставит на рынок количество товара Q2=f(P). В таком случае объем производства фирмы-лидера составит Q1=Q–Q2, где Q — общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса, а Q2 — объем предложения фирмы-ведомого.

Таким образом, спрос на товар фирмы 1 равен разнице между общим рыночным спросом и предложением фирмы 2.

Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при котором предельные издержки будут равны предельному доходу.

На рис. 6.5 D — кривая рыночного спроса, S2 — кривая предложения товаров фирмой 2, D1 — график спроса на товар фирмы 1 как разница между D и S2. Фирма 1 (лидер) установит цену P0, при которой предельный доход MR1 данной фирмы сравняется с ее предельными издержками MC1. Фирма-лидер будет продавать на рынке количество товара Q1, фирма-ведомый — Q2, всего на рынке окажется товара Q=Q1+Q2 (отрезок 0 Q2 равен отрезку Q1Q). При цене, стремящейся к нулю, фирма-ведомый вообще перестанет производить, и весь отраслевой спрос будет покрыт за счет производства лидера.




double arrow
Сейчас читают про: