Модель с одновременным установлением объемов выпуска

(равновесие Курно и модель Чемберлина).

Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно) соответствует стратегии, при которой каждая из двух фирм (если рассматривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляемого на продажу другой фирмой.

Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе двух уравнений реакции фирм. На рисунке это равновесие (равновесие Курно) соответствует точке пересечения кривых функций реакции Х, в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмой.

Не все фирмы действуют по принципу «лидер—ведомый», многие проявляют большую самостоятельность в принятии решения об установлении объемов продаж или цен. В этом случае речь идет о стратегии с одновременным принятием решений.

Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно) соответствует стратегии, при которой каждая из двух фирм (если рассматривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляемого на продажу другой фирмой.

Фирма 1, выпуская количество товара Q1, она ожидает, что фирма 2 произведет продукцию в объеме Q2о. И наоборот, фирма 2 ожидает, что, если она произведет товар в количестве Q2, то фирма 1 — в количестве Q1o. Таким образом, функции реакции обеих фирм можно представить как Q1=f(Q2o), Q2=f(Q1o). Графическая интерпретация обеих функций представлена на рис. 6.6.

Рис.6.6 – Модель Курно

Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе указанных выше двух уравнений реакции фирм. На рисунке 6.6 это равновесие (равновесие Курно) соответствует точке пересечения кривых функций реакции Х, в которой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмой.

Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 сочтет выгодным снижение объема продаж (на графике 6.6 это отразится переходом из точки 1 в точку 2 и попаданием на более выгодную изопрофитную кривую). В ответ фирма 2 увеличит объем продаж (движение из точки 2 в точку 3). В свой черед фирма 1 снова снизит продажи (из точки 3 в точку 4). Их действия будут предприниматься, пока равновесие не установится в точке Х, после чего ни одна из фирм не сочтет необходимым изменять далее ситуацию на рынке.

Модель Чемберлина (равновесие Чемберлина) исходит из предположения о большей рациональности рыночных субъектов. В модели Курно олигополисты действовали, ориентируясь на поведение конкурентов. По Чемберлину, они способны пойти дальше и учесть не только предполагаемый объем производства конкурента, но и возможность изменения выпуска продукта последним в ответ на свои действия. Фирмы могут, не заключая формальных соглашений, так устанавливать объемы выпуска, чтобы максимизировать прибыль всей отрасли.

Например, фирма 1, планируя объемы продаж, решит реализовать товар в объеме, меньше оптимального Q1 (см. рис. 6.6). В ответ ее конкурент не станет пытаться захватывать большую часть рынка, а наоборот, также снизит объем продаж (меньше Q2) или оставит его неизменным, понимая, что рост цены принесет больше прибыли, чем увеличение объема продаж. Сознавая взаимозависимость, олигополисты могут, не сговариваясь, настолько снизить свои объемы продаж, что цена поднимется до уровня, который установился бы при монополии.

Однако для подобного поведения фирм-олигополистов существуют препятствия.

Во-первых, фирмам не всегда удается уверенно предсказать ответные действия конкурентов, так как им не известны точные параметры их издержек. Возможно, более эффективная фирма предпочтет получить большую долю рынка, вместо того чтобы делить его даже при высоких ценах.

Во-вторых, при повышении цен до монопольного уровня слишком велики стимулы для вхождения в отрасль новых фирм. Поэтому равновесие Чемберлина может оказаться весьма нестабильным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: