Модель с одновременным установлением цен

(равновесие Бертрана и модель Эджуорта).

Фирмы могут устанавливать цены своих товаров, оставляя установление объема продаж рынку. Пожалуй, данную модель можно расценить как более реалистичную в сравнении с моделями, оперирующими с объемами производства. В данном случае фирмы максимизируют прибыль, принимая цены конкурентов заданными. Графический анализ с помощью изопрофитных кривых отличается от изложенного ранее тем, что кривые строятся в координатах цен, а не объемов производства.

Любая из изопрофитных кривых на рис. 6.7 показывает все комбинации цен обеих фирм, позволяющие фирме 1 получать одинаковый объем прибыли.

Рис.6.7 – Изопрофитные криваые и функция реакции фирмы 1 в модели Бертрана

Изопрофитные кривые на рис. 6.7 выпуклы к оси цены рассматриваемой фирмы. Переход на более высокую кривую означает получение фирмой 1 большего объема прибыли. Максимум прибыли для фирмы будет соответствовать точке нижнего экстремума изопрофитной кривой (точкам 1, 2, 3, 4). Карта изопрофитных кривых отражает и тот факт, что при более высоких ценах конкурентов (фирмы 2) переход на более высокие кривые сопровождается повышением цен для фирмы 1, т.е. точки 2, 3, 4 лежат правее точки 1. Если соединить все точки минимума изопрофитных кривых, можно получить кривую функции реакции цен фирмы 1 на ожидаемое установление цен фирмой 2: Р1=f(Pº2).

На рис. 6.8 показаны карта изопрофитных кривых и график функции реакции фирмы 2 на изменение цен фирмой 1.

Рис 6.8 - Изопрофитные криваые и функция реакции фирмы 2 в модели Бертрана

Зная функции реакции обеих фирм, можно определить параметры равновесия Бертрана. Логика анализа та же, что и для модели равновесия Курно: равновесие дуополистов наступит в точке пересечения кривых функций реакции (рис. 6.9).

Рис.6.9 – модель равновесия Бертрана

Например, если фирма 1 решит установить цену Р'1, то фирме 2 будет выгодно назначить цену на свой товар в размере Р'2, однако в этом случае фирма 1 постарается повысить цену до уровня Р''1, и т.д. Равновесие установится при ценах Р01 и Р02, — в этой ситуации обеим фирмам будет невыгодно как-либо изменять свою цену.

Сравнивая модель Курно и модель Бертрана, следует отметить, что при установлении равновесия объемы производства фирм движутся в противоположных направлениях (модель Курно), а цены дуополистов наоборот, сближаются (модель Бертрана). Причем для рынка однородного товара равновесие достигается, когда определяемые обеими фирмами цены одинаковы. Таким образом, точка равновесия находится на биссектрисе, проведенной из начала координат.

Главной особенностью модели Бертрана является установление олигополистами цен на свою продукцию на низком уровне. Так как фирмы не знают, а лишь предполагают, какими будут действия конкурентов, они ради победы на рынке готовы снижать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае — до уровня предельных издержек. С этой точки зрения показательны аукционы, тендеры.

Например, организации-потребителю необходим какой-либо товар или услуга. Данная организация объявляет тендер, и все заинтересованные предприятия-продавцы данного товара (услуги) выступают со своими продажными условиями (ценами). Потребитель выбирает поставщика с самым выгодным предложением (самыми низкими ценами при равном качестве). Логично предположить, что, если фирмы-поставщики не сговорятся между собой и если им не известно содержание предложений конкурентов, то в борьбе за потребителя они заложат в проекты минимально низкие продажные цены. Равновесие на рынке установится на уровне, близком к конкурентному.

Рыночные цены, близкие к издержкам, могут сложиться в условиях олигополии не только при стратегии одновременного установления цен, но и при последовательной игре. Ценовая война — это цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. Каждый продавец желает увеличить свою долю на рынке или даже завоевать весь рынок, снижая цену. Однако конкуренты зачастую поступают так же. Война цен продолжается до тех пор, пока не цены не упадут до уровня средних или предельных издержек. В равновесии оба продавца назначат примерно одинаковую цену Р =АС =МС, т.е. состояние отрасли окажется близким к совершенной конкуренции. Устанавливать цену ниже данного уровня нецелесообразно, так как это приведет фирмы к разорению, а повысить цену они не смогут из-за опасения потерять рынок.

Ситуация жесткой ценовой конкуренции между олигополистами выгодна потребителям, однако обычно недолговечна. Во-первых, фирмы стремятся к сотрудничеству, чтобы увеличить свои прибыли; а во-вторых, если одна из воюющих фирм сильнее другой, она может выиграть борьбу и стать монополистом на рынке.

Модель Эджуорта является логическим развитием модели Бертрана: она также предполагает некооперативную игру с оперированием ценами продаж. Модель Эджуорта отличает реалистичность в подходе к возможностям фирм изменять собственные объемы производства, которые, как известно, обусловлены ограниченностью производственных мощностей.

Например, представим, что две фирмы делят рынок пополам. Каждая из них имеет производственные мощности, позволяющие покрыть половину рыночного спроса при цене, равной предельным издержкам (как в модели равновесия Бертрана). Если фирма 1 попытается повысить цену продаж в одностороннем порядке, то покупатели переключатся на товары фирмы 2. Однако мощности последней ограничены, она не сможет удовлетворить весь объем спроса, но, желая воспользоваться ситуацией, примет рациональное решение повысить цены на свою продукцию, вероятно, почти до уровня фирмы 1. Цены продаж обеих фирм начнут расти, пока не достигнут некоторого порога, после которого вновь начнут снижаться, так как в какой-то момент одна из фирм решит захватить большую долю рынка, опустив цены чуть ниже, чем конкурент. Последний отреагирует адекватно, и цены продолжат снижаться вплоть до уровня предельных издержек.

Таким образом, модель Эджуорта предполагает не стабильное равновесие на олигополистическом рынке, а циклы поднятий цен, сменяющиеся циклами ценовых войн.

Вывод:

Главной особенностью модели Бертрана является установление олигополистами цен на свою продукцию на низком уровне. Так как фирмы не знают, а лишь предполагают, какими будут действия конкурентов, они ради победы на рынке готовы снижать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае — до уровня предельных издержек. С этой точки зрения показательны аукционы, тендеры.

Модель Эджуорта является логическим развитием модели Бертрана: она также предполагает некооперативную игру с оперированием ценами продаж. Модель Эджуорта отличает реалистичность в подходе к возможностям фирм изменять собственные объемы производства, которые обусловлены ограниченностью производственных мощностей.

При увеличении цен одной фирмой произойдет отток клиентов к ее конкурентам, но последние не смогут намного увеличить объем продаж из-за ограниченности производственных мощностей, и при росте спроса увеличат цены. Цены продаж обеих фирм начнут расти, пока не достигнут некоторого порога, после которого вновь начнут снижаться, так как в какой-то момент одна из фирм решит захватить большую долю рынка, опустив цены чуть ниже, чем конкурент.

Таким образом, модель Эджуорта предполагает не стабильное равновесие на олигополистическом рынке, а циклы поднятий цен, сменяющиеся циклами ценовых войн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: