Предложение ресурса. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов

Предложение ресурса – это наличие того или иного ресурса на рынке ресурсов в определенный момент времени.

На конкурентном рынке ресурса его цена есть величина постоянная.

Приобретение еще одной, пятой единицы ресурса, для фирмы будет убыточным (См. 6 столбик Табл.7.1).

Отдельная фирма не может повлиять на цену ресурса (ренту, ставку зарплаты и т.д.), так как она использует его незначительную долю. Кривая предложения ресурса имеет вид горизонтальной линии, поскольку предельные затраты на ресурс постоянные и в нашем примере равны ставке заработной платы W в четыре денежные единицы (рис. 7.1), т.е. MRC = W = 4 д.е.

Кривая предложения ресурса SL абсолютно эластична при цене труда в нашем примере в 4 денежные единицы.

MRС = W = SL (7.1)

Кривая МRP на рисунке 7.1 отражает спрос фирмы на труд, поскольку каждая точка на данной кривой показывает число рабочих L, которых бы фирма наняла при каждой возможной ставке заработной платы. Так, если для 1-й единицы данного ресурса МRP равен 10, то для 5-й единицы — лишь 2 денежным единицам.

Поэтому если рыночная цена за единицу ресурса будет равна 10, то фирма ограничится приобретением лишь одной единицей ресурса, ведь покупка любого другого его количества будет приносить ей убытки.

Существуют рынки ресурсов с совершенной, и несовершенной конкуренцией. В условиях совершенно конкурентного рынка ресурсов для каждого отдельного покупателя или продавца ресурсов их рыночная цена является заданной величиной, т.е. масштабы закупок ресурсов на уровень их цен не влияют.

В рамках каждого конкурентного рынка ресурсов продавцы продают услуги стандартизированных ресурсов. Покупатели полностью информированы о рыночных ценах. Продавцы, требующие более высокую рыночную цену, не смогут найти покупателей, которыми могут быть фирмы и другие организации, включая правительство, некоммерческие организации. Фирма, действующая на совершенно конкурентных рынках ресурсов и продукции, может купить столько ресурсов и продать столько продукции, сколько она сама сочтет нужным при действующих рыночных ценах.

В условиях несовершенной конкуренции либо покупатель, либо продавец, либо ассоциации покупателей и продавцов могут оказывать влияние на цены данных ресурсов. Продавцы-монополисты обладают возможностью ограничивать предложение на определенных рынках ресурсов, таким образом повышая их цену.

Контроль над ценой ресурсов со стороны покупателя может осуществляться при условии, если единичный покупатель или организация покупателей скупает значительную долю всего имеющегося количества определенного ресурса. Когда фирма является единственным покупателем на рынке, она имеет возможность устанавливать цену ресурса, которая ниже предельного продукта ресурса в денежном выражении, не опасаясь перетока этого ресурса к другим покупателям, поскольку таковые на рынке отсутствуют. Обладая властью монопсониста на рынке, фирмы могут осуществлять ценовую и неценовую дискриминацию в отношении отдельных продавцов ресурсов.

В условиях несовершенной конкуренции отсутствуют возможности свободного перелива ресурсов и доступа к информации, а также затруднен вход и выход с рынка.

Рис.7.1 – Определение равновесного объема ресурса

В условиях несовершенной конкуренции на товарном рынке нисходящий характер кривой спроса на ресурс объясняется двумя причинами:

Во-первых, как и при совершенной конкуренции, уменьшением предельного продукта из-за убывающей отдачи вводимых в производство ресурсов;

Во-вторых, снижением цен на продукт, производимый с использованием данного ресурса, поскольку дополнительные продажи продукта предполагают снижение его цены.

Кривая спроса на ресурс фирмы, действующей в условиях несовершенной конкуренции на товарном рынке (D1), при прочих равных условиях, менее эластична, т.е. имеет более крутой наклон, чем кривая фирмы, действующей на нём в условиях совершенной конкуренции (D2) (Рис.7.2).

Рис.7.2 - Относительная эластичность кривых спроса на ресурс фирм действующих на товарном рынке в условиях несовершенной (D1) и совершенной конкуренции (D2).

Отраслевой спрос на ресурс представляет собой совокупность индивидуальных спросов на него.

Поэтому отраслевой спрос на ресурс можно определить как сумму объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на него.

Рыночный спрос на общенациональном и региональном уровне существует только на ресурсы, которые имеют универсальный характер, т.е. могут использоваться практически во всех отраслях, присутствующих в национальной или региональной экономике.

Рыночный спрос на ресурс можно определить как сумму объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.

При анализе спроса на ресурс следует различать изменение спроса и величины спроса.

Изменение цены на ресурс при прочих равных приводит лишь к изменению величины спроса, что отражается в движении вдоль кривой спроса, угол наклона которой определяется эластичностью спроса на ресурс.

Ценовая эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на один процент, при прочих равных условиях. Например, эластичность спроса на труд по его цене, т.е. по зарплате есть:

Tl = дельта L / L *100 (7.2 )

дельтаW / W*100

где L – количество труда, W- ставка заработной платы, а ЕL – коэффициент эластичности.

Эластичность спроса на ресурс может быть как точечной, так и дуговой. Последняя рассчитывается с использованием правила «интервала средней точки». Эластичность спроса на ресурс может быть как точечной, так и дуговой. Последняя рассчитывается с использованием правила «интервала средней точки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: