Современная парадигма управления и принципы менеджмента

Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде сформировалась в 70 80-е годы. Ее охарактеризовали как «тихую» управленческую революцию, так как, несмотря на радикальность предлагаемых изменений, они могут вводиться постепенно, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся систем. Правомерность такой оценки отражают данные таблицы, позволяющие сравнить систему взглядов на управление в период индустриального развития («старая» парадигма, базирующаяся на трудах Ф. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо и др.) и при переходе к экономике рыночно - предпринимательской ориентации («новая» парадигма, положения которой разрабатывали Т. Питерс, Р. Уотермен, И. Ансофф, П. Друкер и др.).

Основные положения старой и новой мировой концепции управления

Старая концепция Новая концепция
1. Предприятие – это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны. 2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности. 3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента. 4. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда. 5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, нормах, стандартах и правилах исполнения. 1. Предприятие – это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды. 2. Ориентация не на объёмы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей. 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится второстепенной. 4. Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала. 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства.

В центре современных взглядов на менеджмент и в основе новых принципов управления находится проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организаций.

Принципы управления это руководящие правила, основные положения и нормы поведения, на которые ориентируются руководящие органы и работники в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе.

Они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.

Принципы управления не являются застывшими догмами. С течением времени принципы развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления, которой придерживались в том или ином обществе в определённый момент времени.

Основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор (1856 1915), решая проблему роста производительности, сформулировал принципы управления трудом рабочих:

- научный подход к выполнению каждого элемента рабочих;

- научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

- кооперация с рабочими;

- разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента А. Файоль, основатель классической административной школы управления, предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал знаменитые принципы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: