Методология и основные методы науки управления

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функцио­нальные категории и понятия, принципы и методы, систему функ­ций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или пред­приятия.

Менеджмент (1), как и любая другая наука, обладает своим особым методом исследованияявлений управленческой деятельности.

В основе метода менеджмента (4), несомненно, лежит диалектиче­ский подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. (*3) Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т.д. В центре ис­следований в менеджменте находится человек, который осуществляет производительную деятельность, будь то руководитель или исполни­тель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприятия, учреждения, фирмы и т.д.), поэтому метод менеджмента (4) – это научный анализ по­ведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние че­ловека и организации [3].

Особенно важным в менеджменте является метод системного ана­лиза, утвердившийся в середине XX в. Ему предшествовало создание системы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в после­дующем разработка метода линейного программирования, возникнове­ние кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами. В результате открытий ученых в области системного ана­лиза появилась возможность применять в практике управления мате­матические модели и использовать метод математического моделиро­вания. Важным для практики управления и последующих теоретиче­ских обобщений является метод эксперимента [3].

Данные методы (4) используются не только в менеджменте, они харак­терны и для всей экономической теории. И это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает методологиче­ской основойменеджмента.

Методология (2) в буквальном значении (логос – наука, знание, и методы – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Можно говорить о двух основных концепциях опреде­ления понятия – «учение о методах познания». Одна по существу считает категории «методология» и «метод» синонимами и объяв­ляет диалектический метод единственной методологией всех наук о природе, обществе, человеке.

Другая концепция, признавая диалек­тический метод всеобщим, генеральным методом познания, оп­ределяет методологию (2) как систему, реализующую три функции:

получение, создание нового знания;

структурирование этого зна­ния в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теорети­ческих идей, теорий;

организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания, вторая – на основе использования логических форм мышления и законов логическо­го мышления; третья – на основе локальных методологий кон­кретных наук применительно к особым локальным предметным областям [3].

Общими основами методологии менеджмента (2)являются диалектика, абстра­гирование, системный подход и принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объек­тивности, причинности, развития, историзма.

Рыночные отношения требуют нового подхода к управлению. Прежде всего, это касается методологических основ менеджмента, использования всего передового, что достигнуто мировой наукой и практикой: экономической теорией, социологией, психологией, педагогикой, математикой, кибернетикой, медициной и др.

Достигнутый уро­вень знаний методологических основ менеджмента позволил ряду уче­ных прийти к определению предмета менеджмента как науки, иссле­дующей законы и закономерности жизнедеятельности организаций и от­ношения работников в процессе управления. Следовательно, менеджмент (1) использует диалектический метод, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной связи и развитии, а также применяет методы исторического и логического анализа и синтеза, сис­темного и математического анализа, моделирования и эксперимента.

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы (4) – это способы, приемы полу­чения новых и проверки на истинность старых знаний. В составе методов экономического исследования различают [3]:

а) общенаучные методы;

б) локальные, специфические методы.

В свою очередь в составе общенаучных методов выделяют:

а) эмпирико-теоретические и

б) теоретические методы.

Локальные научные – это методы, специфические для кон­кретной науки (двойной записи и калькулирования – в бухгал­терском учете, выборочный и индексный – в статистике; бюджетный, балан­совый, вариантных приближений, экспертных оценок, генерирования идей, оценки управленческих решений и др. – в менеджменте и т. д.).

Общенаучные и локально-научные методы исследования ис­пользуются в неразрывной связи со всеобщими методами: абстра­гирования и диалектическим методом. Всеобщие методы влияют на процесс и итоги исследований. Всеобщие методы требуют, чтобы общенаучные и локально-научные методы рассматривались в единстве. Глубокое познание на основе использования какого-либо одного метода невозможно. Только в системе методов, в их взаимосвязи могут быть получены объективные выводы. Конечно, в разных предметных областях и на разных этапах исследования отдельные методы – компоненты их единой системы – могут иметь преобладающее значение. Но в целом успех может принести только система методов. Эмпирико-теоретические методы включают наблюдение, эксперимент, измерения, описания. Логико-теоретические методы включают: методы сравнения, аналитический и синтетический, историко-логический, метод познания, аксиоматический, математические, индуктивный и дедуктивный методы, методы традукции или аналогии, моделирования, предвидения, объяснения.

Методы менеджмента (4) – это система правил и процедур решения различных задач управлений с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента (4) позволяют снизить интуитивный ха­рактер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функциониро­вание систем управления на предприятии. В системе локальных методов менеджмента ис­пользуются как общие методы и приемы (например, экспер­тизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражаю­щие специфику определенной сферы (инновационный, финан­совый, персональный менеджмент и пр.) [3].

Системный подход является основой методологии менеджмента, реализующей основные методологические принципы познания.

Методологический принцип (3) – основополагающая идея, ос­новное положение теории, отражающее системное, совокупное действие объективных законов развития природы, общества, мышления и направляющее деятельность исследователя в избран­ной им предметной области.

К числу основных методологических принципов познания, которые реализуются в системном подходе, относят: принцип единства теории и практики; принцип определенности, принцип конкретности; принцип познаваемости; принцип объективности; принцип причинности; принцип развития; принцип историзма.

Практика управления и его методический аппарат фор­мировались на протяжении многих веков, однако их систематизация и научные обобщения являются ровесниками XX в. Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориен­тация управления и моделирование управляемых процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: