Функция контроля

Контроль у многих вызывает отрицательные эмоции (как элемент подавления личности), однако это критически важная функция управления, ибо только она обеспечивает обратную связь в системе управления. Остальные функции (планирование, организация, мотивация) - являются прямой связью с объектом управления.

Поэтому, контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер.

Предназначением контроля является предупреждение возможных отклонений, а не их ликвидация. Выделяют три вида контроля:

n предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, его цель - обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы)

n текущий (контроль хода процессов, его цель - совершенствование деятельности, координация для движения к цели)

n заключительный (контроль итогов, цель -формирование мотивационных вознаграждений, корректировка поведения руководителя, принимаемых решений, а также формирование планов на будущее на основе анализа полученных результатов)

Процесс контроля включает три этапа:

1) выработку норм или базы для сравнения (стандартов, технических условий, техпроцессов, критериев, оперативных планов, графиков, расписаний и пр.)

2) измерение реальных результатов и выявление отклонений от установленных норм;

3) принятие необходимых корректирующих мер.

Первый этап доложен быть продолжением функции планирования, установленные нормы должны быть измеримы, конкретны во времени.

Второй этап включает установление масштаба отклонений (допустимого отклонения, в пределах которого нет необходимости в реагировании на него), измерение результата, передачу информации об отклонении, ее оценку. Важно установить оптимальный масштаб отклонений, чтобы система контроля не была излишне затратной (при слишком маленьком масштабе отклонений) и не привела к непоправимым последствиям и катастрофе (при излишне большом масштабе).

На третьем этапе возможны три линии поведения руководителя: А - ничего не предпринимать, Б - устранить отклонение, В - пересмотреть нормы.

Контроль будет эффективным, если он учитывает поведенческие факторы, имеет стратегическую направленность, ориентацию на результаты, соответствует виду деятельности, является своевременным, гибким, простым и экономичным.

Тема Управленческие решения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: