Трудовые ресурсы сельского хозяйства – это трудоспособное население, которое занято в сельскохозяйственном производстве.
Они включают
1. Трудоспособное население, работники и служащие: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщин в возрасте от 16 до 55 лет.
2. Подростки от 12 до 16 лет.
3. Лица пенсионного возраста, которые вступили в ответственные договорные отношения с предприятиями.
В составе трудовых ресурсов сельского хозяйства выделяют две категории:
1.Занятые в общественном производстве.
2. Занятые в личном подсобном хозяйстве.
Трудовые ресурсы страны включают всех трудоспособных людей, которые берут непосредственную участь в общественном производстве, а также тех, кто в данное время с тех или других причин не работает, но потенциально способен к труду. Эта совокупность характеризует полный запас трудовых ресурсов страны.
Понятия «трудовые ресурсы» более распространенно, чем понятия «рабочая сила». Рабочая сила определяется способностью людей к труду и реализуется в процессе производства. Носителем рабочей силы является человек, поэтому рабочая сила существует на всех этапах развития общественного производства и неотъемлема от ее собственника – человека. Рабочей сила состоит с суммы жизненных благ, необходимых для поддержки жизни отдельных индивидуумов и членов их семей, затраты на их образование и подготовку. Рабочая сила, таким образом, отображает экономическое содержание трудовых ресурсов.
|
|
Численность трудовых ресурсов постоянно уменьшается и зависит от демографических социальных и экономических факторов.
Существует тенденция снижения численности занятых в сельском хозяйстве и промышленности и увеличивается в отраслях нематериального производства.
В условиях рыночной экономики, развития индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности, внедрения новых форм организации труда, особенно аренды, важную роль составляет образования рынка труда.
С целью повышения уровня занятости сельского населения предусматривается:
- увеличения количества трудоспособных в сельскохозяйственных предприятиях разных организационно-правовых форм за счет наращивания объема производства;
- благоприятствует развитию личных подсобных хозяйств, владельцы которых присоединились к приусадебным участкам земли, полученные впоследствии распаевания сельскохозяйственных угодий;
- образования сетей предприятий и организаций агро-сервиса, предусмотренном в сфере материальной поставки и сбыта продукции;
- развития малого предприятия в сфере деятельности, не связанных с сельскохозяйственным производством, отдельно бытового и коммунального обслуживания населения, туризма и т. д.;
Законодательное регулирование вопросов занятости сельскохозяйственных граждан, которые получили в личную собственность земельные участки в процессе реформирования сельскохозяйственных предприятий, и вопросов, связанных с предоставлением этим гражданам статуса безработных в случае потери ими работы.