МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине:
«ФАРМАКОЛОГИЯ»
СПЕциальность 060501 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
Методические рекомендации для самоподготовки студентов учебной дисциплины «фармакология» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
060501 «Сестринское дело»
Методические рекомендации к практическому занятию
Тема: Мягкие лекарственные формы.
Студент должен знать:
Основные мягкие лекарственные формы.
Студент должен уметь:
Выписывать мягкие лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы
Формируемые компетенции.
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
· Подготовьте материал лекции.
|
|
Ответьте на вопросы:
- Какие существуют мягкие лекарственные формы.
- Что такое мази?
- Из каких компонентов готовится мазь?
- Что применяется в качестве мазевой основы?
- Где изготавливаются мази?
- Что такое пасты?
- Из каких компонентов они состоят?
- Где изготавливаются пасты?
- Что такое суппозитории?
- Что является основой для суппозиторий?
- Как классифицируются суппозитории в зависимости от способа введения?
- Где изготавливаются суппозитории?
- Составьте малый кроссворд по теме «Мягкие лекарственные формы»
Оформите его в соответствии с методическими рекомендациями (см. выше).
· Приготовьте реферативное сообщение «История открытия мягких лекарственных форм».
Литература:
- Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2004 г.,
изд. центр «Март».
- «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.
- «Фармакология» учебник, В.В. Ряженов, 2004 г.
- «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2008 г.
- «Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное, 2010 г., ГЭОТАР МЕДИА
- «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
- М.Д. Гаевый Л.М.Гаевая «Фармакология с рецептурой» «КНО – Рус» М. 2011г
Методические рекомендации к практическому занятию
Тема: Твердые лекарственные формы.
Студент должен знать:
Основные твердые лекарственные формы.
|
|
Студент должен уметь:
Выписывать твердые лекарственные формы в виде рецепта с
использованием справочной литературы.
Формируемые компетенции.
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
· Подготовьте материал лекции.
Ответьте на вопросы:
- Какие виды твердых лекарственных форм существуют?
2. Что такое таблетки?
3. Что входит в состав таблетки и где они производятся?
4. Что такое порошки?
5. Какие порошки бывают?
6. Какое требование предъявляют к порошкам?
7. Почему лекарственные вещества выпускают в капсулах?
8. Из чего состоят капсулы?
9. Что такое драже?
10. Где изготавливают драже?
· Приготовьте реферативное сообщение «Современные твердые лекарственные формы.»
· В тетради для практических работ выпишите рецепты;
1. 10г 1% мази тетрациклина (Tetracyclinum). Назначить для закладывания за веко больного глаза 2 раза в день.
2. 25 г мази гепарина (Heparinum). Назначить наносить на пораженные участки 2 раза в день.
3. 50 г 5 % пасты стрептоцида (Streptocidum). Назначить для нанесения на пораженные участки кожи.
4. 10 суппозиторий с ихтиолом (Ichthyolum) по 0,2. Назначить для ректального введения 1 раз на ночь.
4. 10 суппозиторий «Анузол» («Anusolum»). Назначить по 1 суппозиторию 2 раза в день.
Литература:
- Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2004 г.,
изд. центр «Март».
- «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.
- «Фармакология» учебник, В.В. Ряженов, 2004 г.
- «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2008 г.
- «Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное, 2010 г., ГЭОТАР МЕДИА
- «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
- М.Д. Гаевый Л.М.Гаевая «Фармакология с рецептурой» «КНО – Рус» М. 2011г
Методические рекомендации к практическому занятию
Тема: Жидкие лекарственные формы.
Студент должен знать:
Основные жидкие лекарственные формы.
Студент должен уметь:
Выписывать жидкие лекарственные формы в виде рецепта с
использованием справочной литературы.
Формируемые компетенции.
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
· Подготовьте материал лекции.
Ответьте на вопросы:
1. Какие жидкие лекарственные формы вы знаете?
2. Где изготавливаются жидкие лекарственные формы?
3. Что такое растворы?
4. Какие требования к ним предъявляют?
5. Для чего используют растворы?
6. Чем отличаются настойки и экстракты? Где они изготавливаются?
7. Что такое настои и отвары? Из каких частей растений их готовят?
8. Что такое суспензии? Как их применяют?
9. Что такое эмульсии?
10. Что такое новогаленовы препараты? Как они применяются?
11. Что такое микстуры?
· Выпишите в виде рецепта:
- 50 драже рибофлавина (Riboflavinum) по 0,02. Назначить по 1 драже 2 раза в день.
- 20г активированного угля (Carbo activatus). Назначить на 1 прием.
- 10 таблеток валидола (Validolum). По 0,6. Назначить под язык при боли в сердце.
- 10 порошков камфоры (Camphora) по 0,2. Назначить по 1 порошку 2 раза в день.
- 10 таблеток, содержащих по 0,025г эфедрина гидрохлорида (Ephedrini hydrochloridum) и димедрола (Dimedrolum). Назначить по 1 таблетке утром и вечером.
- 20 порошков левомицетина (Laevomycetinum) по 0,25 в желатиновых капсулах. Назначить по 1 капсуле 3 раза в день.
- 10 таблеток «Асфен» («Asphenum»). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.
- 1 упаковку мази «Випросал» («Viprosalum»). Назначить для смазывания пораженного сустава.
- 10 суппозиторий с новокаином (Novocainum) по 0,1. Назначить при боли ректально.
Литература:
|
|
- Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2004 г.,
изд. центр «Март».
- «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.
- «Фармакология» учебник, В.В. Ряженов, 2004 г.
- «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2008 г.
- «Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное, 2010 г., ГЭОТАР МЕДИА
- «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
- М.Д. Гаевый Л.М.Гаевая «Фармакология с рецептурой» «КНО – Рус» М. 2011г
Методические рекомендации к практическому занятию
Тема: Лекарственные формы для инъекций.
Студент должен знать:
Основные лекарственные формы для инъекций.
Студент должен уметь:
Выписывать лекарственные формы для инъекций в виде рецепта с
использованием справочной литературы.
Формируемые компетенции.
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
· Подготовьте материал лекции.
Ответьте на вопросы:
- Какие лекарственные формы можно применять в качестве инъекций?
- Какие требования предъявляются к лекарственным формам для инъекций?
- Что должно быть указано на ампуле?
- Что должно быть указано на флаконе?
- Где изготавливаются лекарственные формы для инъекций?
- Что должен сделать мед работник перед вскрытием ампулы?
- Обязательно ли указывать характер раствора?
- Куда можно вводить масляные растворы?
- Каким образом вводятся суспензии?
- Как вводить раздражающие и гипертонические растворы?
- Выписать в виде рецепта.
- 500 мл стерильного раствора глюкозы (Glucosum) 5%. Назначить для внутривенного капельного введения.
- 10 ампул 0,1% раствора атропина (Atropinum sulfas) для подкожного введения при кишечной колике.
- 15 мл 3% спиртового раствора борной кислоты (Acidum boricum) для закапывания в ухо на ночь по 2 капли.
- 5 флаконов порошка бициллина 5 (Bicillinum 5) по 1500000 ЕД. назначить внутримышечно по 1500000 ЕД 1 раз в месяц.
- 25 мл масляного раствора эргокальциферола (Ergocalciferolum) 3,44%. Назначить по 2 капли до еды 1 раз в день.
- 20 драже дипразина (Diprazinum) по 0,025. Назначить по 1 драже 2 раза в день.
- 20 таблеток панкреатина (Pancreatinum) по 0,5. Назначить по 1 таблетке 3 раза в день до еды.
- 30 таблеток «папазол» («Papazolum»). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день.
- 10 вагинальных суппозиторий с метранидазолом (Metranidasolum) по 0,25. Назначить по 1 суппозиторию 2 раза в день.
- 50 мл линимента синтомицина (Syntomycinum). Назначить для смазывании пораженной поверхности.
· Составьте кроссворд по теме «Жидкие лекарственные формы».
|
|
Литература:
- Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2004 г.,
изд. центр «Март».
- «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2008 г.
- «Фармакология» учебник, В.В. Ряженов, 2004 г.
- «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2008 г.
- «Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное, 2010 г., ГЭОТАР МЕДИА
- «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2006 г.
- М.Д. Гаевый Л.М.Гаевая «Фармакология с рецептурой» «КНО – Рус» М. 2011г
Методические рекомендации к практическому занятию
Тема: Антисептические и дезинфицирующие средства.
Студент должен знать:
- отличия антисептических средств от дезинфицирующих и химиотерапевтических,
- основные группы антисептиков, показания к применению,
- технику безопасности при работе с некоторыми антисептиками.
Студент должен уметь:
- выписывать антисептические средства в рецептах с использованием справочной литературы.
Формируемые компетенции.
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 4.6 | Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. |
ПК 4.7 | Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала. |