Что такое здоровье?

Содержание

1. Что такое здоровье?................................................................................4

2. От чего зависит наше здоровье?............................................................7

3. Диагностика риска наиболее распространенных заболеваний……..8

3.1. Профилактические программы…………………………………………11

4. Оптимизация двигательного режима…………………………………13

4.1. Значение двигательной активности…………………………………..13

4.2. Нормы двигательной активности…………………………………….13

4.3. Рациональные параметры физических

нагрузок в оздоровительной тренировке………………………………….16

4.4. Рациональные величины объема и

мощности (интенсивности) нагрузок……………………………………..16

4.5. Кратность занятий в недельном цикле………………………………18

4.6. Контроль адекватности оздоровительной тренировки…………19

4.7. Формы оздоровительной физической культуры……………………20

4.8. Направленность тренировки……………………………………………27

4.9. Учет индивидуальных особенностей…………………………………28

5. Рациональное питание………………………………………………..33

5.1. По какой системе питаться?..........................................................34

5.2. Индивидуализация питания…………………………………………….41

6. Психофизиологическая саморегуляция……………………………..44

6.1. Как противостоять стрессу?..........................................................45

6.2. Аутодиагностика стресса………………………………………………48

6.3. Научимся справляться со стрессом…………………………………..53

7. Поддержание иммунитета и закаливание……………………………69

8. Рациональная организация жизнедеятельности……………………..79

Что такое здоровье?

Авторы различных дефиниций здоровья используют множество критериев, характеризующих сущность этого понятия. П.И. Калью [18] в обзорной информации о сущностной характеристике понятия «здоровье» выделяет медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную модели определения данной категории. Таким образом, с общеметодологических позиций все они могут быть сведены к двум определениям: негативному и позитивному. Первое рассматривает здоровье как отсутствие болезни. Второе – как состояние «благополучия», «оптимального функционирования организма», «равновесия между индивидом и окружающей средой», «полнокровное существование человека» и т.п.

Длительное противостояние этих двух подходов в конечном итоге завершилось «примирением» в уставе ВОЗ, который определил здоровье как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. И, несмотря на то, что данное определение не может считаться достаточно научным, оно указывает на необходимость структурного подхода в анализе этого целостного многоуровневого понятия. В этой связи, здоровье, согласно современным представлениям, рассматривается как состояние, как процесс и как способность.

При анализе здоровья как состояния выделяют: первое состояние (состояние здоровья, характеризующееся высоким уровнем адаптационных возможностей); второе состояние (состояние болезни со срывом адаптации); третье состояние (пограничное между здоровьем и болезнью). В последние годы повышенный интерес исследователей проявляется в отношении пограничного состояния. Дело в том, что переход от здоровья к болезни осуществляется через ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности обращаться за медицинской помощью, но одновременно являются одними из основных и распространенных факторов риска развития нозологических форм заболеваний. Эти переходные стадии объединяются под одним общим названием "третье состояние". По оценкам специалистов в этом состоянии находится до 50-75% населения земного шара. По традиционной школьной классификации это дети самой многочисленной второй группы здоровья.

Практический интерес к данной проблеме объясняется еще и тем, что третье состояние неоднородно по своему составу и может быть разделено как минимум на две стадии: донозологическую, когда функции организма реализуются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, и преморбидную, характеризующуюся выраженным снижением функциональных резервов и перенапряжением механизмов гомеостаза. В каждой из них тактика коррекционной работы должна принципиально различаться. Если в первом случае возможно широкое использование средств и методов, основанных на мобилизации функциональных резервов и т.н. «тренирующем стрессе» (физическая тренировка, закаливание и т.д.), то во втором случае это исключено, так как сначала необходимо эти резервы восстановить.

Третье состояние не предполагает фатального перехода в стадию болезни. Скорее это шанс, подаренный человеку природой, для восстановления резервных возможностей организма. Поэтому здоровье рассматривается и как процесс – процесс его сохранения, укрепления, формирования и саморазвития. Основным механизмом сохранения здоровья является гомеостаз в его динамическом равновесии гомеокинезе.

Другой фундаментальной способностью организма, которую он использует для сохранения здоровья, является адаптация. В едином непрерывном процессе адаптации выделяют две стадии: срочную, реализующуюся уже готовыми, сформировавшимися в процессе фило- и онтогенеза механизмами, и долговременную, для осуществления которой имеются лишь генетически детерминированные предпосылки, обеспечивающие их постепенное формирование, при многократном использовании наличных механизмов срочной адаптации. Так как за адаптацию необходимо «платить», то отсюда вытекает еще один превентивный подход к здоровью, связанный с необходимостью поддерживать определенный уровень резерва адаптационных возможностей. Наконец, сохранить здоровье можно путем сокращения его потерь, устранив причины чрезмерного расходования здоровья, исключив факторы риска.

В основе укрепления здоровья лежит другой, здравосозидающий механизм. Он также базируется на адаптивных реакциях организма, но направлены они не столько на сохранение, сколько на увеличение адаптационных ресурсов и резервов здоровья. Такого рода реакции возникают под воздействием т.н. «физиологического», «тренирующего» стресса и выражаются в морфофункциональных преобразованиях («функциональная индукция избыточного анаболизма»), обеспечивающих переход организма на новый, более высокий уровень адаптационных возможностей.

Согласно негэнтропийной теории онтогенеза, повышение адаптационного потенциала связано, прежде всего, с ростом энергетического резерва организма, повышением запаса «свободной энергии». Так как львиная доля энергии образуется в организме в ходе аэробных реакций, а они, в свою очередь, лимитируются величиной максимального потребления кислорода (МПК), становится понятен интерес исследователей к данному показателю энергопотенциала. Существуют даже представления о наличии критического для здоровья уровня МПК. Действительно, многочисленные исследования свидетельствуют, что высокие аэробные возможности не только препятствуют развитию хронических заболеваний, но и повышают устойчивость организма к различного рода неблагоприятным факторам. Что же касается анаэробиоза, то его рассматривают как механизм выживания в экстремальных условиях. Его вклад в общий энергопотенциал гораздо скромней, кроме того, образующиеся продукты промежуточного обмена серьезно осложняют работу организма. Поэтому повышение адаптационного потенциала человека и укрепление здоровья в основном идет по пути повышения порога анаэробного обмена и недопущения накопления кислородного долга.

Таким образом, в организме, наряду с реакциями, направленными на сохранение здоровья, функционирует реакции, обеспечивающие его накопление, укрепление. Оба механизма находятся в сложном диалектическом взаимодействии. Например, в преморбидной фазе пограничного состояния оправдано доминирование механизма сохранения адаптационного резерва, причем он работает преимущественно на биологическом уровне. В то же время мощные гомеостатические реакции могут препятствовать увеличению адаптационных возможностей у здорового или находящегося в донозологической фазе человека. Поэтому стимуляция этого механизма сопряжена с хорошо спланированной оздоровительной деятельностью.

Здоровье - как целостное многомерное динамическое явление, развивается, в процессе реализации генетического потенциала человека, в условиях конкретной социальной среды и становится, таким образом, частью его общей культуры. В этой связи, мы вправе говорить о формировании культуры здоровья как целенаправленном процессе улучшении качества жизни, формировании навыков ее здорового стиля, повышении уровня образованности человека в этой области. Существующие трактовки понятия «культура здоровья» рассматривают ее как сложно структурированное образование личности, включающее мотивационно-ценнностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Недостатком такого рода определений является, на наш взгляд, во-первых, смещение акцентов с результатов на процесс, а, во-вторых, слишком общий, иррациональный характер определений, создающий непреодолимые трудности в оценке уровня культуры здоровья.

В своем определении культуры здоровья мы стремились более четко структурировать понятие и ввели в него результативную составляющую. Таким образом, культура здоровья - это интегральная характеристика личности, включающая в себя здоровьеформирующие мотивационно-ценностные ориентации, наличие представлений о здоровье и здоровом образе жизни, умение оценить уровень различных составляющих своего здоровья, способность к использованию механизмов саморегуляции организма для сохранения и укрепления здоровья, ведение здорового стиля жизни, уровни физического, психического, социального благополучия, максимально соответствующие потенциальным возможностям человека.

В процессе формирования культуры здоровья определяющую роль играет активная позиция личности, которая строит жизнь по личному способу бытия, т.е. речь идет о саморазвитии культуры здоровья. Под саморазвитием культуры здоровья мы понимаем целенаправленное самоизменение личности, служащее цели ее физического, психического, социального и духовного благополучия и развития, включающее изначальное признание себя как субъекта собственного развития, формулировку и корректировку целей саморазвития и самооздоровления, самопроцессы в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самоконтроля, разработку и реализацию индивидуальных диагностических, профилактических, коррекционных и оздоровительных программ с учетом индивидуального стиля оздоровительной деятельности, положительную динамику такого саморазвития.

Наконец, здоровье – это еще и способность. Причем, учитывая, что эта дефиниция не только медико-биологическая, но и социальная, речь идет о способности к реализации человеком своих биологических и социальных функций. На способность проявлять свое здоровье мощное влияние оказывают душевные (психические) и духовные качества личности. В зависимости от соответствия жизненных установок, притязаний индивида и проявлений здоровья формируется та или иная степень физического, душевного и социального «благополучия».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: