Понятие самосохранительного поведения в зарубежной науке

В 70-80-е годы делался упор на индивидуальные факторы, влияющие на состояние здоровья. К концу восьмидесятых он сменился усилением внимания к детерминантам здоровья, носящим социальный характер.

Защитники системно-уровневых изменений для улучшения здоровья призвали к более широкому рассмотрению здорового образования («health behavior») и продвижения здоровья («health promotion») (Minkler, 1989). Данные призывы к социальному действию ознаменовали скорее возврат к холистическим подходам, нежели к какому-либо совершенно новому мировоззрению. Они лежат в традиции здорового образования и согласуются с давно устоявшимся пониманием того влияния, которое оказывают на здоровье социальные, экономические и политические факторов. Сосредоточение исключительно на центростремительных (индивидуальных) причинах неудовлетворительного состояния здоровья в ущерб центробежным причинам может повлечь за собой упущение значительных возможностей улучшить это состояние (McKinlay, Marceau, 2000).

За последние сорок лет ведущие специалисты по здоровому образованию («health education») неоднократно подчеркивали важность политических, экономических и социальных факторов как детерминант здоровья. М. Дерриберри (Derryberry, 1960) отмечал, что «здоровое образование … требует внимательного и тщательного рассмотрения существующего знания, отношений, целей, восприятий, социального статуса, структуры власти, культурных традиций и других аспектов, к которым имеет отношение население». Д. Нисвандер говорила о важности обращения к социальной справедливости, наряду с чувством контроля индивидов («individuals’sense of control») и самоопределением («self-determination») (Nyswander, 1966). Эти идеи были воспроизведены позднее. У. Гриффитс подчеркивал, что «здоровое образование касается не только индивидов и их семей, но также институтов и социальных условий, которые препятствуют или способствуют достижению индивидами оптимального здоровья» (Griffiths, 1972). Модель PROCEDE/PROCEED Л.У. Грина и М.У. Крейтера, впервые широко использованная более 25 лет назад, охватывает различные факторы, влияющие на здоровье (Green, Kreuter, 2005). Индивид не существует в социальном вакууме.

В последнее десятилетие взгляды на здоровое образование как инструмент социальных изменений зазвучали с новой силой. Политическая, правозащитная и организационная деятельность понимаются как основные направления работы в отношении национального здоровья и здорового образования. В настоящее время эксперты соотносят социальные и поведенческие факторы, связанные со здоровьем, с множеством уровней влияния, включающим индивидуальный, интерперсональный, институциональный, коммьюнитарный (community) и политический уровни (Smedley, Syme, 2000) [152, с. 9-10].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: