Социальная установка как фундаментальная предпосылка ССП

Под установкой в самом общем виде мы понимаем процесс индивидуального сознания, который детерминирует реальную или возможную деятельность индивида в социальном мире. Установка есть индивидуальный двойник социальной ценности; деятельность в любой форме является связью между ними. По причине своей связи с деятельностью и индивидуальным сознанием, ценность отличается от естественной вещи. По причине своей связи с деятельностью и поэтому с социальным миром, установка отличается от физического состояния. [159]

В настоящее время наибольший интерес проявляют к установкам как системам: примерами являются последовательная теория исследования об отношениях между установками по различным вопросам или между убеждением и поведением, а также как установки функционируют внутри личности в целом.

Остановимся на выяснение механизма, лежащего в основе изменения установки к ССП. В данном ракурсе необходимо проанализировать теоретические вопросы трех видов: различие между установками и другими конструктами; компоненты установок; функции установок внутри более широкой когнитивно-мотивационной системы личности [156].

На практике под установкой обычно понимается предшествующая любым актам поведения готовность действовать определенным образом на основе предшествующего опыта, оказывающая направляющее и/или динамическое влияние на поведение. (Оллпорт, Л. Дуб, Шайн, Д. Кэмпбэлл) [146,149,161].

Установка состоит из компонентов, имеющих определенную структуру, при этом могут существовать взаимосвязанные структуры внутри системы из нескольких различных установок (то есть, среди ответных тенденций по отношению нескольких различных классов объектов, к примеру, здоровью, красоте и молодости). Установки определяют вектор поведения, то есть могут направлять его к определенной цели и делать его избирательным, а также стимулируют поведение в отношении отдельных объектов и предметов.

Выделяют следующие компоненты установки: когнитивный (ощущение и действование), аффективный и конативный.

Когнитивный компонент установки к ССП (также называемый перцептуальным, информационным или стереотипическим компонентом) включает в себя в первую очередь восприятие здоровья как объекта установки, его концептуальную коннотацию, когнитивные схемы-представления об общепринятых нормах. Когнитивный компонент установки сам по себе может состоять из разного числа элементов, составляющих иерархию, и протяженности объектов, к которым применяется когнитивный компонент [154].

Аффективный компонент установки (также называемый ощущением или эмоциональным компонентом) имеет дело с ощущением приятного или неприятного в поведении, свойственном охране здоровья. Он является стержнем установки, в то время как когнитивный и конативный компоненты рассматриваются как приращения, которые формируются вокруг него или как матрица, из которого он вырастает. Конативный (поведенческий) компонент установки включает в себя мотивы, ценности, склонности и другие побудители самосохранительного поведения.

Различается четыре функции установок: (1) утилитарная, (адаптивная) функцию; (2) функция экономии знания; (3) экспрессивная функция (функция самореализация); и (4) эго-защитная функция (У. МакГюир) [156].

Утилитарная (адаптивная) функция: установка к ССП служит инструментом в достижении целей сохранения здоровья, в частности она способствует поддержанию необходимых отношений со значимыми другими. Эти установки могут быть изменены, как считал Кельман, при изменения ролевых отношений личности к значимым другим или посредством изменения ее восприятия точки зрения этих других [155].

Функция экономии знания состоит в формировании упрощенного взгляда и ясного практического руководства относительно самосохранительного поведения по отношению к тем или иным к объектам. В жизни человека, особенно ребенка, довольно много сложных и не волне ясных феноменов, понять специфику которых он не в состоянии. В этом случае люди обычно группируют их в условные категории и делают обобщения относительно отношений внутри этих абстрактных категорий. Таковы наши стереотипы и убеждения, которые конституируют мир наших установок. Так, общественное мнение состоит из экономичного упрощения сложного мира. Установка является адаптивным упрощением, которое подчеркивает разные аспекты здорового образа жизни, важные для формирования поведения человека.

Экспрессивная функция включает в себя эмоциональное удовлетворение и самоутверждение, и связана с наиболее комфортной для индивида идентичностью, являясь, таким образом, и средством субъективной самореализации. Личность принимает установки, чтобы поддерживать или оправдывать свое поведение. Установки помогают оправдывать поведение, а не просто действовать в силу внутренних интенций личности.

Эго-защитная функция. Установка к ССП может помогать человеку справляться с внутренним конфликтом, происходящим из скрытых потребностей личности, и объект, на который они направлены может быть достаточно случайным. Такие установки недоступны изменениям посредством стандартных подходов, таких как обеспечение личности дополнительной информацией об объекте, на который направлена установка. Такова, например, враждебность по отношению к больным СПИДом, которая развивается по эго-защитной причине, и которая может стать основанием для выбора знакомств.

Как происходит смена установок?

Перцептуальная теория, предложенная С. Ашем, состоит в том, что происходит не столько изменение мнения личности о данном объекте, сколько изменение восприятия того объекта, о котором высказывается мнение. Например, если школьник, который очень плохо отзывается о «политиках», получает информацию, что большинство его сверстников оценивает эту профессию очень высоко, то в следующий раз он будет, вероятно, выражать более благосклонное мнение о политиках. При этом он не меняет свое мнение об индивидах, к которым испытывал негативное чувство, а реинтерпретирует то, что подразумевается под понятием «политики», например, интерпретировать «политиков» скорее как государственных деятелей, чем публичных ораторов, при этом не меняя своего мнения ни о государственных деятелях, ни о публичных ораторах [148].

Исходя из перцептуальной теории, формирование и изменение установок к ССП происходит под влиянием общественного мнения и значимого близкого окружения.

Теория последовательности (consistency-theory approach) предполагает, что изменения установок связаны с тем, что личность стремится сохранить максимальную степень внутренней гармонии внутри своей системы убеждений и между своими убеждениями и своими действиями. Люди склонны не к строго логической последовательности, а к «психологическим» содержательным аксиомам, не подчиняющимся строгой логике, таким как «Враг моих врагов есть мой друг», «Все, что нравится моему другу, также нравится и мне», и т.д. Относительно установки на ССП можно утверждать, что его механизм строится в русле общепринятых моделей поведения.

Вышеперечисленные теории принадлежат американским теоретикам установок. Однако для самосохранительного поведения представляется наиболее релевантной диспозиционная концепция отечественного ученого В.Я. Ядова. Диспозиционная система личности также имеет структуру, состоящую из следующих компонентов: эмоционального, когнитивного, поведенческого. Опираясь на разработанную им классификацию, можно выстроить иерархию установок к ССП и выделить в ней установки следующие уровни:

1. Элементарные поведенческие готовности, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях и не осознаваемы (пить кипяченую воду, употреблять свежую пищу и т.п.)

2. Комплексные социальные диспозиции, сформированные на основе более сложных социальных потребностей приобщения к определенной сфере и включения в эту сферу как доминирующую среди других. Они характеризуют доминирующие составляющие самосохранительной направленности личности. К примеру, регулярно посещать стоматолога, избегать случайных интимных связей и т.п.

3. Система ценностных ориентаций на здоровье как цель жизнедеятельности и средства достижения этой цели, формирующаяся на основе высших социальных потребностей личности (в широком смысле социальная интеграция) [144, с. 421].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: