Заключение. Анализ состояния здоровья населения России показал его неуклонное ухудшение в последние десятилетия

Анализ состояния здоровья населения России показал его неуклонное ухудшение в последние десятилетия. В настоящее время здоровье россиян находится у критической отметки, что ставит под угрозу перспективы развития российской общества и само выживание нации. Россия занимает низшие места практически по всем значимым индикаторам качества жизни, уступая не только наиболее экономически развитым странам Европы, но самым неблагополучным их них.

Чрезвычайно тревожными выглядят показатели здоровья (нездоровья) детей и подростков в Российской Федерации. Это касается и сугубо медицинских аспектов, связанных со все большим распространением различного рода заболеваний среди детей, и влияния на здоровье подрастающего поколения социально обусловленных факторов риска, таких как курение, алкоголь, наркотики, незащищенный секс и т.д. Подобное неблагополучие в сфере здоровья населения страны, включая подрастающее поколение, ставит вопрос о поиске новых подходов к охране здоровья граждан и, прежде всего, детей, подростков и молодежи.

Проведенный обзор исследований вопросов охраны здоровья в общественных науках показал, что здоровьеохранительные практики стали складываться на почве подходов, предложенных классиками социологии в первой трети XX века. В дальнейшем социальные ученые обнаруживали все более новые ракурсы взгляда на проблему охраны здоровья людей, обсуждая как общественные, институциональные, так индивидуальные ее механизмы. В 1980-годы новый импульс исследованиям в этой сфере был задан социально-экономическими проблемами, эпидемией СПИД, распространением в развитых обществах моды на здоровый образ жизни. В этот же период в активное обсуждение механизмов и факторов, влияющих на здоровье, включились российские ученые.

Анализ здоровья как междисциплинарного понятия показал, что здоровье трактуется сегодня достаточно широко: это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболевания или физического дефекта. Здоровье следует рассматривать в двух аспектах – индивидуальном и социальном. Индивидуальное здоровье характеризуется тремя уровнями: физическим, психическим и социальным. Общественное здоровье понимается как социальный феномен, продукт общественного развития, связанный с определенным историческим периодом времени и его социальными и культурными условиями.

Охрана здоровья – индивидуального и общественного – традиционно рассматривается как общественная практика, реализуемая преимущественно через совокупность учреждений и организаций, выполняющих специфические санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, которую и принято называть здравоохранением. В данном случае реализуется узкий взгляд на охрану здоровья, не учитывающий всей совокупности разноуровневых факторов, влияющих на здоровье, а также механизмы его сохранения. При таком подходе все здравоохранение сводится к медицинскому контролю, по природе своей фокусирующему внимание на нездоровье (болезни). В реальности же основная активность индивида, значимая для состояния его здоровья, имеет место за пределами системы предоставления медицинских услуг.

Современное понимание здоровья и его факторов требует реализации более широкого взглядана охрану здоровья как на систему идеологических и практических мер общества, его социальных институтов, организаций, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека.

В индивидуальном аспекте практика охраны здоровья связана с личной ответственностью человека за свое здоровье. Важнейшим показателем и фактором индивидуального здоровья является то, как сам человек его воспринимает, что он о нем знает и думает, какие действия, вредящие или способствующие здоровью, он предпринимает. Эти аспекты выражаются в целой серии терминов, использующихся в социальных и гуманитарных науках: отношение к здоровью, внутренняя картина здоровья, валеологическая культура личности, здоровый образ жизни, здоровое (самосохранительное) поведение. Самосохранительным поведением принято называть поведение индивида в сфере здоровья (health behavior), которое определяется как система действий и отношений (установок), опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида.

Использование «поведенческой» терминологии определено опосредующей ролью поведенческого фактора в многофакторной обусловленности здоровья условиями социализации, генетикой, экологией, здравоохранением, социально-экономическими и социально-демографическими факторами. Осознание этой связи общественного и индивидуального уровня в практиках здоровья привело к развитию в передовых странах концепций здорового образования («health education») и продвижения здоровья («health promotion»). В идее здорового образования, которое «касается не только индивидов и их семей, но также институтов и социальных условий, которые препятствуют или способствуют достижению индивидами оптимального здоровья», их взаимосвязь проявилась наиболее четко.

Из многочисленных факторов, влияющих на здоровье человека и общества, особый интерес представляют те, которые подлежат управлению и корректировке силами общества, его институтов и организаций и самого индивида. Среди них выделяются группы социально-экологических, социально-демографических, социально-экономических, социокультурных, социально-политических факторов, а также влияние различных институтов и организаций общества на состояние здоровья и продолжительность жизни граждан.

Анализ индивидуального механизма охраны здоровья выявил методологические трудности в изучении этого аспекта проблемы. Они связаны с тем, что несмотря на обусловленность целым спектром личных потребностей и мотивов индивида, поведение является в большей степени следствием воздействия культуры и социальной структуры общества.

Формированию индивидуальных механизмов охраны здоровья препятствует целый ряд причин, в основе которых лежат социально-психологические закономерности. Среди них субъективные характеристики (потребности индивида, его способность к саморегуляции, индивидуальный локус контроля, субъективно-ценностное восприятие здоровья, представление и информированность о нем), возрастные особенности психического развития, социальные установки личности. Последние мы рассматриваем как фундаментальную предпосылку самосохранительного поведения.

Изменения, произошедшие в разных странах в связи с усилением внимания к здоровью населения и принятием ряда профилактических мер, подтвердили, что схемы поведения, зависящие от сознательной мотивации, оказываются менее устойчивыми, чем те, которые являются естественным итогом воздействия социальных норм и традиций. Это означает, что проблема охраны здоровья отдельного индивида, формирования у него самосохранительного поведения немыслима без развития общей культуры здоровья и самосохранения в обществе, что предполагает системную работу на всех уровнях социальной организации и вовлечение в этот процесс различных социальных институтов.

Институциональный механизм охраны здоровья связан с функционированием социальных институтов— важнейших элементов социальной структуры, интегрирующих и координирующих множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. В охране здоровья, как широко трактуемом явлении, играют (или способны играть) роль различные социальные институты и организации общества. При этом большинство из них затрагивают своей деятельностью лишь отдельные аспекты этой проблемы.

Так, роль социального института права в сфере охраны здоровья связана с необходимостью создания нормативно-правовых условий реализации права каждого человека на здоровую жизнь. Это выражается в производстве законодательных норм, регулирующих различные аспекты общественной жизнедеятельности, имеющей отношение к здоровью человека – организацию медицинской помощи, осуществление санитарно-гигиенического контроля, защиту окружающее среды, а также продвижение в масштабах всего общества идей и паттернов здорового поведения.

Влияние на охрану здоровья экономики – института, призванного обеспечить адаптацию человека и общества к условиям жизнедеятельности, выражается в детерминации социального неравенства и стратификации, продвижении товаров, услуг и связанных с ними образцов поведения, нередко нездоровой направленности.

Более значима для охраны здоровья политика - социальный институт, занимающийся поддержанием целостности общества, регулированием общественных процессов и социализацией членов общества. Субъектом политической власти в обществе выступает государство, от которого ожидается продвижение идеологии здоровья, разработка соответствующей социальной политики и наделение других общественных структур обязанностями и полномочиями по охране индивидуального и общественного здоровья.

От семьи, являющейся основным институтом социализации, ожидается наиболее активное участие в охране здоровья, прежде всего, за счет трансляции самосохранительных ценностей, установок и образцов поведения подрастающему поколению. Однако, семья с этой задачей не справляется, что связано с переживаемым ею институциональным кризисом, неподготовленностью к такого рода деятельности, а также по причине отсутствия развитой культуры самосохранения у большинства российских семей.

Большим потенциалом с точки зрения охраны здоровья, а именно продвижения здоровья и просвещения в сфере здоровья, обладают СМИ. Однако, будучи коммерциализированными, они, скорее, играют деструктивную роль в отношении здоровья, распространяя сомнительные и порой опасные идеи и информацию.

Наконец, традиционно (и неверно) считающаяся ключевой в деле охраны здоровья система здравоохранения, на современном этапе своего развития не справляется даже с тем кругом задач, которые перед ней поставлены. В то же время, даже будучи «здоровой», система здравоохранения не будет в состоянии самостоятельно обеспечивать охрану здоровья, поскольку фокус ее внимания направлен на нездоровье и способы борьбы с ним. Функциональное назначение и ресурсный потенциал российской системы здравоохранения в принципе не соответствуют масштабу и характеру проблемы охраны общественного здоровья.

В целом, в настоящее время роль данных социальных субъектов охраны здоровья ограничена и однобока. Одна их часть (право, политика, здравоохранение, семья) по разным причинам не справляется с задачами сохранения здоровья людей, другая (экономика, СМИ) - выступает фактором неблагополучия в сфере здоровья и, скорее, противодействует, нежели способствует его охране. Неэффективность или деструктивность деятельности в сфере охраны здоровья одних институтов нередко является следствием неадекватности функционирования других. Так, государство, не имея общенациональной идеологии здоровья и базирующихся на ней политических установок на охрану здоровья, оказывается неспособным регулировать - ни с правовой, ни с организационной точки зрения - действие факторов, вредящих здоровью, и деятельность соответствующих институтов. В итоге, многочисленные субъекты, так или иначе связанные с охраной здоровья, действуют разрозненно и разнонаправлено, хотя и в рамках общего – медикалистского – направления, в итоге не охватывая своим влиянием именно те факторы, от которых в наибольшей степени зависит формирование здорового (самосохранительного) поведения и, в конечном счете, состояние здоровья нынешнего и следующих поколений россиян.

Наиболее перспективным институтом, с точки зрения решения проблемы охраны здоровья, является образование, в существенной степени определяющее характер функционирования и направления развития других подсистем в современном обществе. Социальной миссией образования в обществе является формирование человеческого капитала через обучение и воспитание членов общества, их интеграцию в социум, и проектирование будущего. Поскольку решение этих задач невозможно в отсутствие у индивида здоровья, вопрос его охраны представляется актуальным и для образования, тем более, что сама деятельность системы образования на современном этапе становится фактором, негативно воздействующим на здоровье детей, подростков и молодежи.

Образование является тем социальным институтом, вклад которого в процесс охраны здоровья индивида и общества критичен. Ни один из прочих социальных институтов и организационных структур не может принять на себя ответственность по охране здоровья в наиболее важном – превентивном – аспекте, что предполагает осуществление целенаправленной, системной и долговременной работы, задействующей индивидуальные механизмы здоровьеохранения и способствующей формированию здорового (самосохранительного) поведения.

Мобилизация потенциала и технологических возможностей образования возможна при условии закрепления за ним новой институциональной функции – охраны здоровья. Возможность выполнения образованием этой функции обусловлена следующими обстоятельствами:

- институт образования наиболее подконтролен государству и наименее коммерциализирован, по сравнению с другими социальными институтами и организациями;

- своей деятельностью институт образования охватывает подавляющее большинство (в идеале всех) детей и подростков;

- организация жизнедеятельности индивида, которая в значительной степени определяет его дальнейшее поведение и состояние здоровья, в период детства и отрочества во многом зависит от агентов социализации, в том числе организаторов образования и педагогов;

- индивид включается с систему образования на этапе первичной социализации, когда воздействия, направленные на формирование установок, простейших навыков и стереотипов поведения, наиболее эффективны;

- индивид интегрирован в систему образования на протяжении длительного и критичного, с точки зрения социализации, периода своей жизни, что создает возможности целенаправленного и систематизированного воздействия на личность на разных этапах ее развития;

- для детей и подростков учебная деятельность является естественной, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни, навыков самосохранительного поведения могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс;

- система образования имеет многоуровневую структуру, что позволяет обеспечить непрерывность, последовательность и преемственность формирования самосохранительных установок и здорового поведения на всех этапах отногенеза и развития личности;

- институт образования располагает эффективными технологиями передачи знаний, формирования навыков и стереотипов поведения; именно в рамках системы образования могут быть реализованы наиболее эффективные модели формирования здорового образа жизни – через социализацию в сфере здоровья;

- в процессе образовательной деятельности достигается интеграция индивидуального и институционального механизмов охраны здоровья, что позволяет радикально повысить эффективность решения этой задачи в масштабах общества.

Таким образом обоснована новая институциональная функция образования – охрана здоровья. Обсуждение проблемы охраны здоровья сквозь призму функционирования института образования позволило выделить двухуровневую систему факторов охраны здоровья обучающихся. С оциальный уровень охраны здоровья образуют следующие факторы:

- социально-политические (государственная политика в области охраны здоровья и образования; правовое регулирование охраны здоровья обучающихся);

- социально-экономические (состояние материально-технической базы образовательных учреждений; организация питания обучающихся; медицинское обслуживание в образовательном учреждении; условия для занятий физкультурой);

- социокультурные (модель идеального здорового (самосохранительного) поведения обучающегося; нормы и традиции здорового образа жизни, свойственные конкретным образовательным учреждениям; социокультурные образцы здорового поведения, транслируемые педагогами и организаторами образования; программы пропаганды здорового образа жизни и профилактики нездоровья, реализуемые в образовательных учреждениях);

- социально-экологические (эргономические и санитарно-гигиенические требования к организации обучения и их выполнение / невыполнение образовательными учреждениями; последствия внедрения технических средств обучения и новых информационных технологий в образовательный процесс);

- педагогические факторы (представленность идей здоровья и здорового поведения в образовательных стандартах и программах; уровень подготовки работников системы образованиям и его направленность на обеспечение здоровья и обучение здоровому (самосохранительному) поведению; трудовая нагрузка на школьника; уровень психологического риска для развития личности в современном образовательном учреждении); эмоциональное выгорание педагогов).

Индивидуальный уровень охраны здоровья обучающихся обусловлен влиянием социально-психологических факторов, в том числе: компетентности обучающихся в сфере здоровья; представления обучающихся о здоровье; значимости здоровья в иерархии ценностей; мотивов и потребности в достижении здоровья; установок обучающихся на здоровое поведение.

Анализ механизмов охраны здоровья обучающихся подтвердил справедливость вывода о противоречивой – на сегодняшний день – роли института образования в охране здоровья: с одной стороны, различные аспекты его жизнедеятельности действуют как факторы риска для здоровья подрастающего поколения, с другой – образование обладает потенциалом и технологиями для принятия и выполнения новой институциональной функции – охраны здоровья.

Концепция охраны здоровья как институциональной функции образования рассматривалась как исходный способ оформления, организации и развертывания знания по проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Предложенная Концепция представляет собой систему научно обоснованных взглядов на роль института образования в процессе охраны здоровья, теоретико-методологических представлений об основных предпосылках, возможностях, принципах, целях и механизмах реализации системой образования функции охраны здоровья через формирование и развитие у обучающихся основ самосохранительного поведения.

Основными идеями концепции охраны здоровья как институциональной функции образования являются следующие:

- Эффективная охрана здоровья должна удовлетворять требованиям охвата подавляющее большинство населения, соответствия культурно-историческому и социально-экономическому контексту, ориентации на модель здоровья как результат здорового образа жизни и самосохранительного поведения, интеграции индивидуального и институционального механизмов охраны здоровья, воздействия на индивида в сензитивный период социализации, в значительной степени определяющий его дальнейшее поведение и состояние здоровья, целенаправленного и систематизированного воздействия на личность на разных этапах ее развития, обеспечения непрерывности, последовательности и преемственности формирования и укрепления здоровья на всех этапах онтогенеза, ненасильственного органичного включения в повседневную жизнедеятельность индивида, обеспечения приемлемости, достижимости и привлекательности для людей разного возраста, пола и статуса, наличия эффективных технологий моделирования здоровья и его детерминант, обеспечения устойчивых измеряемых результатов.

- Образование - социальный институт, удовлетворяющий вышеперечисленным требованиям, способный задействовать механизмы и создать условия для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса у детей и молодежи.

- Введение охраны здоровья в качестве новой функции института образования означает создание системы механизмов и условий для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса.

- В настоящее время институт образования функционирует во вред здоровью обучающихся (латентно выполняяя дисфункцию охраны здоровья), поскольку цели и задачи образования достигаются ценой разрушения здоровья детей и молодежи.

- Необходимо устранить дисфункцию, угрожающую выживанию нации, и внести принципиальные изменения в функционирование института образования, которые позволят использовать потенциал и возможности системы образования для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса у детей и молодежи.

Концепция включает принципы реализации охраны здоровья как функции института образования, описание закономерностей, связанных с отсутствием охраны здоровья в системе образования, а также характеризующих возможности образования функционировать в качестве института охраны здоровья, которые необходимо учитывать при реализации концепции и модели управления охраной здоровья обучающихся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрахамсон, П. Социальная эксклюзия и бедность [Текст] / П. Абрахамсон // Общественные науки и современность. - 2001. - № 2. - С. 158 – 166.

2. Александров, А.А. Формирование здорового образа жизни – основа ранней профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // XYI Съезд педиатров России [Текст]: материалы Съезда. / А.А. Александров, М.Б. Котова, Е.И. Иванова. - 2009.- С. 14 - 16.

3. Альбицкий, В.Ю. О медицинской активности семьи ребенка дошкольного возраста [Текст] / В.Ю. Альбицкий // Медико-социальные исследования в медицине. - М.: 1986. - С. 145 - 149.

4. Ананьев, В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания [Текст] // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбГУ, 2000.

5. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. [Текст]: Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. / В.А. Ананьев. — СПб., 2006.

6. Антонов, А.И. Основные положения программы исследования. Отношение человека к здоровью и продолжительности жизни [Текст] / Отв. ред. И.В. Журавлева. – М., 1989.

7. Антонов, А.И. Социально-психологические аспекты продолжительности жизни. Актуальные проблемы демографии [Текст] / А.И. Антонов. – Рига, 1983.

8. Аронсон, П. Утрата институционального доверия в российском здравоохранении [Текст] / П. Аронсон // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - №2. – С. 26 - 34.

9. Артеменков, А.А. Изменения вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам [Текст] / А.А. Артеменков // Гигиена и санитария. - № 1. – 2007. – С. 18 - 25.

10. Атлас здоровья в Европе [Текст]: всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. – М.: Весь Мир, 2004. – 112 с.

11. Бажин, Е.В. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / Е.В. Бажин, У.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психологический журнал. - 1984. - №3. - С. 152 - 162.

12. Балыхин, Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект [Текст] / Г.А. Балыхин. – М.: ЗАО Экономик, 2003. – 428 с.

13. Баранов, А.В. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактике и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст]: Руководство для врачей. / А.В. Баранов, Л.М. Кучма - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 432 с.

14. Бендина, О.А. Практики сохранения здоровья в контексте культуры [Текст]: автореф. докт. дис. / О.А. Бендина. - Саратов. - 2009.

15. Бойко, В.В. Рождаемость. Социально-психологические аспекты [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Мысль, 1985.

16. Братусь, С.Б. Аномалии личности [Текст]: научное издание / С.Б. Братусь. - М.: Мысль. 1998. – 304 с.

17. Бурмыкина, О.Н. Гендерные различия в практиках здоровья: подходы к объяснению и эмпирический анализ [Текст] / О.Н. Бурмыкина // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - №2.

18. Быков, С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптивности [Текст] / С.А. Быков // Социологические исследования. - 2000. - №4.

19. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота [Текст] / Под ред. Петленко В.П. - СПб., 1997, Т.5.

20. Вангородская, С.А. К вопросу о диагностике самосохранительного поведения [Текст] / С.А. Вангородская // III Всероссийский социологический конгресс: программа, тезисы докладов, публикации, организаторы / ИС РАН, РОС. - М., 2008.

21. Васильева, О.С. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация [Текст] / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Школа здоровья. - 1999. - № 2.

22. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст] / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Академия, 2001. – 352 с.

23. Велла, В. Аспекты благосостояния, связанные со здоровьем и питанием // Бедность в России. Государственная политика и реакция населения [Текст] / Под ред. Д. Клугман. - Вашингтон: Всемирный банк, 1997. С.107 - 140.

24. Виенонен, М. Реформы здравоохранения в Европе: как они повлияли на охрану здоровья репродуктивного здоровья? [Текст] / М. Виенонен // Планирование семьи. - 2000. - №1 - 2.

25. Войцехович, Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Б.А. Войцехович. – Ростов н/Д., 2007.

26. Воронцов, И.М. // Педиатрия [Текст] / И.М. Воронцов. – 1997. - № 3. – С. 57 – 61.

27. Габриелян, К. Культура самосохранения в высшей школе [Текст] / К. Габриелян, Б. Ермолаев // Высшее образование в России. – 2005. - №6.

28. Гавалов, С.М. О пассивном курении и частоте бронхолегочной патологии у детей [Текст] / С.М. Гавалов, А.Е. Демченко, Д.Ф. Казначеева и др. // Педиатрия. - 1994. - №1.

29. Гавра, Д.П. Понятие социального института [Текст] / Д.П. Гавра // Регион. Экономика, политика, идеология. – 1999. – № 1/2.

30. Геворкян, Э.С., Адамян Ц.И., Минасян С.М. и др. Влияние физической нагрузки на кардиогемодинамические показатели [Текст] / Э.С. Геворкян, Ц.И. Адамян, С.М. Минасян и др. // Гигиена и санитария. - 2008. - № 3.

31. Герасименко, Н.Ф. Кризис здоровья и здравоохранения как угроза национальной безопасности страны [Текст] / Н.Ф. Герасименко. – М., 1998.

32. Горчак, С.Н. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни [Текст] / С.Н. Горчак // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. - Кишинев, 1991. С. 19 - 39.

33. Государственный доклад о состоянии здоровья населения в 1994гг. [Текст] // Здравоохранение РФ. - 1996. - №3.

34. Губенский, Ю.Д. Итоги и перспективы научных исследований по проблеме экологии человека и гигиены окружающей среды [Текст] / Ю.Д. Губенский, Н.В. Калинина А.Н. Мельникова Н.С. Орлова / Под ред. Ю.А. Рахманина. – М., 2001. – С. 82 – 96.

35. Губенский, Ю.Д. Экологические основы строительства жилых и общественных зданий [Текст] / Ю.Д. Губенский, В.А. Лещиков, Ю.А. Рахманин – М., 2004.

36. Гурвич, И.Н. Социальная психология здоровья [Текст] / И.Н. Гуревич. - СПб.: ИС РАН, 1999.

37. Демин, А.К. Социальное маркетинговое исследование по вопросам образования в области здоровья и укрепления здоровья среди подростков в 10 городах России [Текст] / А.К. Демин, Е.А. Кошкина, И.Д. Паронян и др. // Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России. – М.: РАОЗ, 1999.

38. Демченко, Т.А. Тенденции смертности в России в 1990-х годах [Текст] / Т.А. Демченко // Социологические исследования. - 2002. - №10. - С. 109 - 113.

39. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

40. Димов, В.М. Здоровье как социальные проблема [Текст] / В.М. Димов // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6. - С. 170 - 185.

41. Дмитриева, Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. [Текст] / Е.В. Дмитриева - М., 2002.

42. Дмитриенко, В.А. Образование как социальный институт: тенденции - перспективы развития [Текст] / В.А. Дмитриенко, Н.А. Ларья. - Красноярск, 1989.

43. Доклад о мировом развитии 2007: Развитие и новое поколение [Текст] / Всемирный банк. – М.: Весь Мир, 2007.

44. Дюркгейм, Э. Социология образования [Текст] / Под ред. В.С. Собкина, В.Я. Нечаева. - М., 1986.

45. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. [Текст] / И.В. Журавлева. - М.: Институт социологии РАН, 2002.

46. Журавлева, И.В. Изменение отношения к здоровью населения СССР [Текст] / И.В. Журавлева, Л.С. Шилова // Социальные проблемы здоровья и продолжительность жизни населения в СССР Финляндии / Доклады для IV советско-финского семинара. Кн. 1. М.: изд-во ИС РАН, 1992. С. 81-96.

47. Журавлева, И.В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] / И.В. Журавлева. – М.: Наука, Ин-т социологии РАН, 2006.

48. Журавлева, И.В. Отношение населения к здоровью [Текст] / И.В. Журавлева. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 184 с.

49. Журавлева, И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения [Текст] / И.В. Журавлева // Социологические исследования. - 2004. - №7.

50. Журавлева, И.В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания передающиеся половым путем [Текст] / И.В. Журавлева // Социологические исследования. - 2000. - №5. - С. 66 - 74.

51. Журавлева, Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи [Текст] / Л.А. Журавлева // Социологические исследования. - 2000. - №6. - С. 43 - 48.

52. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] – М., 1992.

53. Здоровье, образ жизни и обслуживание пожилых [Текст]. М.: Медицина, 1992. – 214 с.

54. Иванова, А.Е. Продолжительность жизни, свободной от инвалидности в России и за рубежом: проблемы сравнительного анализа [Текст] / А.Е. Иванова // Социологические исследования. – 2000. - № 12.

55. Информированность о здоровье – основа здорового образа жизни, монография по материалам исследования в десяти крупных городах Российской Федерации [Текст] / В.Р. Кучма, И.А. Демина, А.К. Демин. – М.: ММА им. Сеченова, Российская ассоциация общественного здоровья, 2003.

56. Каган, В.Е. Внутренняя картина здоровья – термины или концепция? [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 1993. - №1.

57. Квасенко, А.В. Психология больного[Текст] / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев – Л., 1980.

58. Ковалёва, А.А. Отношение населения к врачебной заботе о здоровье [Текст] / А.А. Ковалева // III Всероссийский социологический конгресс: программа, тезисы докладов, публикации, организаторы / ИС РАН, РОС. - М., 2008.

59. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст]. – М., 2002.

60. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации [Текст]. 1997. // www.med-pravo.ru

61. Кухтевич, Т.Н. Социология воспитания [Текст] / Т.Н. Кухтевич. - М., 1989.

62. Кучма, В.Р. Методические подходы к гигиенической классификации технических средств обучения [Текст] / В.Р. Кучма, Л.М. Текшева, О.Ю. Милушкина // Гигиена и санитария. - 2008. - № 3.

63. Кучма, В.Р. Состояние здоровья современных детей и подростков и формирование здорового образа жизни / XYI Съезд педиатров России [Текст]: материалы Съезда. / В.Р. Кучма, С.М. Сухарева. - 2009.- С. 324 -326.

64. Лакосина, Н.Д. Учебное пособие по медицинской психологии [Текст] / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. – Л., 1976.

65. Левин, Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен [Текст] / Б.М. Левин // Социологические исследования. - 1997. - №3. - С.102 - 108.

66. Левин, В.М. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков [Текст] / В.М. Левин, Э.С. Рутенбург. – Л., 1977.

67. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М: изд-во МГУ, 1972.

68. Лисицын, Ю.П., Детерминационная теория медицины [Текст] / Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко. - СПб., 1992. - 159 с.

69. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю.П. Лисицын. - М., 1982, - 40 с.

70. Лисицын, Ю.П. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. [Текст] / Ю.П. Лисицын. – М., 1982. – Т. 1.

71. Лисицын, Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка. [Текст] / Ю.П. Лисицын, И.В. Полунина. - М., 1984.

72. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала. [Текст] / К.Лоренц. - М., 1998. - 279 с.

73. Лузан, Н.В. К вопросу о заболеваемости ЗППП у несовершеннолетних [Текст] / Н.В. Лузан // Заболевания, передаваемые половым путем. - 1998. - №1.

74. Ляхович, А.В. Методология формирования здоровья в общеобразовательной школе // XYI Съезд педиатров России [Текст]: материалы Съезда. / А.В. Ляхович. - 2009. - С. 445 - 446.

75. Максимова, Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. [Текст] / Т.М. Максимова. – М., 2002.

76. Мирская, Н.Б. Здоровый образ жизни как основа профилактики нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников // XYI Съезд педиатров России [Текст]: материалы Съезда. / Н.Б. Мирская. - 2009.- С. 513 – 514.

77. Меграбян, А.А. Личность и сознание. [Текст] / А.А. Меграбян.- М., 1978.

78. Можаева, Т.М. Гигиеническое обоснование оптимизации обучения старшеклассников в современной общеобразовательной школе [Текст]: автореф. дис….канд. мед. наук. / Т.М. Можаева. – М., 1993.

79. Моргунова, А.Г. Образование как социальный институт: историография проблемы [Текст] / А.Г. Моргунова // Вестн. Самарского гос. ун-та. – 2003. – № 3: Гуманитарная серия. Философия.

80. Назарова, И.Б. Здоровье занятого населения [Текст] / Гос. ун-т Высшая школа экономики. / И.Б. Назарова. – М.: МАКС Пресс, 2007.

81. Назарова, И.Б. О здоровье населения в современной России [Текст] / И.Б. Назарова // Социологические исследования. - 1998. - № 11. - С. 117 – 123.

82. Население России: Второй ежегодный демографический доклад [Текст] / Отв. ред. А.Г. Вишневский. - М.: изд-во Евразия, 1994.

83. Нечаев, В.Я. Социология образования. [Текст] / В.Я. Нечаев. - М.: изд-во МГУ, 1992.

84. Никифоров, Г.С. Психология здоровья. [Текст]: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.

85. Николаев, М.Н. Вечная ценность семьи. [Текст] / М.Н. Николаев. – М.: Антиква, 2006. – 184 с.

86. Нилов, В.М. Социология здоровья. [Текст] / В.М. Нилов. – Петрозаводск, 2002.

87. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. [Текст] / С.С. Новикова. - Ростов: изд-во Наука, 2000.

88. Новые ценности образования. [Текст] / Под ред. Н.Б. Крыловой. – М., 1995. – 113 с.

89. Онищенко, Г.Г. Санитарно – эпидемиологическое благополучие среды и здоровья детского населения. [Текст] / Г.Г. Онищенко // Гигиена и санитария. – 2007. - №4.

90. Орлов, А.Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции [Текст] / А.Б. Орлова // Вопросы психологии. - 1991. - № 5.

91. Палсуо, Х. Восприятие здоровья и связанных с ним привычек и установок (сравнительное исследование взрослого населения в Хельсинки и Москве). [Текст] / Х. Палсуо, И.В. Журавлева, А. Уутелла, Н. Лакомова, Л. Шилова – М.: ИС РАН, 1998.

92. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья. [Текст] / В.Н. Панкратов. - М.: Института Психотерапии, 2001. - 352 с.

93. Пахальян, В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. [Текст]: учебное пособие / В.Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006.

94. Переведенцев, В. Недожитые годы: О сокращении продолжительности жизни в России [Текст] / В. Переведенцев // Новое время. – 2003. - № 20.

95. Положение о министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (в ред. постановлений Правительства РФ от 31 декабря 2004г. № 904, от 28 апреля 2006г. № 254). [Текст] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. - № 321.

96. Психология здоровья [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова, В.А. Ананьева. – СПб., 2000.

97. Рагимова, О.А. Роль института образования в формировании культуры здоровья [Текст] / О.А. Рагимова, Г.Ф. Андреева // III Всероссийский социологический конгресс: программа, тезисы докладов, публикации, организаторы / ИС РАН, РОС. - М.: 2008.

98. Рагимова, О.А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества. [Текст] / О.А. Рагимова. - Саратов: Саратовский ун-т, 2004.

99. Рапопорт, И.К. Особенности заболеваемости школьников и учащихся профессиональных училищ при завершении образования [Текст] / И.К. Рапопорт, Е.Г. Бирюкова // Гигиена и санитария. – 2007. - №1. – С. 67 - 70.

100. Реан, А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности [Текст] / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1998. - №4.

101. Резер, Т.М. Абитуриент 2001 – физическое и психическое здоровье [Текст] / Т.М. Резер // Социологические исследования. - 2001. - № 11.

102. Решетников, А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину) [Текст]: Руководство. – М.: изд-во Медицина, 2002. – 976 с.

103. Римашевская, Н. Неравенство доходов и здоровье [Текст] / Н. Римашевская, О. Кислицина // Народонаселение. - 2004. - №2. - С.5 - 17.

104. Римашевская, Н.М Формирование качества трудовых ресурсов страны [Текст] / Н.М. Римашевская // Народонаселение. - 2003. - №2. - С. 6 - 14.

105. Римашевская, Н.М. О социальной цене реформ [Текст] / Н.М. Римашевская // Куда идет Россия? – М.: изд-во Московская высшая школа социальных и экономических наук, 1995. - С. 364 - 367.

106. Римашевская, Н.М. Бедность и здоровье в России [Текст] / Н.М. Римашевская, И.В. Корхова //Народонаселение. – 2001. - №4 - С. 11 - 26.

107. Розин, В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема [Текст] / В.М. Розин // Мир психологии. - 2000. - №1. - С. 20 - 21.

108. Российское общество школьной и университетской медицины и здоровья 2008 год. [Текст]: Информационное письмо / Под редакцией В.Р. Кучмы. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - 23 с.

109. Российский статистический ежегодник. [Текст]: Официальное издание. - М.: изд-во Госкомстат России, 1997. - С. 222 – 226.

110. Русанова, Е.И. Комплексное изучение освещенности в вузе [Текст] / Е.И. Русанова, Н.А. Дрожжина, А.А. Горбов // Санитария и гигиена. - 2007. - №4.

111. Русинова, Н. Социальные неравенства в здоровье петербуржцев в первом постсоветском десятилетии [Текст] / Н. Русинова, Дж., Браун, Л. Панова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - Т. 6: Спецвыпуск «Санкт-Петербург в зеркале социологии». - С. 331 - 368.

112. Русинова, Н.Л. Экономические и социальные факторы продолжительности жизни в России: межрегиональный анализ [Текст] / Н.Л. Русинова, Л.В. Панова, В.В. Сафронов // www.ecsocman.edu.ru

113. Руткевич, М.Н. Процесс социальной деградации в Российском обществе [Текст] / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. – 1998. - №6. - С. 18 - 25.

114. Рывкина, Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 1990-х годов [Текст] / Р.В. Рывкина // Социологические исследования. - 2001. - №4.

115. Секач, М.Ф. Психология здоровья [Текст]: учебное пособие для высшей школы. - 2-е изд. - М., 2005.

116. Семенова, В.Г. Качество медико-статистических данных как проблема современного российского здравоохранения [Текст] / В.Г. Семенова, Г.С. Гаврилова // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2004. - № 2. - С. 11 - 19.

117. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей [Текст] / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2001. - № 4.

118. Соломенцева, Г.Б. Здоровье детского населения как фактор национальной безопасности России [Текст]: социологический аспект: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.04. / Г.Б. Соломенцева. - М., 2003.

119. Социальная справедливость и развитие [Текст]: доклад о мировом развитии. - Обзор. Вашингтон: Всемирный банк, 2006.

120. Социальное положение и уровень жизни населения России [Текст]: Стат. Сб. - М.: Изд-во Росстат, 2004.

121. Степанова, М.И. Гигиенические проблемы профильного обучения в старшей школе [Текст] / М.И. Степанова, А.С. Седова // Санитария и гигиена. – 2007. - №4.

122. Студенникова, Э.С. Гигиеническая характеристика факторов, формирующих здоровье дошкольников, проживающих в малых промышленных городах [Текст]: диссертация... кандидата медицинских наук: 14.00.07. / Э.С. Студенникова – Оренбург, 2005.

123. Суворова, А.В. Комплексная оценка здоровья и работоспособности подростков, обучающихся по программе «школа - ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. … канд. мед. наук. / А.В. Суворова. – СПб., 1998.

124. Сухарев, А.Г. Оптимальная двигательная активность как компонент здорового образа жизни детей // XYI Съезд педиатров России [Текст]: материалы Съезда. / А.Г. Сухарев. - 2009. - С.589 - 590.

125. Текшева, Л.М. Гигиенические аспекты использования компьютерных средств обучения в системе общего образования [Текст] / Л.М. Текшева, Е.В. Эльксина, М.А. Перминов // Гигиена и санитария. – 2007. - № 4.

126. Тоффлер, А. Футурошок. [Текст] / А. Тоффлер. – СПб.: Лань, 1997.

127. Укрепление здоровья детей школьного возраста: план действий по разработке региональных программ в России [Текст] // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2004. - №1 - 3.

128. Федоренко, Л.П. Возможности социальной информации в профилактике табакокурения [Текст] / Л.П. Федоренко // Социологические исследования. - 2001. - №1.

129. Филиппов, Ф.Р. Социология образования. [Текст] / Ф.Р. Филиппов. – М., 1980.

130. Фуфаева, О.А. Гигиеническая оптимизация учебного процесса общеобразовательных учреждений инновационного типа [Текст]: автореф. дис. … канд. мед. наук. / О.А. Фуфаева. – М., 2000.

131. Холмогорова, А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 1999. - № 2

132. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни [Текст] / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 3 - 14.

133. Черная, Н.Л. Медицинское обеспечение школьников в детских образовательных учреждениях [Текст] / Н.Л. Черная, И.В. Иванова, О.Д. Дадаева, М.Г. Штанюк // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2008. -.№1.

134. Чубирко, М.И. Гигиенические проблемы жилых и общественных зданий [Текст] / М.И. Чубирко, Н.М. Пичужкина, Л.А. Масайлова, И.А. Харченко // Санитария и гигиена. - 2007. - №5.

135. Чубирко, М.И. Состояние здоровья в учебных заведениях нового типа [Текст] / М.И. Чубирко, Н.М. Пичужкина, О.А. Фуфаева // Гигиена и санитария. – 1997. - №2. – С. 21 - 23.

136. Чубирко, М.И., Пичужкина Н.М., Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения [Текст] / под ред. А.И. Потапова. – Воронеж, 2004.

137. Шилов, Д.С. Школа и здоровье: проблемы, пути решения [Текст] / Д.С. Шилов // Актуальные проблемы валеологии в образовании. – М., 1997. – С. 13.

138. Шилова, Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения [Текст] / Л.С. Шилова // Социологические исследования. - 2000. - №11.

139. Шилова, Л.С. Трансформация самосохранительного поведения [Текст] / Л.С. Шилова // Социологические исследования. - 1999. - №5. - С.84 - 92.

140. Шубочкина, Е.И. Проблемы формирования здорового образа жизни учащихся учебных заведений // XYI Съезд педиатров России [Текст]: материалы Съезда. / Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова, Е.М. Ибрагимова. - 2009.- С. 634 - 635.

141. Шубочкина, Е.И. Образ жизни подростков и риски ухудшения здоровья [Текст] / Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова // III Всероссийский социологический конгресс: программа, тезисы докладов, публикации, организаторы / ИС РАН, РОС. - М., 2008.

142. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии. [Текст] / Я. Щепалньский. - М., 1969.

143. Этциони, А. Социоэкономика: дальнейшие шаги [Текст] / А. Этциони // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3. - №1.

144. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии. [Текст] / В.А. Ядов. – М., 1975. - С. 89 - 105.

145. Яковлева, Т.В. Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи [Текст] / Общенациональный Форум «Здоровье детей – основа здоровья нации»: материалы Форума. / Т.В. Яковлева. - 2009. - С. 2-6.

146. Allport, G. W. Attitudes. In: C. Murchison (ed.), Handbook of Social Psychology. Worcester, Mass: Clark Univ. Press. Pp. 798-884, 1935.

147. Andreasen A.R. Marketing social change: changing behavior to promote health, social development, and the environment. Jossey-Bass, 1995.

148. Asch, S. E. Social Psychology. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1952.

149. Сhein, I. Behavior Theory and the Behavior of Attitudes. Psychol. Rev., 1948, ¹ 55, рр. 175-188.

150. Сockerham W., Rutten A., Abel T. Conceptualizing contemporary health lifestyles: moving beyond Weber // The Sociological Quarterly. 1997. Vol. 38. No 2.

151. Essentials of health behavior: social and behavioral theory in public health / Mark Edberg. Jones and Bartlett Publishers, Inc., 2007.

152. Glanz K., Rimer B.K., Viswanath K. Health Behavior and Health Education: Theory, Research, and Practice, 2008.

153. Homans G.S. The sociological relevance of behaviorism // Behavioral sociology. Ed. R. Burgess, D. Bus-hell. N. Y., 1969.

154. Katz, D., and E. Stotland. A Preliminary Statement of a Theory of Attitude Structure and Change. In: S. Koch (ed.), Psychology: Study of a Science. Vol. 3. New York: McGraw-Hill. Pp. 423-475, 1959.

155. Kelman, H. C. Compliance, Identification, and Internalization: Three Processes of Opinion Change. J. Confl. Resol., 2, 1958.

156. McGuire, William J. The Nature of Attitudes and Attitude Change. In: Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character: the Study of Madal Personality and Sotiocultural System. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Handbook of Sotial Psuchology. Reading, Mass, Menlo Pork, Calif., L.: 1969, vol. 4.

157. Murray R.B. Health promotion strategies through the life span. New Jersey, 2009.

158. Parsons Т. Essays on sociological theory. N. Y., 1964.

159. Thomas, W. I. And Florian Znaniecki. Social Environment, Attitudes, and Values.In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972.

160. Waldron I. Gender and health-related behavior // Health behavior. Emerging research / Ed. by D.S. Gochman. NY: Plenium Press, 1988.

161. Сampbell, D. T. The Generality of Social Attitudes. Doctoral dissertation, University of California, Berkeley, 1947; Social Attitudes and Other Acquired Behavioral Dispositions. In: S. Koch (ed.), Psychology: a Study of a Science. Vol. 6. New York: McGraw-Hill, 1963. Pp. 94-172.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Роль поведения в структуре факторов здоровья [47]


Рис. 2. Структура самосохранительного поведения [47]


 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: