Функциональная типология и современные особенности

Православный храм несет одну главную спасительную цель – собрание Церкви, христианской общины под свой покров, чтобы там вознести соборную молитву Богу и, соединяясь в Тело Христово через участие и принятие святых Таинств Церкви, обрести через очищение от грехов тот единственный Путь, который откроет верным чадам Христовым (обоженным и чистым сердцем) врата уготованного Богом вечного Царства Небесного.

Православные храмы сегодня возраждаються из руин, воздвигается множество новых. Помолиться сегодня можно не только в монастырях и соборах в центре города, но и практически в каждом районе, даже на окраине. В больнице, на вокзале, в учебных заведениях и даже в военной части!

Но случайно ли они там появились или были на то объективные причины и необходимость?

Православные храмы уже давно, в связи с разнообразной деятельностью человека и его духовными потребностями, разделились на такие основные функциональные группы (большинство из которых могут соединять две или несколько особенностей):

1. Приходские церкви – среднего размера храмы (на 100-500 (1000) чел.) в районах городов, поселках, селах с постоянным приходом, общиной, настоятелем (+1-2 сослужащих священника) с диаконом и клиром.

Богослужения совершаются в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб.

Храмы могут состоять в едином комплексе церковных зданий или стоять отдельно, при этом являясь духовным ядром приходского комплекса (или духовно-просветительного, культурного центров).

Такие храмы могут иметь от одного до трех приделов, а также нижний храм с таким же количеством (по необходимости).

Колокольня надстроена над входом или является отдельно стоящим сооружением.

Это самый распространенный тип церкви местного, районного значения.

Деятельность прихода может иметь и другие функциональные особенности (просветительство, благотворительность, социальное служение), что может влиять на размеры, устройство и устав богослужений.

2. Соборные кафедральные церкви – большого размера храмы (от 1000-10000 чел.) в центральной части городов, при епископских кафедрах, митрополиях, епархиальных управлениях, Духовных Семинариях и Академиях или духовно-просветительских и православных культурных центрах, которыми они могут быть одновременно. С приходом, общиной, настоятелем-протоиереем или епископом (с несколькими сослужащими священниками и диаконами), с клиром.

Богослужения совершаются в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб.

Чаще строятся отдельно стоящими, но могут состоять и в едином комплексе церковных зданий и являться духовным ядром большого района, города или епархии.

Соборы имеют от трех и более приделов, а также нижний храм с таким же количеством (по необходимости).

Колокольня надстроена над входом или является отдельным сооружением.

Этот тип храма может иметь как городское (кафедральное), так и областное (епархиальное), региональное или даже государственное (миссионерское) значение.

3. Монастырские церкви – маленького, среднего и большого размеров (на 100-5000 чел.), размещенные в центре монастырей (в городе или на окраине, в селах, поселках), скитов, подворий. С приходом, монашеской общиной и архимандритом-настоятелем, с сослужащими иеромонахами и иеродиаконами. Ежедневные богослужения с совершением отдельных церковных треб.

Такие храмы состоят в едином комплексе монастырских зданий, хотя и отдельно при этом являясь духовным ядром. Могут иметь от одного до трех приделов, а также нижний храм с таким же количеством приделов (по необходимости обители).

Колокольня надстроена над входом или является отдельным сооружением.

Этот тип может иметь как городское, так и областное, региональное или даже государственное (международное) значение (Лавры).

4. Больничные церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-300 чел.) при больницах (госпиталях, роддомах, поликлиниках) в городах, поселках.

С приходом, общиной, настоятелем и дияконом.

Богослужения совершаются в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб (некоторых ежедневно), особенно для больных.

Такие храмы могут быть как отдельно стоящими возле медицинских учреждений, так и встроенными в их корпуса. Могут иметь от одного до трех приделов.

Колокольня – или отдельно стоящая, или звонница над входом. Часто больничные храмы могут совмещать и функцию приходских.

Этот тип храмов может иметь как городское, так и обласное или местное значение.

5. Военные церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-300 чел.) при военных частях, вузах, в городах, поселках. С приходом, общиной и настоятелем (капелланом).

Богослужения в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб (некоторые ежедневно, по необходимости), особенно для военных.

Нередко такие храмы могут быть встроенными (домовыми) или пристроенными, реже – отдельно стоящими (или походными – в виде палатки).

Могут иметь колокольню или звонницу над входом.

6. Тюремные церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-300 чел.) при тюремных изоляторах, в городах, поселках.

С приходом, общиной и настоятелем.

Богослужения в праздничные и воскресные дни с совершением всех церковных треб (некоторые ежедневно, по необходимости), но только для заключенных.

Нередко такие храмы могут быть встроенными (домовыми) или пристроенными, реже – отдельно стоящими.

Могут иметь звонницу или колокольню над входом (зависит от режима содержания заключенных).

7. Кладбищенские церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-900 чел.) на кладбищах или возле них, в городах, поселках, селах с приходом, общиной и настоятелем. Богослужения совершаются в праздничные (особенно поминальные) и воскресные дни, с совершением некоторых треб (отпевания, поминовений) особенно над усопшими. Чаще – отдельно стоящие, могут иметь небольшие церковные сооружения и выполнять функции приходского храма.

Могут иметь колокольню или звонницу над входом.

8. Учебные (училищные, академические или университетские) церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-500 человек) при вузах, в городах, поселках с приходом, общиной и настоятелем. Богослужения в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб (особенно для учащихся). Храмы, как правило, являются встроенными в здания учебных заведений, в виде часовни или отдельно стоящего сооружения (но очень редко). Храмы могут быть как двух- так и трехчастные. При храме оборудуются помещения, приспособленные для церковного причта (отдельные здания для этого редко предоставляются). Храмы могут иметь звонницу над входом или вовсе ее не иметь. Учебные храмы могут выполнять параллельно и функции приходских.


9. Домовые церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 50-100 человек) встроенные или размещенные в самом здании (учреждениях, временных комнатах для общин без храма, благотворительных заведениях, жилых комплексах и др.), в городах, поселках, селах с приходом, общиной и настоятелем с клиром. Богослужения в праздничные и выходные дни с совершением всех церковных треб.

Такие храмы были особенно распространены до 70-летнего атеистического периода. В наше время этот тип может расматриваться как временное богослужебное помещение или как постоянное, но обеспечивающее лишь очень малый или ограниченный (из-за малой площади) круг прихожан, в виду тех или иных причин. Домовые церкви могут иметь как двух- так и трехчастное устройство. Как правило рядом с помещением храма оборудуются комнаты для церковного причта, звонниц не придусмотрено.

Домовые храмы в зависимости от размещения и значимости деятельности общины могут иметь различное духовное значение, чаще районное.


10. Безприходские церкви – маленького размера храмы-памятники или часовни-мемориалы (до 50 человек) в городах, поселках с чаще нанимаемым священником и клиром. Богослужения в праздничные дни, дни памяти или других дат с совершением отдельных церковных треб.

Каких-либо церковных сооружений при храме не возводится, кроме музеев или помещений для обслуживающего персонала. Иногда подобные храмы трансформируются в приходские, тогда они могут быть достроены, расширены и уже при них сооружаются дом причта и другие сооружения, включая звонницу или колокольню.

Символическое значение таких храмов (очень редко по духовной деятельности прихода) может быть как городское так и государственное.


Кроме вышеуказаных основных функциональных типов православных храмов встречаются и миссионерские или “мобильные” храмы: оборудованные в вагонах поездов под православный храм, помещения под храмы на кораблях, которые на протяжении движения по тем или иным маршрутам, обслуживают духовные потребности верующих в местности, где нет храма (селах, поселках), по разным причинам. Кроме этого, в связи с новыми условиями формирования православных храмов в современной застройке и наступлением на наши культурные и религиозные традиции различных религиозных и псевдохристианских сект и деноминаций активно начинают строиться в крупных городах Украины, особенно в западных и восточных регионах, а в последние годы и в центральном – Духовно-просветительские, культурные, миссионерские, церковные и просто приходские православные центры или комплексы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: