Подведем итоги

К латентному (скрытому, неявному, бессознательному, случайному, непроизвольному) научению относится:

1. Формирование ассоциаций, причинно-следственных связей между совпадающими афферентными дифферентными раздражителями.

2. Ассоциативное инструментальное научение без явного выраженного натурального подкрепления.

3. Инструментальное научение, не соответствующее ведущей потребности.

Согласно современным понятиям (Ж. Годфруа, 1992), латентное научение относится к когнитивному научению, то есть научению связанному с мыслительными, интеллектуальными процессами у животных. И речь должна идти не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между ситуацией и ответом организма, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий. Предполагается, что при латентном научении в центральной нервной системе формируется своеобразная карта окружающей среды с определением возможной значимости ее составляющих для животного. Таким образом, собака на любой прогулке и в любой ситуации все запоминает, чтобы потом, в нужное время, воспользоваться своим опытом и знанием.

Границы оперативной памяти у собаки лежат в пределах 10 секунд. В этом промежутке у собаки формируется причинно-следственная связь. Первый сигнал (раздражитель) она связывает с причиной, второй – со следствием. Должно произойти несколько повторений, чтобы собака научилась, запомнила.

Таким образом собака учится везде и всегда.

Значение латентного научения в воспитании и дрессировке заключается в ознакомлении животного с теми стимульными ситуациями (обстановкой, раздражителями, их закономерными связями между собой и двигательными реакциями), в которых ему придется осваивать специальные навыки и работать. Это значительно облегчает процесс формирования нужного поведения. А если вы ненавязчиво, но многократно будете что-нибудь повторять, то ваша собака сможет освоить это до навыка, причем, не используя пищевых и других мотиваций. Потом вам понадобиться только придумать команду для этого действия.

Латентное научение очень трудно использовать в дрессировке.

Лекция 20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: