Даже любовь к самому себе бывает безответной.
(Михаил Генин).
Самосознание – это система представлений человека о самом себе и отношений человека к самому себе.
Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Высшим и элементом психической структуры личности является самосознание.
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.
Мыслительную, умственную сторону самосознания личности психологи определяют как Я – концепцию (образ «Я») – это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. То есть, если из самосознания исключить чувства (если это вообще возможно сделать), эмоции, то это и будет Я-концепция.
В образ «Я» (Я-концепцию) встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Он включает в себя три компонента (по И.С. Кону):
1. Когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;
2. Эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.
3. Поведенческий (волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.
Психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я - концепций», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих своё значение в данной ситуации социального взаимодействия. Я-концепция может быть целостной или противоречивой, адекватной или неадекватной.
Вопросы:
1.Дайте определение «Я - концепции».
2.Чем Я-концепция отличается от самосознания?
3.Назовите три компонента Я-концепции (по И.С. Кону).
4.В каком возрасте Я-концепция активно формируется? Как вы думаете, с чем это связано?