Структура продукции - это соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре продукции - значит сохранить в фактическом выпуске запланированные удельные веса изделий в общем выпуске продукции.
Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на многие экономические показатели: стоимость произведенной продукции, выручку от реализации, себестоимость продукции, прибыль, уровень рентабельности. Если увеличить удельный вес высокорентабельных изделий, то увеличится размер прибыли предприятия. Одна из задач анализа - рассчитать фактический выпуск при сохранении плановой структуры. Для этого необходимо фактический выпуск всех видов продукции умножить на запланированный удельный вес каждого изделия в общем выпуске продукции.
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используется метод прямого счета и метод средних цен.
При прямом методе расчета используется формула:
∆ВПс = ВПф-ВП´, (68)
|
|
где ВПф - фактический выпуск продукции при фактической
структуре продукции, руб.;
ВП ' - фактический выпуск продукции при плановой
структуре, руб.
При использовании метода средних цен используется формула:
(69)
где ∆ВПс - прирост объема продукции за счет изменения
структуры, руб.;
и - средняя отпускная цена группы изделий, и плановая
(прошлого периода), руб.;
Kф - фактическое количество изделий в отчетном периоде, шт.